ОЧЕРЕДНОЕ 34-е ЗАСЕДАНИЕ МКВК
27 августа 2002 г. в г. Чолпон-Ате под председательством заместителя Министра,
Генерального директора Департамента водного хозяйства Кыргызской Республики
Б.Т. Кошматова, состоялось очередное 34-е заседание Межгосударственной координационной
водохозяйственной комиссии.
Повестка дня заседания предусматривала рассмотрение следующих вопросов:
1. О ходе вегетации и уточнение режимов работы водохранилищ и лимитов в
бассейнах рек Амударья и Сырдарья.
2. Программа обеспечения финансово-хозяйственной деятельности МКВК и его
исполнительных органов на 2003 год:
-
План финансирования эксплуатационных нужд;
-
План проектных работ;
-
План научных работ МКВК и его организаций на 2003-2005
гг.;
-
План работ КМЦ МКВК и национальных метрологических организаций;
-
План работ Тренингового центра МКВК.
3. О программе и механизмах совершенствования основных направлений деятельности
МКВК.
4. Об участии делегации МКВК в XVII Конгрессе МКИД 21-28 июля 2002 г., Монреаль,
Канада.
5. Об утверждении мероприятий по проведению в г. Алматы 5-7 мая 2003 г.
научно-практической конференции «Проблемы и пути решения комплексного использования
и охраны водных ресурсов в Центральноазиатском регионе».
6. Информация о ходе реализации компонента А-1 проекта GEF.
7. О повестке дня и месте проведения 35-го заседания МКВК.
Принята к сведению информация БВО "Амударья" и БВО "Сырдарья"
о проделанной работе по реализации лимитов водозаборов и о фактическом режиме
работы каскадов водохранилищ на реках Амударье и Сырдарье за прошедший период
вегетации текущего года. Обеим БВО поручено принять необходимые меры по соблюдению
установленных лимитов водозаборов и подготовить предложения по режиму работ
каскадов водохранилищ, предотвращающему повышенные сбросы в осенне-зимний
период и представить к 20.09.2002 г. членам МКВК на рассмотрение.
Члены МКВК одобрили заявленную смету расходов БВО «Амударья», БВО «Сырдарья»,
НИЦ МКВК и его филиалов на финансирование их деятельности на 2003 г. Всем
руководителям исполнительных органов поручено подготовить сметы расходов с
необходимыми обоснованиями для их утверждения к следующему заседанию МКВК.
Участники заседания утвердили: план научно-исследовательских работ НИЦ МКВК,
план работ КМЦ МКВК на 2003-2005 гг., смету затрат на их реализацию на 2003
г., план работ Тренингового центра на 2003 г.
Членам МКВК поручено определить НИИ, проектные организации исполнителей
НИР, с детализацией их тематики и учетом их научно-технического потенциала
и принять меры по обеспечению финансирования указанных работ в полном объеме.
Собравшиеся одобрили основные направления «Программы совершенствования деятельности
МКВК». НИЦ МКВК, БВО «Амударья», БВО «Сырдарья» поручено представить к очередному
заседанию согласованные мероприятия по совершенствованию деятельности МКВК
с конкретизацией сроков и исполнителей, с учетом мнения стран-участниц МКВК.
Участники встречи, заслушав информацию об участии делегации МКВК в XVII
Конгрессе МКИД, 21-28 июля 2002 г., Монреаль (Канада), считают необходимым
ускорить организацию национальных комитетов МКИД в странах ЦА.
Члены МКВК приняли решение согласиться с предложением по подготовке и проведению
5-7 мая 2003 г. в г. Алматы научно-практической конференции «Проблемы и пути
решения комплексного использования и охраны водных ресурсов в Центрально-Азиатском
регионе». Утверждены состав организационного комитета и рабочей группы, а
также план мероприятий по подготовке конференции. Принято решение организовать
сбор докладов на конференцию. Спонсировать проведение конференции выразили
согласие Швейцарское агентство международного сотрудничества и координации
и «Атакент-Экспо» (Казахстан). Ход подготовки к конференции будет рассматриваться
на последующих заседаниях МКВК.
Также к сведению принято заявление представителя Агентства GEF о том, что
миссия Всемирного банка согласилась с возможным продлением контракта международного
консультанта и рекомендовала рассмотреть на заседании согласительной комиссии
совместно с рабочей группой МКВК состав регионального и национального отчетов
с принятием соответствующего решения.
Следующее 35-е заседание МКВК планируется провести в Туркменистане в ноябре
2002 г.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Указом Президента Республики Казахстан № 931 от 28.08.2002 г. Министерство
природных ресурсов и окружающей среды Республики Казахстан реорганизовано
в Министерство охраны окружающей среды РК.
Министром охраны окружающей среды РК назначена Смакова Айткуль Байгазиевна.
Функции и полномочия в области управления водными ресурсами, лесного, рыбного
и охотничьего хозяйства переданы Министерству сельского хозяйства РК.
Правительству Республики Казахстан поручено обеспечить образование Комитета
по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
СОВМЕСТНЫЙ СЕМИНАР МКВК И ЭСКАТО ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ И УСТОЙЧИВОМУ
УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Данный семинар состоялся в г. Чолпон-Ата, 27-30 августа 2002 г.
