К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 6 (17) март 2003 г.



СОВЕЩАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО ВОДЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

5-6 марта 2003 года в Москве собрались представители стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА), государств-членов ЕС, Швейцарии, Европейской комиссии, международных организаций и НПО, чтобы обсудить статус, проблемы и задачи реализации «Стратегического партнерства по воде в целях устойчивого развития», провозглашенного на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2002 года.

Организаторами встречи выступили Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Датское агентство по охране окружающей среды (DEPA), Институт DHI по проблемам воды и окружающей среды, Российский региональный экологический центр. Центральную Азию на совещании представлял зам. директора НИЦ МКВК В.И. Соколов.

Участники встречи подтвердили приверженность сотрудничеству по водной проблематике между Востоком и Западом и стратегическому партнерству, как его компоненту, направленному на реализацию вопросов водной политики партнерства Восток-Запад в области окружающей среды, начало которому было положено на Всемирном саммите по устойчивому развитию.

Среди главных проблем и задач стран ВЕКЦА отмечены: обеспечение населения водоснабжением и канализацией, устойчивое управление водными ресурсами, включая трансграничные водотоки и региональные моря.

Участники совещания выступили с поддержкой структуры партнерства, предложенной в программном документе «Водная инициатива ЕС, компонент ВЕКЦА», обсужденном на Совещании в Москве, и роль Дании как ведущего государства в развитии настоящей инициативы – координатора от Европейского Союза, а также роль Российской Федерации и других стран ВЕКЦА в ее продвижении.
Необходимо создание эффективных механизмов совершенствования координации и взаимодействия для дальнейшего продвижения Стратегического партнерства.

Собравшиеся обратились к руководителям рабочих групп с призывом продолжить работу, направленную на дальнейшую разработку Стратегического партнерства в целом и его структурных блоков, в частности, до тех пор, пока не будут созданы соответствующие механизмы. С интересом воспринят итоговый документ Консультативной встречи по окружающей среде, воде и безопасности стран Центральной Азии «Приглашение к партнерству» (Алматы, Казахстан, 30-31 января 2003 г.), представленный на Совещании и отражающий субрегиональный подход к реализации Стратегического партнерства.

Участники встречи обратились с призывом ко всем странам региона ВЕКЦА и другим заинтересованным партнерам присоединиться к этой инициативе и принять участие в дальнейшей разработке Стратегического партнерства, например, участвуя в деятельности рабочих групп, развивающих инициативу. Приветствуется интерес и активное участие гражданского общества в подготовке заключительных материалов этого Совещания и подтверждается намерение сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами при дальнейшей разработке и реализации Стратегического партнерства.

В заключение участники заседания обратились с призывом к Дании и Российской Федерации представить Стратегическое партнерство от имени стран ЕС и ВЕКЦА, а также других заинтересованных сторон в ходе Дня Европы на 3 Всемирном Водном Форуме в Киото 21 марта 2003 г., а также на Конференции Министров окружающей среды ЕЭК ООН в Киеве.

СЕМИНАР ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА МКВК «МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДНОЕ ПРАВО — УМЕНИЕ ДОСТИГАТЬ СОГЛАСИЯ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ»

С 3 по 7 марта 2003 г. в Тренинговом центре МКВК состоялся семинар по теме «Международное и национальное водное право – умение достигать консенсуса и принимать решение».

Участники тренинга ознакомились с подготовленным курсом лекций и провели активное обсуждение международных, региональных и национальных правовых аспектов с учетом теории и практики ведения переговоров и посредничества. Отмечена важность участия всех заинтересованных сторон в выработке и принятии наиболее актуальных решений относительно развития регионального сотрудничества и управления трансграничными водными ресурсами бассейна Аральского моря.

В семинаре приняли участие сотрудники региональных организаций (ИК МФСА, НИЦ МКВК, БВО «Амударья» и «Сырдарья»), государственных водохозяйственных организаций, министерств иностранных дел стран региона.

Семинар был организован в партнерстве с Университетом Бритиш Колумбия, Канада.

При открытии семинара выступили с обращениями к участникам проф. Духовный В.А. – директор НИЦ МКВК, Антонов А.Е. – почетный консул Канады в Узбекистане, Бекболотов Ж.Б. – первый заместитель министра сельского и водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики, Хамидов М.Х. – начальник БВО “Сырдарья”.

Участниками семинара был отмечен широкий тематический охват семинара, направленного на повышение уровня понимания используемых в мировой и национальной практике подходов, принципов и методов регулирования вопросов использования, охраны и управления водными ресурсами. Данный подход позволяет проанализировать всю совокупность водных отношений от уровня конечного водопользователя до региональных и глобальных вопросов. В свою очередь, это помогло участникам увидеть не только причины возникновения проблем и напряженности, но и наиболее эффективные пути их успешного разрешения.

