К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 4 сентябрь 2002 г.



СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОПЫТ ПРОШЛОГО И ПРОБЛЕМЫ БУДУЩЕГО

Под таким названием 26-28 сентября 2002 в г. Алматы, Казахстан, состоялся региональный консультативный семинар, организованный Азиатским банком развития (АБР) совместно с МКВК.

Ознакомившись и обсудив вопросы повестки дня, участники семинара отметили необходимость:

  • улучшения взаимодействия и сотрудничества между заинтересованными сторонами и донорами, а также между донорами, работающими в этом регионе;
  • содействия более высокой степени причастности стран в донорские программы;
  • наличия более прозрачной и вовлеченной системы мониторинга и оценки донорских программ.

Участники семинара одобрили план участия государств Аральского региона в 3 Всемирном Водном Форуме и выработали рекомендации.

Представителями всех ЦАР и НПО определены три приоритетные темы:

I. Усиление потенциала для управления водными ресурсами в бассейне Аральского моря, уделяя особое внимание бассейну реки Амударья

А. Меры по разработке и внедрению интегрированного управления водными ресурсами

Предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию регионального управления водными ресурсами в бассейне Аральского моря:

  • Разработать и внедрить интегрированный подход к решению проблем управления водными ресурсами и окружающей среды в бассейне, в основном, на национальном уровне, дав приоритет пилотным проектам в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи;
  • Усилить юридическую основу регулирования водных отношений между Центрально-Азиатскими государствами, включая разработку долговременных соглашений по вопросам использования водно-энергетических ресурсов, охватывающих бассейны Амударьи и Сырдарьи;
  • Разработать и внедрить прозрачные информационные системы управления, оценки, прогнозирования, использования и охраны водных ресурсов одновременно с развитием систем коммуникации на всех уровнях водной иерархии (БВО, водохозяйственные организации, и водопользователи) для обеспечения улучшенного процесса принятия решений;
  • Учитывая, что прибрежные государства признают Аральское море и Приаралье в качестве самостоятельного водопользователя, наметить комплекс мероприятий в бассейне в увязке с национальными и региональными водными стратегиями, обеспечивающий подачу воды в Аральское море и Приаралье в согласованных объемах;
  • Пересмотреть и расширить полномочия региональных и национальных водохозяйственных организаций с целью усиления их роли в реализации интегрированного подхода к управлению бассейном; ввести работу по приданию региональным организациям (БВО, НИЦ МКВК, ОДЦ) международного статуса;
  • Усилить финансовое, техническое, кадровое обеспечение БВО «Амударья», БВО «Сырдарья» и ОДЦ «Энергия» с целью их более результативного участия в управлении водными ресурсами;
  • Обеспечить доступ к высококачественной питьевой воде;
  • Разработать и внедрить проект «Региональное водное партнерство в Центральной Азии» с учетом социальной, экономической и экологической значимости воды и вовлечения в него представителей всех заинтересованных участников, в том числе НПО.

Б. Осуществление необходимых конкретных мер по совершенствованию управления бассейном Амударьи

Прибрежные страны бассейна Амударьи испытали в течение последних лет последствия водного дефицита по причине засухи и недостаточного регулирования водного стока. Чтобы смягчить негативное воздействие этих проблем, необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • Организовать систему мониторинга количества и качества воды;
  • Совершенствовать сеть гидрометереологических служб с целью обеспечения прогнозирования стока и других параметров бассейна;
  • Разработать и внедрить систему автоматизированного управления и контроля стока SCADA в бассейне;
  • Осуществить взаимно приемлемые мероприятия по управлению возвратным стоком в среднем и нижнем течениях бассейна.

