К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 3 сентябрь 2002 г.



ОЧЕРЕДНОЕ 34-е ЗАСЕДАНИЕ МКВК

27 августа 2002 г. в г. Чолпон-Ате под председательством заместителя Министра, Генерального директора Департамента водного хозяйства Кыргызской Республики Б.Т. Кошматова, состоялось очередное 34-е заседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии.

Повестка дня заседания предусматривала рассмотрение следующих вопросов:

1. О ходе вегетации и уточнение режимов работы водохранилищ и лимитов в бассейнах рек Амударья и Сырдарья.

2. Программа обеспечения финансово-хозяйственной деятельности МКВК и его исполнительных органов на 2003 год:

  • План финансирования эксплуатационных нужд;
  • План проектных работ;
  • План научных работ МКВК и его организаций на 2003-2005 гг.;
  • План работ КМЦ МКВК и национальных метрологических организаций;
  • План работ Тренингового центра МКВК.

3. О программе и механизмах совершенствования основных направлений деятельности МКВК.

4. Об участии делегации МКВК в XVII Конгрессе МКИД 21-28 июля 2002 г., Монреаль, Канада.

5. Об утверждении мероприятий по проведению в г. Алматы 5-7 мая 2003 г. научно-практической конференции «Проблемы и пути решения комплексного использования и охраны водных ресурсов в Центральноазиатском регионе».

6. Информация о ходе реализации компонента А-1 проекта GEF.

7. О повестке дня и месте проведения 35-го заседания МКВК.

Принята к сведению информация БВО "Амударья" и БВО "Сырдарья" о проделанной работе по реализации лимитов водозаборов и о фактическом режиме работы каскадов водохранилищ на реках Амударье и Сырдарье за прошедший период вегетации текущего года. Обеим БВО поручено принять необходимые меры по соблюдению установленных лимитов водозаборов и подготовить предложения по режиму работ каскадов водохранилищ, предотвращающему повышенные сбросы в осенне-зимний период и представить к 20.09.2002 г. членам МКВК на рассмотрение.

Члены МКВК одобрили заявленную смету расходов БВО «Амударья», БВО «Сырдарья», НИЦ МКВК и его филиалов на финансирование их деятельности на 2003 г. Всем руководителям исполнительных органов поручено подготовить сметы расходов с необходимыми обоснованиями для их утверждения к следующему заседанию МКВК.

Участники заседания утвердили: план научно-исследовательских работ НИЦ МКВК, план работ КМЦ МКВК на 2003-2005 гг., смету затрат на их реализацию на 2003 г., план работ Тренингового центра на 2003 г.

Членам МКВК поручено определить НИИ, проектные организации — исполнителей НИР, с детализацией их тематики и учетом их научно-технического потенциала и принять меры по обеспечению финансирования указанных работ в полном объеме.

Собравшиеся одобрили основные направления «Программы совершенствования деятельности МКВК». НИЦ МКВК, БВО «Амударья», БВО «Сырдарья» поручено представить к очередному заседанию согласованные мероприятия по совершенствованию деятельности МКВК с конкретизацией сроков и исполнителей, с учетом мнения стран-участниц МКВК.

Участники встречи, заслушав информацию об участии делегации МКВК в XVII Конгрессе МКИД, 21-28 июля 2002 г., Монреаль (Канада), считают необходимым ускорить организацию национальных комитетов МКИД в странах ЦА.

Члены МКВК приняли решение согласиться с предложением по подготовке и проведению 5-7 мая 2003 г. в г. Алматы научно-практической конференции «Проблемы и пути решения комплексного использования и охраны водных ресурсов в Центрально-Азиатском регионе». Утверждены состав организационного комитета и рабочей группы, а также план мероприятий по подготовке конференции. Принято решение организовать сбор докладов на конференцию. Спонсировать проведение конференции выразили согласие Швейцарское агентство международного сотрудничества и координации и «Атакент-Экспо» (Казахстан). Ход подготовки к конференции будет рассматриваться на последующих заседаниях МКВК.

Также к сведению принято заявление представителя Агентства GEF о том, что миссия Всемирного банка согласилась с возможным продлением контракта международного консультанта и рекомендовала рассмотреть на заседании согласительной комиссии совместно с рабочей группой МКВК состав регионального и национального отчетов с принятием соответствующего решения.

Следующее 35-е заседание МКВК планируется провести в Туркменистане в ноябре 2002 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Указом Президента Республики Казахстан № 931 от 28.08.2002 г. Министерство природных ресурсов и окружающей среды Республики Казахстан реорганизовано в Министерство охраны окружающей среды РК.

Министром охраны окружающей среды РК назначена Смакова Айткуль Байгазиевна.

Функции и полномочия в области управления водными ресурсами, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства переданы Министерству сельского хозяйства РК.

Правительству Республики Казахстан поручено обеспечить образование Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

СОВМЕСТНЫЙ СЕМИНАР МКВК И ЭСКАТО ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ И УСТОЙЧИВОМУ УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Данный семинар состоялся в г. Чолпон-Ата, 27-30 августа 2002 г.

