КОНФЕРЕНЦИЯ «РОССИЯ И ЦАР: ПРОБЛЕМА ВОДЫ И СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА»
Конференция была организована Институтом стран СНГ совместно с АО "Интервод",
Вольным экономическим обществом России, Фондом идей 21 века, Комитетом по делам
ЮНЕСКО РФ при поддержке программы развития ООН и Информационного центра ООН.
Конференция проходила 9, 10 апреля в здании мэрии г. Москвы на Новом Арбате.
На открытии конференции присутствовал мэр г. Москвы Лужков Ю.М. и значительное
количество видных, общественных и политических деятелей России, а также представители
ЦАР: от Узбекистана 8 человек, от Казахстана 7, от Таджикистана 5, в т.ч.
зам. министра мелиорации и водного хозяйства М. Хамидов, от Кыргызстана – 1.
От межгосударственных организаций водного хозяйства присутствовали директор НИЦ
МКВК, проф. В.А. Духовный и начальники БВО "Сырдарья" М.Х. Хамидов
и БВО "Амударья" Ю.Х. Худайбергенов.
Совещание открыл директор института СНГ К.Ф. Затулин, коротко обрисовавший значение,
которое придает РФ этому проекту.
Н.С. Гришенко директор института "Интервод" дал описание основных
положений проекта в том виде, в котором он был представлен в 1986 г. на рассмотрение
Экспертной комиссии Госплана СССР.
Затем К.Ф. Затулин огласил приветствие заместителя генерального секретаря ООН
г-на Десаи, который отметил, что ООН с большим вниманием и поддержкой рассматривает
эту конференцию как одно из знаковых мероприятий, которая должна пройти в 2003г.
под знаком "Международного года пресной воды".
Ю. Лужков в своем выступлении представил свое видение этой проблемы, подчеркнул
ее исключительную важность и для стран региона и для России. "Использование
стока сибирских рек очень нужно и это позволит организовать совместное использование
избыточных водных ресурсов России с огромным потенциалом земельных и трудовых
ресурсов Средней Азии для общего благополучия" – заявил он.
Ю. Лужков выразил надежду, что именно этот вопрос будет одним из предметов
дискуссии на Государственном совете по проблеме воды, который должен собраться
в апреле
под председательством В.В. Путина. "Надо четко понимать, сказал Ю. Лужков,
- что работа была остановлена в условиях разрухи и перестройки, а перестройка,
как и ее лидеры, ориентировалась только на краткосрочные проблемы. Сегодня народы
Центральной Азии оказались в тяжелейшем экономическом и экологическом состоянии.
Население растет, используемое количество воды, сокращается. И Россия не может
равнодушно смотреть на это, ибо это может ударить по самой России.
Дальнейшее игнорирование проекта грозит переносами миллионов тонн пыли и соли,
опустыниванием юга Сибири, утратой Аральского моря как глобального регулятора
климата на всем Евроазиатском континенте. Огромное количество растущего нетрудоустроенного
населения будет мигрировать в Россию и создавать определенное демографическое
давление. Этот проект позволит и нам самим преобразовать свою восточную политику
и по-настоящему уделить внимание развитию орошения на юге Сибири и Казахстана
и одновременно резко усилить демографическое и градостроительное значение всего
юга Сибири.
Мы мало уделяем внимание именно этой важнейшей части нашей страны и сегодня
мы
должны рассматривать этот проект как самостоятельную экономическую и интегральную
программу, которую должен выполнять транснациональный консорциум, который будет
базироваться и развиваться, в основном, в южной части Сибири и Урала. В перспективе
проект дает огромное развитие производительных сил. Сейчас страны ЦАР "отъезжают" от
России. Подобные проблемы нужно рассматривать в свете политических сил и глобальных
изменений".
Первый заместитель министра природных ресурсов, руководитель водного сектора
России В.М. Тарасов заявил, что "мы заинтересованы в развитии сотрудничества
со всеми центральноазиатскими странами. Страны ЦАР заявили о создании МКВК 11
лет тому назад, они показали, что умеют работать совместно, дружно и организованно.
Мы готовы участвовать в работе этой комиссии, может быть, как наблюдатели. Когда
наступит время осуществления проекта по переброске, мы сможем и непосредственно
быть участниками. Бесспорно, что проект переброски такой, каким он был в то
время имеет свои плюсы и минусы, но отмахиваться от него нельзя. Имеется много
вопросов, но я уверен, что нам надо спокойно садиться обсуждать их и от такой
перспективы мы не можем уйти".
