СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ: ОПЫТ ПРОШЛОГО И ПРОБЛЕМЫ БУДУЩЕГО
Под таким названием 26-28 сентября 2002 в г. Алматы, Казахстан, состоялся
региональный консультативный семинар, организованный Азиатским банком развития
(АБР) совместно с МКВК.
Ознакомившись и обсудив вопросы повестки дня, участники семинара отметили необходимость:
- улучшения взаимодействия и сотрудничества между заинтересованными сторонами
и донорами, а также между донорами, работающими в этом регионе;
- содействия более высокой степени причастности стран в донорские программы;
- наличия более прозрачной и вовлеченной системы мониторинга и оценки донорских
программ.
Участники семинара одобрили план участия государств Аральского региона в 3
Всемирном Водном Форуме и выработали рекомендации.
Представителями всех ЦАР и НПО определены три приоритетные темы:
I. Усиление потенциала для управления водными ресурсами в бассейне Аральского
моря, уделяя особое внимание бассейну реки Амударья
А. Меры по разработке и внедрению интегрированного управления водными ресурсами
Предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию регионального управления
водными ресурсами в бассейне Аральского моря:
- Разработать и внедрить интегрированный подход к решению проблем управления
водными ресурсами и окружающей среды в бассейне, в основном, на национальном
уровне, дав приоритет пилотным проектам в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи;
- Усилить юридическую основу регулирования водных отношений между Центрально-Азиатскими
государствами, включая разработку долговременных соглашений по вопросам использования
водно-энергетических ресурсов, охватывающих бассейны Амударьи и Сырдарьи;
- Разработать и внедрить прозрачные информационные системы управления, оценки,
прогнозирования, использования и охраны водных ресурсов одновременно с развитием
систем коммуникации на всех уровнях водной иерархии (БВО, водохозяйственные
организации, и водопользователи) для обеспечения улучшенного процесса принятия
решений;
- Учитывая, что прибрежные государства признают Аральское море и Приаралье
в качестве самостоятельного водопользователя, наметить комплекс мероприятий
в бассейне в увязке с национальными и региональными водными стратегиями, обеспечивающий
подачу воды в Аральское море и Приаралье в согласованных объемах;
- Пересмотреть и расширить полномочия региональных и национальных водохозяйственных
организаций с целью усиления их роли в реализации интегрированного подхода
к управлению бассейном; ввести работу по приданию региональным организациям
(БВО, НИЦ МКВК, ОДЦ) международного статуса;
- Усилить финансовое, техническое, кадровое обеспечение БВО «Амударья», БВО
«Сырдарья» и ОДЦ «Энергия» с целью их более результативного участия в управлении
водными ресурсами;
- Обеспечить доступ к высококачественной питьевой воде;
- Разработать и внедрить проект «Региональное водное партнерство в Центральной
Азии» с учетом социальной, экономической и экологической значимости воды и
вовлечения в него представителей всех заинтересованных участников, в том числе
НПО.
Б. Осуществление необходимых конкретных мер по совершенствованию управления
бассейном Амударьи
Прибрежные страны бассейна Амударьи испытали в течение последних лет последствия
водного дефицита по причине засухи и недостаточного регулирования водного стока.
Чтобы смягчить негативное воздействие этих проблем, необходимо осуществить следующие
мероприятия:
- Организовать систему мониторинга количества и качества воды;
- Совершенствовать сеть гидрометереологических служб с целью обеспечения
прогнозирования стока и других параметров бассейна;
- Разработать и внедрить систему автоматизированного управления и контроля
стока SCADA в бассейне;
- Осуществить взаимно приемлемые мероприятия по управлению возвратным стоком
в среднем и нижнем течениях бассейна.
