К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 2 август 2002 г.



ЗАСЕДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА СПАСЕНИЯ АРАЛА

Заседание Правления Международного Фонда Спасения Арала состоялось в г. Душанбе 23 августа 2002 г.

В повестку дня заседания были включены следующие вопросы:

1. О ходе реализации программ и проектов, связанных с решением проблем Аральского моря за счет всех источников финансирования.

2. О формировании средств Международного Фонда спасения Арала за счет взносов государств-учредителей, стран-доноров и международных организаций.

3. Об основных направлениях программы бассейна Аральского моря на период 2002-2010 гг.

4. О проведении встречи с донорами по проблемам бассейна Аральского моря.

5. О проекте повестки дня очередной встречи Глав Государств Центральной Азии по проблемам Аральского моря.

6. Об утверждении плана работы Правления МФСА на 2002-2003 гг.

7. Об организации Регионального Центра Гидрологии под эгидой Исполнительного Комитета МФСА.

8. О деятельности Межгосударственной Комиссии устойчивого развития
 
Представители Исполкома МФСА выступили с информацией по всем вопросам повестки дня, которая была принята присутствующими к сведению.

Во всех государствах Центральной Азии в 2000-2002 годах проводились меры по реализации задач оздоровления экологической обстановки за счет собственных средств. Исполком МФСА и его филиалы в государствах Центральной Азии направили основные усилия на обеспечение социальной поддержки населения и реализацию решений Правления Фонда.

Республика Казахстан. По состоянию на 01.07.2002 г. в фонд поступило взносов в сумме 221,3 млн. тенге.

Кыргызская Республика. Выделено средств по статье «членские взносы в МФСА» в сумме 4,0 млн. сомов и 7,6 млн. сомов софинансирования по проекту GEF. По состоянию на 01.08.2002 г. объемы капитальных вложений составили более 364,4 млн. сомов (7,2 млн. долл. США).
Туркменистан. Правительством Туркменистана за счет всех источников профинансированы мероприятия и работы, направлены на улучшение экологической, санитарно-эпидемиологический и мелиоративной обстановки в Туркменском Приаралье в объеме 202495,0 млн. манат, что эквивалентно 38,94 тыс. долл. США, из них за счет текущих взносов Туркменистана предусмотрено 32598,5 млн. манат или 5933 тыс. долл. США. Выполнено работ на сумму 32582,5 млн. манат (5931 тыс. долл. США).

Республика Таджикистан. В фонд поступило взносов в сумме 473,5 тыс. сомони.

Республика Узбекистан. За 2000-2002 гг. поступило взносов в сумме 11625 млн. сум.

Все эти средства направлены на строительства приоритетных объектов производственного и социального назначения, перечень которых согласован с Правительством Республики и утвержден Исполкомом МФСА.

Президентом МФСА в феврале 2002 г. избран Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов. По согласованию с Главами государств-учредителей МФСА председателем Исполкома МФСА назначен С.М. Аслов. Исполкомом МФСА проводится работа по организационному обеспечению аппарата и поиску средств доноров. В связи с обращением Президента Фонда Всемирный банк выделил из проекта GEF 100 тыс. долларов США на оказание технической помощи.

Принимая во внимание, что программа неотложных мер по преодолению кризиса Аральского моря разрабатывалась в начале 90-х годов прошлого столетия, становится очевидным, что назрела необходимость уточнения ранее имевшихся приоритетов.

Учитывая успехи стран по разработке технических и экономических основ национальных и региональной стратегии управления водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря, нужно констатировать необходимость концентрации усилий специалистов региона на подготовке долгосрочных межгосударственных соглашений по рациональному и стабильному использованию водно-энергетических ресурсов бассейна Аральского моря. Достижение таких соглашений позволит странам бассейна выйти на новый уровень взаимовыгодного сотрудничества и устойчивого развития региона.

В ходе реализации программы неотложных мер и разработки стратегии межгосударственного сотрудничества по рациональному использованию и управлению водными ресурсами и окружающей средой, удалось выявить острую необходимость реабилитации ирригационной инфраструктуры и, в частности, водно-энергетических сооружений.

Как известно, сельское хозяйство является основой экономики государств Центральной Азии. Доля сельского хозяйства в валовом национальном доходе стран достигает более 30%. При этом, получение стабильных урожаев возможно лишь при обеспечении достаточного увлажнения — орошения. Наличие и доступность водных ресурсов в значительной мере обеспечивает стабильность сельскохозяйственного производства. В этом отношении наблюдение и контроль за водными ресурсами играют непреходящую роль. Только наличие своевременной и надежной информации о снежно-ледовых запасах и мониторинг за водными объектами позволят надежно прогнозировать доступные водные ресурсы, а значит, прогнозировать водность года и состав сельскохозяйственных культур и их урожайность.

Природопользование в странах Центральной Азии, в частности управление водными и земельными ресурсами усложняется наличием стихийных природных явлений, таких как паводки, сели, оползни и др. В этой связи назрела необходимость разработки и реализации программы мер, направленных на ликвидацию причин и преодоление последствий таких процессов, наносящих непоправимый урон экономике стран.

Каждая из стран Центральной Азии имеет собственную стратегию устойчивого развития. Общей чертой стратегий является их направленность на повышение жизненного уровня населения. Новые суверенные государства Центральной Азии наряду с большими экологическими и экономическими проблемами сталкиваются также со сложными социальными проблемами. Подготовка и реализация программ социальной реабилитации, совершенствования систем здравоохранения, создания новых рабочих мест является одним из главных приоритетов всех стран региона. Содействие в реализации этих программ является неотложной задачей МФСА.

