К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 15 (26) май 2003 г.



ВИЗИТ В УЗБЕКИСТАН ПРЕДСЕДАТЕЛЯ GWP

Председатель GWP Маргарет Катли-Карлсон посетила Ташкент с 17 по 21 мая 2003 г.

18 мая 2003 г. она посетила НИЦ МКВК и Тренинговый центр МКВК, где встретилась с директором НИЦ МКВК проф. В. Духовным, председателем GWP-CACENA В. Соколовым и директором Тренингового центра МКВК П. Умаровым.

Г-жа М. Катли-Карлсон высоко оценила общие мероприятия МКВК и результаты региональной информационной системы по управлению водными и земельными ресурсами в бассейне Аральского моря, публикации МКВК, работу Тренингового центра и GWP-CACENA. Основными темами дискуссий были следующие:

  • Основа водного партнерства в регионе (с акцентом на водосбережение, осуществление ИУВР, защиту экосистем, участие общественности в управлении водой).
  • Действия, направленные на осуществление ИУВР.
  • Роль GWP в регионе.

Особое внимание было уделено следующим проблемам: регион имеет огромный потенциал превосходных знаний, опыта, инструментов, публикаций, тренинговой системы, однако до сих пор на общественность в целом оказывается слабое воздействие. Все мероприятия проходят в пределах водного общества/сектора, но не в обществе в целом. Как можно это улучшить? Первой задачей является создание соответствующих условий для осуществления ИУВР. Необходимо знать, какие конкретные проблемы существуют и как их решать. Существует потребность в механизмах/инструментах для влияния на общество и через общество на лица, разрабатывающие политику. Основной целью является прекращение командной (нисходящей) системы управления водой и поддержка принципов ИУВР в регионе.

Этапы действия:

1. Главная цель GWP в регионе – создание условий для многостороннего партнерства между:

  • обществом и природой
  • государствами/нациями
  • отраслями экономики
  • верховьями и низовьями
  • наукой и практикой
  • государственным и частным секторами

Во всех этих направлениях должна быть определена целевая группа для развития диалогов между вышеуказанными сторонами. Ими являются следующие слои общества:

  • интеллигенция (наука, литература, искусство, средств массовой информации и т.п.)
  • неправительственные организации
  • религиозные лидеры
  • местные лоббирующие группы
  • новые формы ассоциаций (АВП).

2. Инструменты развития, включая:

  • Публикации (буклеты, плакаты и т.п.)
  • Сеть неправительственных организаций
  • Набор инструментов – что является важным для региона и какой регион может сотрудничать.

3. Поиск общих вопросов/пунктов заинтересованности во всех странах региона. Определение на этой основе тематики для диалогов, встреч за круглым столом.

4. Содействие созданию пилотных проектов по ИУВР. Помощь в подготовке предложений и проведении переговоров с потенциальными донорами.

5. Развитие тренинговой системы, как основы для достижения консенсуса.

Регион нуждается в поддержке со стороны GWP на межправительственном уровне для продвижения работ GWP CACENA.

В завершение встречи г-жа М. Катли-Карлсон приняла приглашение на участие на Водном Форуме ООН в г. Душанбе, Таджикистан, который пройдет с 28 августа по 1 сентября 2003 г. На данном форуме GWP-CACENA проведет специальную сессию «Вода как стимул для многостороннего партнерства в интересах общества и природы».

ПРОБЛЕМА ОЧИСТКИ РЕКИ НУРЫ ОТ РТУТИ — ЗРИМЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ

Центральный Казахстан широко известен большими запасами природных ресурсов. Именно здесь базируется основной промышленный потенциал страны и именно сюда перенесен политический центр тяжести государства. Поэтому все, что связано с перспективами развития региона вызывает неподдельный интерес не только со стороны государственных органов управления, но и граждан республики.

Между тем, на фоне все увеличивающейся политико-экономической нагрузки становиться все более очевидной ранимость природы и хрупкость экологического равновесия региона.

В первую очередь это касается реки Нуры и ее бассейна, представляющих собой природные объекты не только большого экономического, но возможно в большей степени исторического и культурного значения. Достаточно сказать, что река питает своими водами уникальную Коргалжинскую систему озер.

В течение многих лет р. Нура загрязнялась ртутными отложениями, образовывавшимися в результате деятельности Карагандинского завода по производству синтетического каучука. Технология производства каучука предусматривала использование сульфатной соли ртути. Но на заводе не были построены очистные сооружения по очистке сточных вод от ртути, что в итоге привело к значительным ее сбросам в магистральный коллектор завода, который был выведен в реку Нуру ниже Самаркандского водохранилища.

Первые этапы очистки сточных вод начались в 1950 и 1954 годах. В процессе очистки сточные воды направлялись в очистительные резервуары, где хлорировались и заиливались с помощью биофильтров. Отстойный ил, накапливавшийся в очистительных резервуарах, откладывался на иловой площадке. Дальнейшее расширение очистительных сооружений было завершено в 1966 году. До 1969 года ил плохого качества сбрасывался в понижение местности под названием Жаурское болото, которое не было осушено. В 1969 г. на территории АО «Карбид» были построены иловые фильтрационные площадки. Ртуть содержащий ил складывался также на старых золоотвалах КарГРЭС-1, расположенных на берегах р. Нуры.