II. Усиление управления водными ресурсами в зонах формирования стока бассейна Аральского моря

Развитие сотрудничества между Центрально-Азиатскими странами должно быть направлено на решение проблем управления земельными и водными ресурсами, с которыми сталкиваются страны, расположенные в зонах формирования стока:

  • Рассматривать проблемы, связанные с желанием расширять орошаемое земледелие, как меры по предотвращению экономического спада и повышению уровня продовольственной безопасности в странах, зонах формирования стока;
  • Разработать и внедрить мероприятия в масштабе бассейна, связанные с проблемами управления земельными и водными ресурсами в зонах формирования стока (эрозией почвы, обезлесением, деградацией горных пастбищ и оползни/сели);
  • В зонах формирования стока рек Сырдарья и Амударья компенсации затрат на такие услуги, как эксплуатация, техническое содержание и реконструкция водно-энергетических объектов межгосударственного значения, мероприятия, связанные с мониторингом водных ресурсов, предотвращением их истощения, и устранением вредных последствий должны решаться через долгосрочные межгосударственные соглашения.
  • Осуществлять совместный мониторинг природных объектов (завальные озера, оползни), которые могут привести к трансграничным стихийным явлениям.

III. Внедрение в практику политики, методов и инструментов, направленных на повышение эффективности водопользования в бассейне Аральского моря

Водные ресурсы в бассейне Аральского моря ограничены и поэтому водосбережение является решающим фактором для удовлетворения долгосрочного спроса на воду. Улучшение обеспеченности водой путем сокращения технических потерь потребует долгосрочных и крупномасштабных инвестиций, но одновременно должно быть направлено на минимизацию организационных потерь в процессе водоподачи и вододеления, а также широкое осуществление водосберегающих мероприятий. Первоочередные реформы в сфере политики и практики должны предусматривать необходимость осуществления следующего:

  • Разработку и внедрение экономических и юридических инструментов, способствующих эффективному использованию водных ресурсов;
  • Создание консультативных служб и демонстрационных участков, которые являются основным инструментом для ассоциаций водопользователей, водохозяйственных организаций и водопользователей, способствующих водосбережению и проведению водоохранных мероприятий;
  • Внедрение мониторинг и учет водопользования при широком участии общественности;
  • Способствование внедрению новых и совершенствованию существующих технологий, направленных на сокращение объектов водопользования и загрязнения воды;
  • Проведение кампании по усилению осведомленности общественности, направленные на просвещение населения и повышение должной культуры водопользования;
  • Способствование внедрению ИУВР с участием всех заинтересованных сторон, включая правительственные и неправительственные организации, уделяя особое внимание интеграционной политике и организационным реформам в сельскохозяйственном и водном секторах.

СЕМИНАР «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОЕКТОМ КОМПЛЕКСА МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ БАССЕЙНОМ АРАЛЬСКОГО МОРЯ»

Специалисты водохозяйственных организаций, представители энергетических и планирующих министерств и ведомств центрально-азиатских республик приняли участие в семинаре, который состоялся в г. Ташкенте 23-24 сентября 2002 г.

В ходе семинара участникам была представлена общая структура, возможности, цели и назначение комплекса моделей управления бассейном Аральского моря (ASB-MM), состоящего из гидрологической модели, социально-экономической модели, модели зоны планирования и модели Аральского моря. Подробно были освещены возможности каждой модели и порядок осуществления межмодельных связей. Представлены результаты использования моделей для оптимистичного сценария и сценариев, основанных на национальных видениях/стратегиях перспективного развития каждого из государств бассейна Аральского моря. Кроме этого, была представлена структура и содержание базы данных, используемой для осуществления расчетов на данных моделях.

В ходе семинара были выработаны рекомендации по улучшению комплекса моделей:

  • Комплекс моделей Управления бассейном Аральского может и должен служить инструментом поддержки принятия решений в вопросах определения возможности перспективного экономического, социального развития с учетом использования доступных водных ресурсов и удовлетворения экологических требований Арала и Приаралья как отдельных государств, так и всего центрально-азиатского региона.
  • Разработчикам необходимо учесть ряд замечаний по возможностям применения комплекса моделей на различных компьютерных системах и точности использованных при расчетах входных данных.
  • Участники выразили желание принять участие в нормировании и проверке информации по базе данных и в последствии участвовать в использовании моделей с учетом изменения климата.