II. Усиление управления водными ресурсами в зонах формирования стока бассейна
Аральского моря
Развитие сотрудничества между Центрально-Азиатскими странами должно быть направлено
на решение проблем управления земельными и водными ресурсами, с которыми сталкиваются
страны, расположенные в зонах формирования стока:
- Рассматривать проблемы, связанные с желанием расширять орошаемое земледелие,
как меры по предотвращению экономического спада и повышению уровня продовольственной
безопасности в странах, зонах формирования стока;
- Разработать и внедрить мероприятия в масштабе бассейна, связанные с проблемами
управления земельными и водными ресурсами в зонах формирования стока (эрозией
почвы, обезлесением, деградацией горных пастбищ и оползни/сели);
- В зонах формирования стока рек Сырдарья и Амударья компенсации затрат на
такие услуги, как эксплуатация, техническое содержание и реконструкция водно-энергетических
объектов межгосударственного значения, мероприятия, связанные с мониторингом
водных ресурсов, предотвращением их истощения, и устранением вредных последствий
должны решаться через долгосрочные межгосударственные соглашения.
- Осуществлять совместный мониторинг природных объектов (завальные озера,
оползни), которые могут привести к трансграничным стихийным явлениям.
III. Внедрение в практику политики, методов и инструментов, направленных на
повышение эффективности водопользования в бассейне Аральского моря
Водные ресурсы в бассейне Аральского моря ограничены и поэтому водосбережение
является решающим фактором для удовлетворения долгосрочного спроса на воду.
Улучшение обеспеченности водой путем сокращения технических потерь потребует
долгосрочных и крупномасштабных инвестиций, но одновременно должно быть направлено
на минимизацию организационных потерь в процессе водоподачи и вододеления, а
также широкое осуществление водосберегающих мероприятий. Первоочередные реформы
в сфере политики и практики должны предусматривать необходимость осуществления
следующего:
- Разработку и внедрение экономических и юридических инструментов, способствующих
эффективному использованию водных ресурсов;
- Создание консультативных служб и демонстрационных участков, которые являются
основным инструментом для ассоциаций водопользователей, водохозяйственных
организаций и водопользователей, способствующих водосбережению и проведению
водоохранных мероприятий;
- Внедрение мониторинг и учет водопользования при широком участии общественности;
- Способствование внедрению новых и совершенствованию существующих технологий,
направленных на сокращение объектов водопользования и загрязнения воды;
- Проведение кампании по усилению осведомленности общественности, направленные
на просвещение населения и повышение должной культуры водопользования;
- Способствование внедрению ИУВР с участием всех заинтересованных сторон,
включая правительственные и неправительственные организации, уделяя особое
внимание интеграционной политике и организационным реформам в сельскохозяйственном
и водном секторах.
СЕМИНАР «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОЕКТОМ КОМПЛЕКСА МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ БАССЕЙНОМ АРАЛЬСКОГО
МОРЯ»
Специалисты водохозяйственных организаций, представители энергетических и
планирующих министерств и ведомств центрально-азиатских республик приняли участие
в семинаре, который состоялся в г. Ташкенте 23-24 сентября 2002 г.
В ходе семинара участникам была представлена общая структура, возможности,
цели и назначение комплекса моделей управления бассейном Аральского моря (ASB-MM),
состоящего из гидрологической модели, социально-экономической модели, модели
зоны планирования и модели Аральского моря. Подробно были освещены возможности
каждой модели и порядок осуществления межмодельных связей. Представлены результаты
использования моделей для оптимистичного сценария и сценариев, основанных на
национальных видениях/стратегиях перспективного развития каждого из государств
бассейна Аральского моря. Кроме этого, была представлена структура и содержание
базы данных, используемой для осуществления расчетов на данных моделях.
В ходе семинара были выработаны рекомендации по улучшению комплекса моделей:
- Комплекс моделей Управления бассейном Аральского может и должен служить
инструментом поддержки принятия решений в вопросах определения возможности
перспективного экономического, социального развития с учетом использования
доступных водных ресурсов и удовлетворения экологических требований Арала
и Приаралья как отдельных государств, так и всего центрально-азиатского региона.
- Разработчикам необходимо учесть ряд замечаний по возможностям применения
комплекса моделей на различных компьютерных системах и точности использованных
при расчетах входных данных.
- Участники выразили желание принять участие в нормировании и проверке информации
по базе данных и в последствии участвовать в использовании моделей с учетом
изменения климата.
|