ОБЪЕДИНЕННАЯ СЕССИЯ МКВК, ГВП И SDC «ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ
ИНТЕГРИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
В БАССЕЙНЕ АРАЛЬСКОГО МОРЯ»
В работе сессии, состоявшейся 7 мая, приняли участие более 145 человек – члены
МКВК и работники исполнительных органов МКВК, ИК МФСА, профессионалы-водники
из стран Центральной Азии и региональных организаций, представители SDC, сотрудники
проекта «ИУВР-Фергана» и IWMI, представители Глобального водного партнерства
Центральной Азии и Кавказа, неправительственных организаций, международных
организаций, журналисты и работники телевидения.
С приветствиями к участникам сессии обратились А.Д. Рябцев от МКВК и Д. Кнобель
от SDC.
Работа сессии началась с обзорного доклада «Внедрение принципов интегрированного
управления водными ресурсами в Центральной Азии – веление времени», представленного
Соколовым В.И. – региональным менеджером проекта «ИУВР-Фергана». В докладе
было показано, почему необходимо менять принципы управления водой в регионе
и что конкретно для этого нужно делать. На примере деятельности проекта «ИУВР-Фергана»
были представлены детали по отдельным аспектам – законодательная основа ИУВР,
организационная перестройка, проблемы, решаемые с помощью АВП, меры по повышению
продуктивности воды и земли и другие виды деятельности.
Дальнейшее обсуждение на сессии различных аспектов реализации принципов интегрированного
управления водными ресурсами было разбито на три блока в виде открытой
дискуссии по каждому блоку.
Первый блок был посвящен теме «Направления организационной реформы управления
водными ресурсами и практические вопросы создания и развития Ассоциаций
водопользователей в Центральной Азии». Руководил процессом дискуссии
Духовный В.А. – директор
НИЦ МКВК. Во время дискуссии выступили: Рябцев А.Д. – Председатель Комводресурсы
Казахстана; Бекболотов Ж. – Генеральный директор Департамента водного
хозяйства МСВХ и ПП Кыргызской Республики; Назыров А.А. – Министр мелиорации
и водного
хозяйства Таджикистана; Алтыев Т.К. – зам. министра водного хозяйства
Туркменистана; Гаппаров Х.К. – Начальник управления водных ресурсов МСВХ
Республики Узбекистан;
Сатыбалдыев А.С. – руководитель офиса проекта «ИУВР-Фергана» в г. Ош;
Херрен У. – руководитель офиса SDC в Центральной Азии; Пинхасов М.А. -
руководитель
деятельности проекта «ИУВР-Фергана»; уль Хассан М. – менеджер проекта
«ИУВР-Фергана» от IWMI. Во время дискуссии обсуждались новые подходы к
определению водной
политики, проблемы создания правовой базы ИУВР и системы финансирования.
Вторым блоком дискуссии «Пути повышения продуктивности оросительной
воды и инструменты, необходимые для реализации принципов ИУВР» руководил
Соколов
В.И. Во время дискуссии выступили: Мухамеджанов Ш.Ш. – руководитель
деятельности проекта «ИУВР-Фергана»; Ахроров А. – национальный координатор
проекта
ИУВР-Фергана от Таджикистана; Абдуллаев И. (IWMI); Матраимов Б.Э. –
начальник бассейнового
управления Ошской области Кыргызской Республики; Чолокава Т.Г. – начальник
управления Министерства охраны природы Грузии. В качестве инструментов
участникам были представлены две презентации – Нерозин С.А. (САНИИРИ)
«Паспортизация демонстрационных полей – как инструмент повышения продуктивности
воды и
земли»
и Чолпанкулов
Э.Д. (НИЦ МКВК) «Модель для оценки водопотребления и режимов полива
сельскохозяйственных культур».
Заключительный блок дискуссии был посвящен теме «Вовлечение общественности
в процесс управления водными ресурсами». Руководил процессом дискуссии
М. уль Хассан. Во время дискуссии выступили Камалов Ю. – председатель
НПО «Союз
защиты
Амударьи и Арала»; Домуладжанов И. – председатель НПО «Эко Фергана»;
Джамукашвили Г. – председатель Ассоциации «Кура-Аракс»; Есекин Б. –
исполнительный директор
РЭЦ ЦА; Акназаров С. – Экофорум Казахстана; Родина Е.М. – Экологическое
движение «Биом»; Назаров Р. – эксперт-социолог проекта «ИУВР-Фергана»;
Ланько Э.В.
– главный редактор журнала «Инжиниринг».
Во время дискуссии обсуждались конкретные предложения о том, как общественность
(в лице НПО и АВП) может быть вовлечена в процесс управления водными
ресурсами. В частности поднимался вопрос о создании общественного
совета воды в бассейне
Аральского моря и аналогичного совета на Кавказе (программа деятельности
и источники финансирования).
ЗАСЕДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОМИТЕТА ГВП ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ
И КАВКАЗА
В работе заседания, состоявшегося 8 мая, приняли участие 9 из 13 членов РТКК,
представляющие 5 из 8 стран региона, а также специально приглашенные представители
НПО. С приветствием к участникам встречи обратились Б. Гутерстам офицер по
связи с регионами Секретариата ГВП (Швеция) и В. Соколов – председатель РТКК
ЦАК.
Работа заседания началась с презентации программы работ и бюджета ГВП ЦАК
на 2003 год, которые представил В. Соколов. При обсуждении деталей реализации
программы работ участниками затрагивались вопросы процедур согласования действий
(административная часть программы), а также тематическая часть:
- Создание веб-сайта ГВП ЦАК.