Депутат Госдумы С.Ю. Глазьев: "Мы крайне заинтересованы в использовании
огромных экономических возможностей вдоль Оби, имея в виду те возможности, которые
открываются по транспорту, по борьбе с паводками, по развитию гидроэнергетики
и я должен сказать, что уже сегодня Госдума обеспокоена ростом цен на электроэнергию.
Мы планируем принять закон о снижении цен на воду и платы за электроэнергию.
Именно это будет являться исходным для освоения энергетических возможностей юга
Сибири совместно с Северным Казахстаном для получения дешевой электроэнергии
как основы развития этого огромного проекта".
С резкой критикой выступил В.И. Данилов-Данилян, бывший министр, ныне директор
ИВП РАН. По его мнению, у России нет денег, чтобы заниматься этим проектом "и
мы не знаем ничего, как он заявил, об экологических последствиях этой переброски
и, исходя из принципа "не навреди", лучше не трогать эту воду, чем
поворачивать ее в другую сторону".
Ю. Израэль один из участников событий, которые развивались вокруг переброски
в прошлых десятилетиях отметил, что Академия Наук РФ в принципе поддерживает
предложение Ю.М. Лужкова и идея возобновления работ кажется АН привлекательной.
Учитывая, что проект был отвергнут по экологическим причинам, нужно продолжить
исследования, причем нужно организовать серьезные исследования и необходимо найти
деньги на них.
Проф. В.А. Духовный в своем выступлении показал, что необходимость привода
дополнительных
вод в регион является объективной реальностью с 2025 г. "Прогнозы изменения
климата показывают, что к 2050 году в Центральной Азии ожидается уменьшение стока
рек минимум на 5 км3 в год, в то же время в Сибири будет наблюдаться увеличение
стока по Оби на 3 % (15 км3 воды в год). Природа дает возможность разумно сбалансировать
те климатические изменения, которые мы уже спровоцировали в глобальном масштабе.
Особое внимание должно быть уделено социально-экономическому обоснованию. Финансовое
решение может быть найдено, если страны, участвующие в переброске РФ и Центральная
Азия договорятся об организации единого сельскохозяйственного рынка с ограниченным
доступом на него извне и определенным взаимным субсидированием сельского хозяйства
внутри указанных шести стран. Однако, это потребует очень четкой кооперации с
ликвидацией всех таможенных, налоговых и пограничных ограничений и достаточно
строгих условий взаимодействия стран между собой".
Акад. О.Ф. Васильев подверг резкой критике позицию Данилова-Даниляна. "Идея
переброски стока, как он заявил, имеет полное право на жизнь".
К.Ф. Затулин: "Мы рассматриваем РФ в нынешнем состоянии как результат не
совсем последовательной глобализации. Если мы хотим, чтобы Россия стала прорастать
Сибирью, как об этом говорил еще Ломоносов, то проект переброски должен быть
востребован. Россия должна легализоваться в Центральную Азию, если она думает
о будущем РФ. По сути, всем региональным силам брошен вызов. Надо поэтому четко
определить наши позиции как с технической точки зрения, так политической и экономической.
И это требует определенных усилий не только РФ, но и стран ЦАР".
П.А. Полад-заде высказал удовлетворение обменом мнений. Всем ясно, что регион
не имеет резервов в водных ресурсах. Из трех возможных альтернатив – реконструкция;
улучшение управления и дополнительный привод воды только два реальные: улучшение
управления и дополнительный привод воды. Сейчас нужно говорить не о старом проекте,
а о новом – в новых социально-экономических условиях.
Т.Т. Сарсенбеков (Казахстан) сообщил, что Казахстан заинтересован в проекте
и
предложил разработать "Концепцию взаимоотношений между странами ЦАР и Россией",
в которой определить цели и задачи проекта, выработать правовую политику и расписать
план действий и конкретные задачи во временном разрезе.
Н.К. Каюмов (директор Института экономических исследований Таджикистана, зам.
министра экономики) подчеркнул важность проекта с позиции Таджикистана, исходя
из потребности переброски Зерафшана в бассейн Сырдарьи, перспективы роста потребности
Афганистана, а также развития интегрированных процессов.