Участники семинара отметили важность работ по использованию методов стратегического планирования в вопросах развития и устойчивого управления водными ресурсами (СПУ УВР) для Центральной Азии с учетом специфики региона и каждой из стран.

Учитывая важность подхода стратегического планирования, участники обратились с просьбой к ЭСКАТО организовать специальную программу с участием МКВК по применению методов СПУ УВР в странах Аральского бассейна. В качестве первого этапа этого проекта участники семинара обратились с просьбой к ЭСКАТО и другим донорам оказать содействие в подготовке специалистов высшего и среднего звена, предусмотрев в программе Тренингового центра МКВК специальный курс по СПУ УВР.
Участники семинара считают целесообразным проведение в Тренинговом центре МКВК серии региональных семинаров по СПУ УВР и при поддержке ЭСКАТО изучение существующих материалов по СПУ УВР, а также проведение семинара для будущих преподавателей (по два человека от каждой страны и исполнительных органов МКВК) упомянутого курса.

Участники проявили интерес к применению методов СПУ для удовлетворения приоритетных потребностей на базе пилотных проектов. В качестве пилотных объектов могут быть использованы по два гидрографических бассейна в каждом государстве Центральной Азии.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МКВК С ДОНОРАМИ

МКВК имеет более чем 10-летний опыт совместной работы с международными донорскими организациями. Начиная с 1992 года, когда ИК МГСА совместно с МКВК подготовил, при участии ряда доноров, программу «ASBP», которая была утверждена в 1994 году главами государств в г. Нукусе в виде «Программы конкретных действий».

В 2000-2001 гг. МКВК неоднократно обращала внимание доноров и Всемирного банка на необходимость организации сотрудничества доноров между собой и с МКВК с целью повышения эффективности донорской помощи.

Появление новых доноров, активно сотрудничающих с МКВК, — CIDA, SDС и др., способствовало значительно большей степени партнерства и доверия между обеими сторонами, что в значительной степени определило их высокую эффективность.

Начиная с февраля 2002 года было проведено две совместных встречи доноров и МКВК (в Алма-Ате и в Бухаре), на которых были намечен определенный порядок координации донорской помощи и взаимодействия с МКВК.

В конце 2001 года МКВК на своем заседании утвердило перечень приоритетных проектов, рекомендованных донорам. Дважды эти программы обсуждались донорами совместно с МКВК — в Алма-Ате в феврале и в Бухаре в апреле 2002.

Современные предложения сводятся к следующему:

1. Субъектами донорской помощи могут быть как региональные водохозяйственные проекты, межгосударственные, охватывающие интересы всех стран по бассейнам, охватывающие интересы двух или более стран, так и национальные проекты, и одновременно двухсторонние проекты, осуществляемые в интересах двух стран на международных водах или с целью их эффективного использования и охраны. Приоритеты водохозяйственных объектов определяются МКВК или органами водного хозяйства государств.

2. Исполнение совместных работ должно осуществляться, в основном, силами местных организаций по программе и при участии (наблюдении) зарубежных консультантов или органов на сугубо паритетных началах. При этом непременным условием такого выполнения работ должно быть совместная подготовка технических заданий, плана и содержания проекта, графиков выполнения и выходов, в соответствии с которыми осуществляется оплата и финансирование работ.

При этом оплата, как местным исполнителям, так и зарубежным участникам должна проводится только при успешном выполнении работ по этапам. Это позволит в значительную степень удешевить проекты и повысить их эффективность.

3. Координация доноров между собой и доноров с органами МКВК должна быть организована, чтобы повысить эффективность проведения работ. Такую координацию очевидно – можно организовать путем создания донорами координационного совета, который на ротационной основе будет возглавляться поочередно представителями основных организаций, спонсирующих Аральскую программу. Этот орган, собираясь периодически в своем составе, будет обсуждать ход работ, обеспечение финансирования проекта, координацию между проектами, их увязку и использование положительного опыта одних проектов для других. Такая постановка вопроса позволит осуществить целевое планомерное развитие деятельности всех участников программы и постоянно следить за эффективностью и поддержанием духа сотрудничества между ними, включая доноров.

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА «ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ (ИУВР-ФЕРГАНА)»

9-13 сентября 2002 г. в Ошском филиале Тренингового центра МКВК проходил семинар-тренинг на тему «Социальная мобилизация и развитие организаций». Организаторами семинара явились НИЦ МКВК, Международный институт по управлению водными ресурсами (IWMI).

Задача тренинга — организация ассоциаций водопользователей (АВП)и консолидирование их на пилотных участках проекта «ИУВР-Фергана» в федерации водопользователей (ФВП).
Участники тренинга были детально ознакомлены с мировым опытом в создании и совершенствовании АВП и ФВП и процессом социальной мобилизации населения.

Программа тренинга должна помочь участникам лучше понять необходимость и основные компоненты социальной мобилизации, научиться применять знания и навыки при создании и становлении АВП, ФВП и ВХО.