ВСТРЕЧА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПО ПРОБЛЕМАМ БАССЕЙНА АРАЛЬСКОГО
МОРЯ
Главы государств Центральной Азии встретились 6 октября 2002 г. в г. Душанбе
для обсуждения проблем бассейна Аральского моря.
Повестка дня встречи включала следующие вопросы:
- Основных направлениях Программы конкретных действий по улучшению экологической
и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря на период
2003-2010 гг.
- Об обеспечении организационной деятельности Исполкома МФСА.
- О сроках полномочий Президента МФСА.
- Принятие Душанбинской декларации.
Президенты государств Центральной Азии одобрили «Основные направления Программы
конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической обстановки
в бассейне Аральского моря на период 2003-2010 гг.».
Исполкому МФСА совместно с МКВК и МКУР по согласованию с правительствами государств-учредителей
до 1 марта 2003 г. поручено разработать и внести на утверждение Правления МФСА
«Программу конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической
обстановки в бассейне Аральского моря на период 2003-2010 гг.» (ПБАМ-2) и осуществить
поиск потенциальных доноров для финансирования данной программы. Правительствам
государств-учредителей, Исполкому МФСА, МКВК и МКУР также поручается оказать
содействие в завершении начатых работ по проекту GEF «Управление водными ресурсами
и окружающей средой».
Главы государств Центральной Азии считают необходимым обеспечить дальнейшую
деятельность Исполкома МФСА за счет централизации части взносов государств-учредителей.
Правительствам государств-учредителей МФСА поручено согласовать и принять решение
об обеспечении организационно-финансовой деятельности ИК МФСА.
По согласованию сторон установлен новый срок полномочий Президента МФСА -
3 года.
Главами государств Центральной Азии на встрече 6 октября 2002 г. был поставлен
ряд важных вопросов.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем выступлении предложил:
- продолжить работу над проектом GEF «Управление водными ресурсами и окружающей
средой в бассейне Аральского моря»;
- дополнить приоритеты направлений деятельности МФСА следующими направлениями:
- разработка региональной и национальных программ водосбережения и сокращения
расходования воды в отраслях экономики;
- разработка международной программы санитарно-экологического оздоровления
населенных пунктов и природных экосистем Приаралья;
- разработка международной программы восстановления экологической устойчивости
и биологической продуктивности ценных природных экосистем бассейна Арала,
вошедших в перечень проектов, подлежащих международной охране.
- создать специальную Комиссию ООН по Аральскому бассейну, ответственную
за решения Аральской проблемы и привлечение средств экономически развитых
государств и крупнейших финансовых организаций;
- создать международную администрацию по рекам Амударья и Сырдарья;
- утвердить межправительственные соглашения «Об укреплении организационной
структуры управления, охраны и развития трансграничных водных ресурсов в бассейне
Аральского моря» и «О формировании и функционировании национальной, бассейновой
и региональной баз данных комплексного использования и охраны трансграничных
водных ресурсов бассейна Аральского моря»;
- централизовать часть средств, минимально необходимых для содержания региональных
структур (вне зависимости от наличия или отсутствия ротации), а также проведения
общих региональных мероприятий, как правило, не обладающих значительной капиталоемкостью;
- выработать окончательное решение вопроса о постоянной дислокации ИК МФСА,
поскольку периодический перенос его офиса требует значительных средств;
- разработать основополагающий документ по осуществлению единой международной
политики реабилитации и устойчивого развития ресурсов Арала Международную
Конвенцию по устойчивому развитию бассейна Аральского моря.
Предложения Президента Кыргызской Республики А.А. Акаева следующие:
- сохранить Малое море и регулировать сброс воды в Большое море;
- сохранить водоем в западной части Большого моря на отметках 31-32 м; восстановить
водоемы в некоторых бывших заливах на юге моря и в дельте Амударьи;
- рационально расходовать воду в пределах разумной достаточности;
- учитывать, что в связи с восстановлением мирной жизни в Афганистане увеличится
его потребность в воде;
- государства должны прийти к разумному решению и скорректировать структурную
политику развития отраслей экономики, в первую очередь сельского хозяйства,
для стабилизации экологического кризиса в бассейне Аральского моря;
- учредить охрану зон формирования стоков рек или ледников, размеры которых
сокращаются из-за налета песков и глобального потепления климата.
Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов обратил внимание общественности
на следующие проблемы:
- нехватка воды в регионе обусловлена не только ограниченностью водных ресурсов,
но и их неэкономным расходованием и отсутствием конкретных мер по водосбережению;
- необходимо принять решение об обеспечении всех государств гидрометеорологической
информацией и системе обмена данными о наблюдениях во всех регионах через
национальные гидрометеослужбы для обеспечения качественного и достоверного
прогнозирования сезонных изменений, происходящих в источниках водообразования
в горных условиях. Это позволит упреждать возможные последствия таких стихийных
природных явлений, как паводки, сели, оползни и т.д.;
- необходимо наделение МКВК специальным статусом с приоритетами полномочий
по водным ресурсам;
- необходимо инициировать трансформацию МФСА в структуру ООН.