Была подчеркнута историческая и географическая общность стран ЦАР, важность соблюдения и усиления принципа равноправия при ведении переговоров, потребность в разработке четких процедур и положительно оценили предпринимаемые в регионе меры, направленные на укрепление сотрудничества региональных организаций. Хотя пять центральноазиатских государств усиленно сотрудничают в этом направлении, которое в целом основано на традициях народов региона, имеется необходимость в дальнейшем развитии правовых аспектов в связи с переходом этих стран к демократическим и рыночным отношениям. Участники также подтвердили, что значительно возросла способность специалистов водного хозяйства к ведению переговоров, готовность к поиску консенсуса, разработке положений водного законодательства и межгосударственных соглашений.

С большой благодарностью отмечены усилия и высокая квалификация преподавателей Университета Бритиш Колумбия – проф. Пейсли Р. и Университета мировой экономики и дипломатии РУз – проф. Хидоятова Г.А., позволившие дать слушателям четкое представление о международном и мусульманском водном праве.

Собравшиеся отметили, что в интересах всех государств региона для обеспечения разумного и равноправного использования водных ресурсов, целесообразно разрабатывать меры по сближению национальных законов и региональных соглашений. Отмечена также возросшая роль усиления принципов паритета в водных отношениях и потребность в разработке строгого регламента процедур и процессов.

Участники семинара проявили значительный интерес к циклу лекций и практических занятий по вопросам формирования умения вести переговоры и обеспечения процесса посредничества в сфере водных отношений. Лекторы на наглядных примерах продемонстрировали практическое значение для специалистов водного хозяйства искусства ведения переговоров на всех этапах их подготовки и осуществления.

Участниками тренинга предложены следующие рекомендации для учета их в дальнейшем развитии водного законодательства в странах ЦАР на национальном и региональном уровнях:

На национальном уровне

  • Водные законодательные акты всех стран региона нуждаются в обновлении с учетом демократизации и перехода к рыночным отношениям и в разработке дополнительных положений. С принятием нормативных актов в других отраслях экономики появляются противоречия между нормами, регулирующими водопользование в интересах различных хозяйствующих объектов. Особо остро испытывается необходимость в увязке земельных и водных кодексов, в отработке вопросов права на воду в связи с орошением.
  • С учетом нарастающего дефицита водных ресурсов, целесообразно изыскивать более эффективные юридические рычаги влияния на укрепление стимулов к водосбережению. Сочетать их с дальнейшим развитием технического уровня водохозяйственных структур, направленных на рациональное использование водных ресурсов, таких как блочные системы оплаты за услуги поддержания, за перебор воды, включая оплату переборов по стоимости формирование ресурсов и т.д.
  • Структурные изменения социально-экономического характера, вызванные переходом к рыночным отношениям, выдвигают новые требования к законодательному закреплению границ обязанностей, компетенции и, главное, ответственности (в первую очередь государственных органов) за своевременную и достаточную подачу воды водопользователям. Особенно важно практическое применение принципа ответственности за срыв подачи воды в отношении вторичного водопользователя. Право индивидуального водопользователя на получение воды, соответствующей нормам по количеству и качеству, нуждается в защите со стороны закона. Здесь – широкое поле деятельности для науки и практики всех пяти стран Центральной Азии с использованием зарубежного опыта.
  • Юридически закрепить обязательное введение водоучета у всех водопользователей и водопотребителей за их счет. Предусмотреть штрафные санкции при отсутствии водомеров, побуждающие водопользователей обеспечить повсеместный учет воды. Определенную дисциплинирующую роль могло бы сыграть создание «Службы водной полиции», с соответствующими функциями по контролю количественных и качественных параметров с правом применения санкций.

На региональном уровне

  • Повысить уровень юридических знаний в сфере применения международного водного права в межгосударственных водных отношениях. Усилить участие национальных юридических групп в развитии регионального сотрудничества путем ускорения подписания разработанных и уже рассмотренных соглашений по информационному обмену, организационной структуре межгосударственных организаций, управлению использованием воды в бассейне и других.
  • Содействовать принятию решений, способствующих участию государств региона в международных конвенциях, посвященных регулированию водных отношений, с целью применения их положений и принципов в конкретных условиях центральноазиатского региона.
  • Способствовать активизации процесса гармонизации между вновь принимаемыми и пересматриваемыми национальными законодательными актами в сфере водного права пяти стран. Всемерно обеспечивать устранение противоречий между действующими нормами национального водного права с существующими и предлагаемыми на рассмотрение межгосударственными соглашениями и договорами.
  • Последовательно и принципиально отстаивать подходы к воде как к природному ресурсу, который не является чистым товаром или объектом товарно-денежных отношений, а лишь материальной субстанцией, могущей приобретать форму товара, обладая при этом социальной и экологической ценностью.

Как в национальном, так и в региональном водном праве требуют своего отражения следующие современные тенденции мировой практики:

  • Переход на интегрированное управление водными ресурсами предусматривает межсекторальное согласование планов и действий, отказ от территориального метода управления водными ресурсами в пользу гидрографического, широкое участие водопользователей не только в управлении, но и в финансировании.
  • Внедрение рыночных механизмов включает аспекты приватизации, водных концессий, уступку и продажу на воду и другие проблемные вопросы, которые должны найти свое отражение в законодательстве пяти стран.
  • Усиление открытости и информированности всех участников водопользования и управления.
  • Законодательное закрепление ответственности за перебор выделенных объемов воды и нанесение ущерба.