- Участие в альянсах (Международная сеть бассейновых организаций (INBO),
CapNET – сеть по усилению потенциала, программа по подземным водам
(GWMate).
- Диалоги (ИУВР и трансграничные проблемы, охрана окружающей среды, общественное
участие).
- Организация национальных водных партнерств.
- Участие в международных мероприятиях (Киевская Пан-Европейская Конференция
Министров окружающей среды, ежегодная встреча партнеров ГПВ
в Стокгольме (август), Водный саммит в Душанбе (август-сентябрь).
- Следующее заседание РТКК и ежегодная региональная конференция
ГВП ЦАК (Тбилиси, декабрь 2003 г.).
Участники встречи обсудили предложение Х. Ларсена (Датский институт гидравлики)
по оказанию содействия со стороны Датского правительства в установлении двухстороннего
сотрудничества РТКК ГВП ЦАК с Комиссией Меконга.
Было принято решение воспользоваться возможностью послать делегацию от нашего
региона в бассейн реки Меконг в декабре 2003 года для изучения опыта по процессу
мира и стабильности в рамках управления водой.
Участниками заседания также детально обсуждался проект рабочей программы
ГВП ЦАК на 2004 -2008 годы. Было принято решение направить этот документ
с некоторыми
дополнениями в Секретариат ГВП для финансовой поддержки.
Следующее заседание РТКК ЦАК запланировано провести в августе 2003 г. в
Душанбе в рамках Международного Водного саммита.
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
«ИУВР-ФЕРГАНА»
Деятельность «Пилотные каналы»
Деятельность «Пилотные каналы» в настоящей фазе включает в себя выполнение
двух основных задач: организационной и технической.
Техническая задача по ремонту сооружений на каналах была решена местными
водохозяйственными организациями (ВХО) в феврале-марте 2003 г. Приобретены
и доставлены на пилотные
каналы водоизмерительные средства. В настоящее время осуществляется заключительный
этап установки, наладка и испытание вышеуказанных средств водоучета (уровнемерные
рейки, гидрометрические вертушки, электронные расходомеры).
В стадии выполнения находятся организационные задачи, включающие в себя:
- создание единых управлений каналов (УК) путем реорганизации структуры водохозяйственных
организаций (ВХО) на основе гидрографического принципа (базируемого на
гидрографических, но не административных границах),
- совершенствование управления водой на основе принципа общественного участия
путем создания водных советов (ВС).
Реорганизации структуры ВХО на основе гидрографического принципа – непростая
задача, так как имеются силы, в лице некоторых представителей власти на местах,
отдельных водников и водопользователей, которые по различным причинам не заинтересованы
в такой реорганизации. Тем не менее, уже проделана большая работа, т.о. есть
основание считать, что в сфере проекта ИУВР, в частности его подкомпонента
«Пилотные каналы», а также при активной деятельности областных исполнителей
на местах, эта задача может быть решена на всех пилотных каналах за самый короткий
период.
Благоприятствует намечаемым переменам, факт осознания подавляющим большинством
водников наличия многих проблем в управлении водными ресурсами и, вместе
с тем, готовность руководителей ВХО оказать поддержку перспективным начинаниям,
к тому же имея в наследии богатый опыт эффективного управления.
Совершенствование управления водой на основе принципа общественного участия
(путем создания водных советов), является более сложной задачей, так как
она пересекается с социальными и устоявшимися психологическими проблемами,
существующими
между поставщиками водных услуг и водопользователями, которые, непосредственно,
пользуются этими услугами. Отсутствие практического опыта усложняет участие
водопользователей в управлении водой на уровне оросительных систем (на
уровне махалли такой опыт есть).
Как нам представляется, необходимо привить водникам и водопользователям,
благо почва сейчас для этого подходящая, следующее положение: в экономике
«начальник»
- это потребитель услуг, а «подчиненный» их поставщик. Суть реформ
заключается в том, чтобы в итоге создать ситуацию, где «покупатель всегда
прав» (принцип
верховенства потребителя над поставщиком и подотчетности исполнительного
органа водного совета водопользователям). Потому, проводя социальную
мобилизацию общественности,
упор в работе с водниками и водопользователями делается на это положение,
а также выявляется их позиция по отношению к новым направлениям в деятельности
проекта.
В рамках деятельности ведется разъяснительная работа о целях и задачах
проекта, повышая, таким образом, уровень осведомленности водников и
водопользователей для осознания ими достоинства стратегии сотрудничества
и обмена информацией.
В 2003 г. для потенциальных членов ВС, менеджеров и водопользователей
запланировано проведение 2-х тренингов, что будет еще одним шагом
в «раскачке» сомневающихся.
В настоящее время ведется работа по созданию типового Устава управления
канала и типового Положения о водном совете. Эти нормативные документы
будут переданы
заинтересованным лицам для обсуждения и, в последующем, использования.
По завершении указанной выше работы будет непосредственно начата
организация процесса формирования
ВС.
Для распространения идей ИУВР и создания ВС в апреле 2003 г. на
3-х пилотных каналах проведены рабочие совещания с инициативными
группами,
где были
задействованы основные заинтересованные стороны, включая фермеров
и представителей неправительственных
организаций (НПО).
Для отслеживания и оценки последствий от реформ по управлению
водой, в рамках деятельности проведен анализ существующего
состояния водопользования,
а также
разработаны показатели стабильности и равномерности водоподачи.
Эти показатели будут использованы в ходе тестирования альтернативной
системы вододеления.
|