В выступлении Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова были затронуты
следующие вопросы:
- разработка новой программы действий, рассчитанной до 2010 года;
- разработка программы обеспечения безопасности плотин;
- организация совместного мониторинга природной среды;
- создание прочной правовой основы для обеспечения рационального использования
водных ресурсов;
- изменение схемы финансирования Исполкома МФСА;
В заключение своего выступления г-н Э.Ш. Рахмонов предложил «…провести в Душанбе
в сентябре будущего года международный форум по пресной воде, который должен
продемонстрировать нашу решимость добиться улучшения экологической ситуации
в регионе».
ДУШАНБИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Государства Центральной Азии совместно с международными организациями уделяют
серьезное внимание и прилагают определенные усилия по преодолению экологического
и социально-экономического кризиса в бассейне Аральского моря и улучшению обстановки
в регионе.
Президенты государств Центральной Азии Республики Казахстан, Кыргызской
Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан,
выражая обеспокоенность усугублением экологического кризиса в бассейне Аральского
моря,
стремясь к выполнению принятых решений по совместной реализации Программы конкретных
действий по проблемам Аральского моря и разработке концепции по устойчивому
развитию стран бассейна Аральского моря,
подтверждая ранее принятые решения по комплексному использованию и охране
водных ресурсов бассейна Аральского моря с учетом интересов всех стран региона
и соблюдением принципов добрососедства и взаимоуважения,
отмечая, что региональные, институциональные органы имеют значительный потенциал
по инициированию решений межгосударственных проблем по охране и рациональному
использованию природных ресурсов и в конечном итоге, смягчению Аральского кризиса,
принимая во внимание Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН №55/196 о провозглашении
2003 года Международным годом пресной воды и констатируя, что этот год совпадает
с десятилетием образования Международного Фонда спасения Арала,
выражая неуклонное стремление сообща и совместными усилиями преодолеть последствия
кризиса и обеспечить экологическую стабильность в регионе,
учитывая, что в последние годы участились проявления стихийных бедствий,
исходя из ответственности перед будущими поколениями, считая, что для кардинального
изменения ситуации, связанной с этим планетарным кризисом, требуются дополнительные
меры, направленные на улучшение экологической обстановки в бассейне Аральского
моря и разрешение сопутствующих кризису проблем,
заявляют:
определить главным направлением в решении проблем, связанных с Аральским кризисом,
оздоровление социально-экологической обстановки в регионе для создания нормальных
жизненных условий населению, проживающему в бассейне Аральского моря;
считать первоочередными мерами в улучшении социально-экологических условий
обеспечение населения бассейна Аральского моря чистой питьевой водой;
провести Международный форум по проблемам чистой воды и рационального использования
водных ресурсов в г. Душанбе в сентябре 2003 года с непосредственным участием
стран региона в его организации;
усилить роль Исполнительного Комитета МФСА по координации деятельности доноров
и привлечению средств в реализацию проектов и программ в бассейне Аральского
моря и Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии по управлению
и регулированию использования трансграничных вод;
считать критические замечания ПРООН в отношении деятельности Исполкома МФСА
справедливыми и заслуживающими внимательного учета в его практической деятельности;
рассмотреть вопрос об учреждении места постоянного расположения Исполкома МФСА
в одном из городов государств-учредителей Фонда и внести согласованное решение
на очередное заседание глав государств-учредителей Фонда;
организовать осуществление комплекса мероприятий, посвященных 10-летию образования
Международного Фонда спасения Арала с участием всех стран региона и международных
организаций с демонстрацией планов, программ и достижений науки и техники по
рациональному использованию природных ресурсов и улучшению социального уровня
жизни населения стран региона;
ускорить разработку практических мер по увеличению объемов использования коллекторно-дренажных
вод;
оказывать посильную помощь странам, подвергшимся природным и стихийным бедствиям;
создавать необходимые условия международным организациям и институтам в их деятельности
по привлечению средств на реализацию проектов и программ в бассейне Аральского
моря;
отметить необходимость создания специальной комиссии ООН, ответственной за координацию
деятельности международных организаций и стран доноров по решению проблем бассейна
Аральского моря;
улучшить систему мониторинга и информативность между странами по состоянию
водных и других природных ресурсов с целью своевременного и правильного принятия
решения по рациональному их использованию;
использовать результаты, достигнутые в процессе разработки проектов управления
водными и энергетическими ресурсами, в целях рационального и взаимовыгодного
сотрудничества.
г. Душанбе, 6 октября 2002 г.
|