Важнейшим фактором укрепления кооперации и тесного сотрудничества в различных областях, включая управление водными ресурсами и окружающей средой, является наличие межгосударственных связей и межгосударственных организаций, способных реализовать совместные проекты. Укрепление технической базы таких организаций, повышение их правового статуса требуют значительных усилий всех стран региона.

Актуальными вопросами приоритетных направлений деятельности МФСА являются:

  • Разработка региональной и национальных программ природоохранных мероприятий в зоне формирования стоков.
  • Разработка региональной и национальных программ водосбережения и сокращения расходования воды в отраслях экономики.
  • Разработка международной программы санитарно-экологического оздоровления населенных пунктов и природных экосистем Приаралья.
  • Разработка международной программы восстановления экологической устойчивости и биологической продуктивности ценных природных экосистем Приаралья, вошедших в перечень природных объектов, подлежащих международной охране.

Утверждение новых приоритетов Программы бассейна Аральского моря требует активизации работ с международными организациями и странами-донорами.

В этой связи Исполком МФСА считает необходимым после утверждения Главами государств приоритетов Программы бассейна Аральского моря организовать встречу доноров по проблемам бассейна Аральского моря в конце ноября текущего года. Этот вопрос предварительно обсужден с представителями Всемирного банка, Европейского Союза, Азиатского банка развития, ЮСАИД и другими организациями.

Предполагается, что Исполком МФСА совместно с Правительствами государств Центральной Азии до ноября 2002 года по утвержденным приоритетам, на основе которых будет разрабатываться новая ПБАМ, подготовить проекты, технические предложения и другие необходимые материалы. Оповещение доноров и другие предварительные мероприятия проводятся ИК МФСА сразу же после утверждения решения Правления МФСА о проведении данной встречи.

В связи с этим, участники встречи приняли решение внести на рассмотрение очередной встречи Глав государств Центральной Азии по проблемам бассейна Аральского моря следующие вопросы:

  • Утверждение основных направлений программы бассейна Аральского моря на период 2002-2010 гг. (по согласованию с правительствами стран);
  • Об обеспечении организационной деятельности Исполкома МФСА;
  • Принятие Душанбинской декларации Глав государств Центральной Азии по проблемам бассейна Аральского моря.

С учетом представленных предложений и замечаний Правительств государств учредителей Фонда составлен план работы заседаний Правления МФСА на 2002-2003 годы, который был утвержден на данном заседании.

Участники встречи также приняли решение образовать Региональный центр гидрологии (РЦГ) под эгидой Исполнительного комитета МФСА. Председателю ИК МФСА после согласования с правительствами стран ЦА, поручается утвердить Положение об РЦГ.

Вопрос об организации РЦГ между Швейцарской миссией по Аральскому морю, ИК МФСА и национальными гидрометеослужбами региона обсуждался более двух лет. В феврале 2001 года гидрометеослужбы стран Центральной Азии приняли решение о техническом сотрудничестве в рамках РЦГ. В июле 2002 г. Швейцарская миссия по просьбе большинства национальных гидрометеослужб региона обратилась с официальной просьбой об организации данного центра под эгидой ИК МФСА. Деятельность РЦГ на 10-15 лет будет финансироваться Швейцарским правительством.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «К ИНТЕГРИРОВАННОМУ УПРАВЛЕНИЮ ВОДОСБОРАМИ: УСИЛЕНИЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ УЧЕНЫМИ, ПОЛИТИКАМИ И ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ»


Международный симпозиум состоялся 18-22 августа 2002 г., в Кальмаре, Швеция.
Симпозиум был организован совместной программой ЮНЕСКО и ВМО «Гидрология для окружающей среды, жизни и политики» (HELP), а также Шведским комитетом IHP и Шведским исследовательским советом.

От Центральной Азии в симпозиуме приняли участие А.М. Шапиро (НИЦ МКВК) и Ю.С. Камалов (Союз защиты Арала и Амударьи).

В Заявлении Симпозиума подчеркивается, что вода является ключевым фактором для обеспечения продовольственной безопасности, улучшения здоровья людей и снижения бедности.
Для достижения целей, провозглашенных Декларацией Тысячелетия ООН, необходимо оценить будущие альтернативы развития посредством интегрированного управления водными и земельными ресурсами и найти приемлемый баланс между потребностями общества и природой, привлекая для этого водопользователей, политиков, менеджеров и ученых.

В материалах симпозиума содержится несколько успешных подходов к устойчивому управлению водными и земельными ресурсами:

  1. Создание, расширение и использование структуры для более тесной совместной работы экспертов, водных менеджеров, водопользователей и ученых.
  2. Стимулирование научного сообщества для разработки методов участия водопользователей в процессе принятия решений.
  3. Связь физической и нефизической научной информации, определяющей риски и неопределенности, оценку вариантов, потенциальное воздействие на будущие стратегии управления и т.п.
  4. Поддержка действий, основанных на хорошо информированных и сбалансированных решениях в сфере водопользования.

Дальнейшие усилия должны быть направлены на использование положительного опыта программы HELP во всем мире. Рекомендации симпозиума будут включены в повестки дня для обсуждения на Всемирном Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (Южная Африка) в августе 2002 г. и третьего Всемирного Водного Форума в марте 2003 г. в Киото, Япония.