Н.И. Зеленцова (Президиум РАН) отметила важность устойчивости водоснабжения
как критерий устойчивого развития. Предложила организовать совместную рабочую
группу.
У.В. Абдуллаев ("Узгипромелиоводхоз") обрисовал водохозяйственную ситуацию
в республике и показал, что проектируемые меры по развитию водного хозяйства,
включая 3 водохранилища, позволяют покрыть 50 % дефицита воды. Подчеркнул важность
проекта для региона.
К.Б. Норкин (Аналитическое управление г. Москвы) пояснил рабочую гипотезу России
в этом проекте, отталкиваясь из опыта перебросок в Китае. Предложил перенять
у китайцев два подхода: поэтапное осуществление проекта и постепенную корректировку
всех решений; распределение расходов принять 20 % за счет бюджета стран, 35
% за счет местных бюджетов и 45 % за счет водопользователей. Смысл долговременных
расходов в создании мощных потенциалов будущего развития, базы доходов не только
сельского хозяйства, но и всего экономического комплекса, увеличение налоговых
поступлений. Предложил создать рабочую группу, которая займется поиском путей
получения максимальных благ от этого проекта для всех участников.
В поддержку проекта выступили А.Е. Аксарин (Гидропроект), Л.Ю. Гусева (Институт
стратегических исследований Казахстана), Н.Н. Михеев, Л.Н. Дмитриев (Казгипроводхоз),
Д. Рыскулов и др.
Акад. Н.Р. Хамраев заявил, что данный проект больше российский, чем центральноазиатский
– Узбекистан получит всего 5-6 км3 воды в самом низовье.
П.А. Полад-заде в своем втором выступлении подчеркнул, что, к сожалению, Россия
борется не с предупреждением водных катастроф, но с их последствиями. Поэтому
водой больше занимается МЧС, чем водные организации. В России нет квалифицированной
организации по управлению водными ресурсами – может быть обращение к этой проблеме
позволит усилить и управление водными ресурсами в России.
По мнению проф. А. Чамкина (МАИ), "в мире есть достаточно средств для осуществления
таких масштабных проектов, они есть и в России. Имеется возможность переброски
людей, капитала и ресурсов, имеется тенденция к росту удовлетворения национальных
интересов. Но "политическая турбулентность" и неопределенность экономических
интересов общества, отдельных групп и решающих лиц мешают справедливому перераспределению
воды в интересах благосостояния человечества. Политические интересы России и
Центральной Азии требуют показать, что страны заинтересованы в благосостоянии
своих народов и одновременно более справедливом распределении и приобретенных
благ и национальных богатств. Для России же важно показать миру и свои возможности
– и этот проект как раз может быть показательным! Для этого нужно создать идеологию,
которая может изменить поведение общества на основе образов, воспринимаемых людьми
и приемлемых политикам".
Горелик – директор Информационного центра ООН отметил, что, по его мнению,
концепция
удалась. ООН рассматривает воду как катализатор сотрудничества.
В.И. Антонов (Узводпроект) показал ухудшение состояния орошаемого земледелия
в регионе и Узбекистане. 7 млн. га земель Узбекистана готовы принять воду из
России, но "сегодня Россия больше заинтересована в воде, чем мы в ней".
А.Ю. Хусаинов, президент компании "Русто Рости", подчеркнул, что бизнесмены
текстильной, машиностроительной, химико-технологической промышленности крайне
заинтересованы в этом проекте, надо их привлечь к проекту.
Проф. Великанов А.Л., зам. директора ИВП РАН, подчеркнул, что надо не возвращаться
к старому проекту, а сопоставить новые условия и новое социально-экономическое
значение и политическую оценку. Нужно создать специальные подходы для формирования
общественного мнения, основанном на бизнесе, управлении мнениями и привлечении
широких слоев заинтересованных субъектов, "нужно использовать и положительный
опыт этого проекта, и опыт его дискредитации".
Заключительное обсуждение заявления конференции пришло к необходимости переработки
его с позиции проекта совместного использования водных, земельных и трудовых
ресурсов Сибири, Урала и Центральной Азии, подчеркивая коренной пересмотр принципиальных
положений (социальных, экономических, финансовых и организационных), формирования
заинтересованных групп и целевых аудиторий, а также организации координационной
программы по данному вопросу; использовать поддержку ООН для широкого вовлечения
международных политических и финансовых кругов.
|