СОВЕЩАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО ВОДЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»
5-6 марта 2003 года в Москве собрались представители стран Восточной Европы,
Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА), государств-членов ЕС, Швейцарии, Европейской
комиссии, международных организаций и НПО, чтобы обсудить статус, проблемы
и задачи реализации «Стратегического партнерства по воде в целях устойчивого
развития»,
провозглашенного на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге
в сентябре 2002 года.
Организаторами встречи выступили Министерство природных ресурсов Российской
Федерации, Датское агентство по охране окружающей среды (DEPA), Институт
DHI по проблемам
воды и окружающей среды, Российский региональный экологический центр. Центральную
Азию на совещании представлял зам. директора НИЦ МКВК В.И. Соколов.
Участники встречи подтвердили приверженность сотрудничеству по водной проблематике
между Востоком и Западом и стратегическому партнерству, как его компоненту,
направленному на реализацию вопросов водной политики партнерства Восток-Запад
в области окружающей
среды, начало которому было положено на Всемирном саммите по устойчивому
развитию.
Среди главных проблем и задач стран ВЕКЦА отмечены: обеспечение населения
водоснабжением и канализацией, устойчивое управление водными ресурсами,
включая трансграничные
водотоки и региональные моря.
Участники совещания выступили с поддержкой структуры партнерства, предложенной
в программном документе «Водная инициатива ЕС, компонент ВЕКЦА», обсужденном
на Совещании в Москве, и роль Дании как ведущего государства в развитии
настоящей инициативы – координатора от Европейского Союза, а также
роль Российской
Федерации и других стран ВЕКЦА в ее продвижении.
Необходимо создание эффективных механизмов совершенствования координации
и взаимодействия для дальнейшего продвижения Стратегического партнерства.
Собравшиеся обратились к руководителям рабочих групп с призывом продолжить
работу, направленную на дальнейшую разработку Стратегического партнерства
в целом и его
структурных блоков, в частности, до тех пор, пока не будут созданы
соответствующие механизмы. С интересом воспринят итоговый документ
Консультативной встречи
по окружающей среде, воде и безопасности стран Центральной Азии «Приглашение
к партнерству»
(Алматы, Казахстан, 30-31 января 2003 г.), представленный на Совещании
и отражающий субрегиональный подход к реализации Стратегического
партнерства.
Участники встречи обратились с призывом ко всем странам региона ВЕКЦА
и другим заинтересованным партнерам присоединиться к этой инициативе
и принять
участие
в дальнейшей разработке Стратегического партнерства, например,
участвуя в деятельности рабочих групп, развивающих инициативу. Приветствуется
интерес и активное участие
гражданского общества в подготовке заключительных материалов этого
Совещания и подтверждается намерение сотрудничать со всеми заинтересованными
сторонами
при дальнейшей разработке и реализации Стратегического партнерства.
В заключение участники заседания обратились с призывом к Дании
и Российской Федерации представить Стратегическое партнерство
от имени
стран ЕС
и ВЕКЦА, а также других
заинтересованных сторон в ходе Дня Европы на 3 Всемирном Водном
Форуме в Киото 21 марта 2003 г., а также на Конференции Министров
окружающей
среды ЕЭК ООН
в Киеве.
СЕМИНАР ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА МКВК «МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ
ВОДНОЕ ПРАВО УМЕНИЕ ДОСТИГАТЬ СОГЛАСИЯ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ»
С 3 по 7 марта 2003 г. в Тренинговом центре МКВК состоялся
семинар по теме «Международное и национальное водное право
– умение достигать
консенсуса
и принимать решение».
Участники тренинга ознакомились с подготовленным курсом лекций
и провели активное обсуждение международных, региональных
и национальных правовых
аспектов с учетом
теории и практики ведения переговоров и посредничества.
Отмечена важность участия всех заинтересованных сторон в выработке
и принятии наиболее
актуальных решений
относительно развития регионального сотрудничества и управления
трансграничными
водными ресурсами бассейна Аральского моря.
В семинаре приняли участие сотрудники региональных организаций
(ИК МФСА, НИЦ МКВК, БВО «Амударья» и «Сырдарья»), государственных
водохозяйственных
организаций,
министерств иностранных дел стран региона.
Семинар был организован в партнерстве с Университетом
Бритиш Колумбия, Канада.
При открытии семинара выступили с обращениями к участникам
проф. Духовный В.А. – директор НИЦ МКВК, Антонов
А.Е. – почетный консул
Канады в Узбекистане,
Бекболотов
Ж.Б. – первый заместитель министра сельского и водного
хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской
Республики,
Хамидов М.Х.
– начальник БВО “Сырдарья”.
Участниками семинара был отмечен широкий тематический
охват семинара, направленного на повышение уровня
понимания используемых
в мировой
и национальной практике
подходов, принципов и методов регулирования вопросов
использования, охраны и управления водными ресурсами.
Данный подход позволяет
проанализировать всю совокупность
водных отношений от уровня конечного водопользователя
до региональных и глобальных вопросов. В свою очередь,
это
помогло участникам
увидеть не
только причины
возникновения проблем и напряженности, но и наиболее
эффективные пути их успешного разрешения.
Была подчеркнута историческая и географическая
общность стран ЦАР, важность соблюдения и усиления
принципа
равноправия при ведении
переговоров, потребность
в разработке
четких процедур и положительно оценили предпринимаемые
в
регионе меры, направленные на укрепление сотрудничества
региональных организаций. Хотя пять центральноазиатских
государств усиленно сотрудничают в этом направлении,
которое в целом основано на традициях народов
региона, имеется
необходимость
в дальнейшем
развитии
правовых аспектов в связи с переходом этих стран
к демократическим и рыночным отношениям.