После закрытия производства сбросы прекратились. Однако проведенные исследования показали, что большие объемы ртути остались в русле и пойме реки. Более того, из-за отсутствия финансовых средств, предприятие-банкрот АО «Карбид» не смогло провести комплекс мероприятий по захоронению вредных отходов. В результате территория предприятия, из-за аварийного состояния зданий, отсутствия надлежащего контроля и средств на проведение целенаправленных профилактических мероприятий, стала потенциальным очагом вторичного загрязнения окружающей среды городов Темиртау, Караганды и прилегающих районов.

Таким образом, проблема очистки р. Нуры от ртути перешла в разряд высокоприоритетных, угрожающих здоровью населения и экологии крупного региона страны.

Для решения проблемы Правительством страны был привлечен грант Международного Банка Реконструкции и Развития. В Соглашении по предоставлению гранта предусматривается подготовка проекта «Реабилитация и управление окружающей средой бассейна рек Нура-Ишим». Выполнение проекта возложено на Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

В ходе выполнения работ по гранту будет подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) по очистке реки Нуры (включая пойму, русло, Интумакское водохранилище, площадку АО «Карбид» и прилегающих загрязненных территорий) от ртутного загрязнения. Цель ТЭО – обеспечение условий безопасного водопотребления путем очистки реки Нуры от ртутного загрязнения, проведения эффективных мер по обеспечению качества воды и оптимизации использования имеющихся в наличии водных ресурсов. При составлении ТЭО будут учтены текущие и перспективные социальные, экологические, технические и экономические условия развития региона, а также результаты всех ранее проведенных исследований, в том числе данные INCO-Copernicus по концентрациям и запасам ртути в почвах поймы, воде и в донных отложениях, данные гидрометрических, геологических, санитарных служб Республики Казахстан. Для уточнения имеющейся информации в период весеннего половодья 2002г дополнительно осуществлены отборы проб воды реки Нуры и Интумакского водохранилища, почвы на промплощадке АО «Карбид» и прилегающих загрязненных территорий, результаты анализов которых будут использованы при разработке ТЭО.

Проект предусматривает разработку компьютерной модели управления водными ресурсами озер, водоемов, рек и подземных вод бассейнов рек Нуры и Ишима, с учетом характеристик текущих и перспективных водохозяйственных балансов. Модель послужит основой составления прогнозных сценариев развития водных ресурсов, их использования и охраны для выработки своевременных и выверенных управленческих решений с определением приоритетных направлений капиталовложений и природоохранных мероприятий.

Решение проблемы очистки реки Нуры от ртути будет осуществляться с учетом мирового опыта. В частности, опыт решения подобных экологических проблем существует в Японии, когда в 60-х годах в г. Минамата промышленное предприятие аналогичное заводу АО «Карбид» в г. Темиртау стало загрязнять залив Минамата, причиняя вред здоровью людей проживающих в близлежащих рыбацких поселениях. Химическая фабрика выбрасывала загрязненные ртутью отходы в залив с 1932 по 1968 гг. Кроме загрязнения воды и донных отложений, метилированная ртуть скапливалась в рыбе и моллюсках. В результате появилась токсическая болезнь центральной нервной системы людей, употреблявших рыбные продукты в течение долгого времени. В 1973 г. японским агентством по окружающей среде были разработаны предварительные нормативы загрязненности донных отложений ртутью, по которым была установлена необходимость экскавации около 1500000 м3. Процесс извлечения был завершен в 1987 г. Контрольные исследования проб, проведенные в 1988 г., подтвердили, что цели проекта по удалению загрязненных отложений достигнуты. Результаты текущего мониторинга показывают, что дальнейшее увеличение концентраций ртути в воды или в рыбных тканях не обнаружено. Общая стоимость проекта составила приблизительно 40-42 млн. долларов США.

В настоящее время залив Минамата является экологически чистым. Для дальнейшего исследования вопросов ртутного загрязнения и совершенствования технологий очистки Правительством Японии создан Национальный институт Минамата, признанный ведущим в мире.

Правительством Республики Казахстан планируется привлечение технического содействия Правительства Японии для поддержки мероприятий по разработке и реализации многолетней программы мониторинга ртутного загрязнения, в рамках которого к исследованиям будут привлечены эксперты из института «Минамата». Их участие является гарантией того, что в Темиртау будет применена лучшая международная практика по очистке ртутных отложений.

В итоге реализации проектов станет возможным обеспечение безопасного использования воды р. Нуры, выработка рекомендаций по нескольким альтернативным вариантам использования вод реки для питьевых и сельскохозяйственных целей, регулирование поступления воды в Коргалжинские озера. В регионе будет установлена одна из лучших в мире лабораторий по мониторингу ртути и других загрязняющих веществ. Загрязненная почва и другие материалы будут удалены в специально спроектированные сооружения для захоронения, созданные с учетом передовых технологических решений. Государственные органы, в компетенцию которых входит охрана, мониторинг и управления природными ресурсами будут оборудованы современными компьютерными системами, позволяющими оперативно вести контроль и регулирование природопользования.