Участники семинара отметили важность работ по использованию методов стратегического
планирования в вопросах развития и устойчивого управления водными ресурсами
(СПУ УВР) для Центральной Азии с учетом специфики региона и каждой из стран.
Учитывая важность подхода стратегического планирования, участники обратились
с просьбой к ЭСКАТО организовать специальную программу с участием МКВК по
применению методов СПУ УВР в странах Аральского бассейна. В качестве первого
этапа этого проекта участники семинара обратились с просьбой к ЭСКАТО и другим
донорам оказать содействие в подготовке специалистов высшего и среднего звена,
предусмотрев в программе Тренингового центра МКВК специальный курс по СПУ
УВР.
Участники семинара считают целесообразным проведение в Тренинговом центре
МКВК серии региональных семинаров по СПУ УВР и при поддержке ЭСКАТО изучение
существующих материалов по СПУ УВР, а также проведение семинара для будущих
преподавателей (по два человека от каждой страны и исполнительных органов
МКВК) упомянутого курса.
Участники проявили интерес к применению методов СПУ для удовлетворения приоритетных
потребностей на базе пилотных проектов. В качестве пилотных объектов могут
быть использованы по два гидрографических бассейна в каждом государстве Центральной
Азии.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МКВК С ДОНОРАМИ
МКВК имеет более чем 10-летний опыт совместной работы с международными донорскими
организациями. Начиная с 1992 года, когда ИК МГСА совместно с МКВК подготовил,
при участии ряда доноров, программу «ASBP», которая была утверждена в 1994
году главами государств в г. Нукусе в виде «Программы конкретных действий».
В 2000-2001 гг. МКВК неоднократно обращала внимание доноров и Всемирного
банка на необходимость организации сотрудничества доноров между собой и с
МКВК с целью повышения эффективности донорской помощи.
Появление новых доноров, активно сотрудничающих с МКВК, CIDA, SDС и др.,
способствовало значительно большей степени партнерства и доверия между обеими
сторонами, что в значительной степени определило их высокую эффективность.
Начиная с февраля 2002 года было проведено две совместных встречи доноров
и МКВК (в Алма-Ате и в Бухаре), на которых были намечен определенный порядок
координации донорской помощи и взаимодействия с МКВК.
В конце 2001 года МКВК на своем заседании утвердило перечень приоритетных
проектов, рекомендованных донорам. Дважды эти программы обсуждались донорами
совместно с МКВК в Алма-Ате в феврале и в Бухаре в апреле 2002.
Современные предложения сводятся к следующему:
1. Субъектами донорской помощи могут быть как региональные водохозяйственные
проекты, межгосударственные, охватывающие интересы всех стран по бассейнам,
охватывающие интересы двух или более стран, так и национальные проекты, и
одновременно двухсторонние проекты, осуществляемые в интересах двух стран
на международных водах или с целью их эффективного использования и охраны.
Приоритеты водохозяйственных объектов определяются МКВК или органами водного
хозяйства государств.
2. Исполнение совместных работ должно осуществляться, в основном, силами
местных организаций по программе и при участии (наблюдении) зарубежных консультантов
или органов на сугубо паритетных началах. При этом непременным условием такого
выполнения работ должно быть совместная подготовка технических заданий, плана
и содержания проекта, графиков выполнения и выходов, в соответствии с которыми
осуществляется оплата и финансирование работ.
При этом оплата, как местным исполнителям, так и зарубежным участникам должна
проводится только при успешном выполнении работ по этапам. Это позволит в
значительную степень удешевить проекты и повысить их эффективность.
3. Координация доноров между собой и доноров с органами МКВК должна быть
организована, чтобы повысить эффективность проведения работ. Такую координацию
очевидно – можно организовать путем создания донорами координационного совета,
который на ротационной основе будет возглавляться поочередно представителями
основных организаций, спонсирующих Аральскую программу. Этот орган, собираясь
периодически в своем составе, будет обсуждать ход работ, обеспечение финансирования
проекта, координацию между проектами, их увязку и использование положительного
опыта одних проектов для других. Такая постановка вопроса позволит осуществить
целевое планомерное развитие деятельности всех участников программы и постоянно
следить за эффективностью и поддержанием духа сотрудничества между ними, включая
доноров.
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА «ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ (ИУВР-ФЕРГАНА)»
9-13 сентября 2002 г. в Ошском филиале Тренингового центра МКВК проходил
семинар-тренинг на тему «Социальная мобилизация и развитие организаций». Организаторами
семинара явились НИЦ МКВК, Международный институт по управлению водными ресурсами
(IWMI).
Задача тренинга организация ассоциаций водопользователей (АВП)и консолидирование
их на пилотных участках проекта «ИУВР-Фергана» в федерации водопользователей
(ФВП).
Участники тренинга были детально ознакомлены с мировым опытом в создании и
совершенствовании АВП и ФВП и процессом социальной мобилизации населения.
Программа тренинга должна помочь участникам лучше понять необходимость и
основные компоненты социальной мобилизации, научиться применять знания и навыки
при создании и становлении АВП, ФВП и ВХО.
|