Участники также подтвердили, что значительно
возросла способность специалистов
водного хозяйства к ведению переговоров, готовность
к поиску консенсуса,
разработке положений водного законодательства
и межгосударственных соглашений.
С большой благодарностью отмечены усилия и высокая
квалификация преподавателей Университета Бритиш
Колумбия – проф. Пейсли
Р. и Университета мировой
экономики и дипломатии РУз – проф. Хидоятова
Г.А., позволившие дать слушателям четкое
представление о международном и мусульманском
водном праве.
Собравшиеся отметили, что в интересах всех
государств региона для обеспечения разумного
и равноправного
использования водных ресурсов,
целесообразно
разрабатывать меры по сближению национальных
законов и
региональных соглашений. Отмечена
также возросшая роль усиления принципов паритета
в водных отношениях и потребность в разработке
строгого регламента
процедур и процессов.
Участники семинара проявили значительный
интерес к циклу лекций и практических занятий
по вопросам
формирования
умения вести
переговоры и обеспечения
процесса посредничества в сфере водных
отношений. Лекторы на наглядных примерах продемонстрировали
практическое значение для специалистов
водного хозяйства искусства ведения переговоров на
всех этапах их подготовки
и осуществления.
Участниками тренинга предложены следующие
рекомендации для учета их в дальнейшем
развитии водного
законодательства в
странах ЦАР
на национальном
и региональном
уровнях:
На национальном уровне
- Водные законодательные акты всех стран региона нуждаются в обновлении
с учетом демократизации и перехода к рыночным отношениям и в разработке дополнительных
положений. С принятием нормативных актов в других отраслях экономики
появляются
противоречия между нормами, регулирующими водопользование в интересах
различных хозяйствующих объектов. Особо остро испытывается необходимость
в увязке
земельных
и водных кодексов, в отработке вопросов права на воду в связи с орошением.
- С учетом нарастающего дефицита водных ресурсов, целесообразно изыскивать
более эффективные юридические рычаги влияния на укрепление стимулов
к водосбережению. Сочетать их с дальнейшим развитием технического уровня
водохозяйственных
структур, направленных на рациональное использование водных ресурсов,
таких как блочные
системы оплаты за услуги поддержания, за перебор воды, включая оплату
переборов по стоимости формирование ресурсов и т.д.
- Структурные изменения социально-экономического характера, вызванные
переходом к рыночным отношениям, выдвигают новые требования к законодательному
закреплению границ обязанностей, компетенции и, главное, ответственности
(в первую
очередь государственных органов) за своевременную и достаточную подачу
воды водопользователям.
Особенно важно практическое применение принципа ответственности за
срыв
подачи воды в отношении вторичного водопользователя. Право индивидуального
водопользователя
на получение воды, соответствующей нормам по количеству и качеству,
нуждается в защите со стороны закона. Здесь – широкое поле деятельности для
науки
и практики всех пяти стран Центральной Азии с использованием зарубежного
опыта.
- Юридически закрепить обязательное введение водоучета у всех водопользователей
и водопотребителей за их счет. Предусмотреть штрафные санкции при
отсутствии водомеров, побуждающие водопользователей обеспечить повсеместный
учет
воды. Определенную дисциплинирующую роль могло бы сыграть создание
«Службы водной
полиции», с соответствующими функциями по контролю количественных
и качественных параметров с правом применения санкций.
На региональном уровне
- Повысить уровень юридических знаний в сфере применения международного
водного права в межгосударственных водных отношениях. Усилить участие национальных
юридических групп в развитии регионального сотрудничества путем ускорения
подписания разработанных и уже рассмотренных соглашений по информационному
обмену, организационной структуре межгосударственных организаций, управлению
использованием воды в бассейне и других.
- Содействовать принятию решений, способствующих участию государств региона
в международных конвенциях, посвященных регулированию водных отношений,
с целью применения их положений и принципов в конкретных условиях центральноазиатского
региона.
- Способствовать активизации процесса гармонизации между вновь принимаемыми
и пересматриваемыми национальными законодательными актами в сфере
водного права пяти стран. Всемерно обеспечивать устранение противоречий между
действующими нормами национального водного права с существующими и
предлагаемыми
на
рассмотрение межгосударственными соглашениями и договорами.
- Последовательно и принципиально отстаивать подходы к воде как к природному
ресурсу, который не является чистым товаром или объектом товарно-денежных
отношений, а лишь материальной субстанцией, могущей приобретать
форму товара, обладая
при этом социальной и экологической ценностью.
Как в национальном, так и в региональном водном праве требуют своего отражения
следующие современные тенденции мировой практики:
- Переход на интегрированное управление водными ресурсами предусматривает
межсекторальное согласование планов и действий, отказ от территориального
метода управления
водными ресурсами в пользу гидрографического, широкое участие водопользователей
не только в управлении, но и в финансировании.
- Внедрение рыночных механизмов включает аспекты приватизации, водных
концессий, уступку и продажу на воду и другие проблемные вопросы, которые
должны найти
свое отражение в законодательстве пяти стран.
- Усиление открытости и информированности всех участников водопользования
и управления.
- Законодательное закрепление ответственности за перебор выделенных объемов
воды и нанесение ущерба.
|