К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 17 (28) июнь 2003 г.



ТРАНСАЗИАТСКИЙ ВЕКТОР ОБСЕ

В Алматы состоялся первый Трансазиатский форум Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Проходившее под девизом “Трансазиатское измерение ОБСЕ: неразрывное звено безопасности” мероприятие собрало парламентариев из 25 государств — членов ОБСЕ, делегатов из государств — партнеров этого объединения, представителей структур, имеющих статус наблюдателей в ПА ОБСЕ, авторитетных международных организаций. В работе форума принял участие Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.

Открывая форум, президент ПА ОБСЕ Б. Джордж подчеркнул, что сегодня Центральная Азия — регион, представляющий большой интерес для всего мира, и проведение форума в Алматы является серьезным шагом вперед и для ОБСЕ, и для Казахстана, и для всего региона в целом. Подобные мероприятия позволяют изучить пути расширения сотрудничества парламентариев, содействовать позитивным достижениям в каждом из трех главных измерений и, таким образом, способствовать региональной безопасности.

Серьезным экологическим проблемам центральноазиатского региона был посвящен доклад директора германского Института исследований профессора Александра Кариуса. Большое беспокойство вызывает у экспертов сильное загрязнение бассейнов Амударьи и Сырдарьи, судьба Арала. Высохшее море в последние годы находится в центре внимания всего мира, но, по словам А. Кариуса, эти проблемы мы все же недооценили. Тем более что решать их нужно комплексно. Профессор видит большой резерв в так называемом секторальном развитии, вовлечении в эту работу муниципальных и других региональных структур.

Специалисты ОБСЕ провели ряд семинаров в центральноазиатском регионе, сейчас при поддержке правительства Швейцарии готовится еще один трехгодичный проект, который направлен на поднятие уровня экологических знаний среди населения, неправительственных организаций. В скором времени подготовленные учеными-экологами доклады будут обсуждены совместно с министрами окружающей среды пяти стран Центральной Азии. Большую ставку в этой работе делает А. Кариус и на парламентариев.

Использованию и распределению общих водных ресурсов был посвящен доклад директора Научно-информационного центра МКВК проф. В. Духовного. Он начал с Арала, отметив, что отношение к водным ресурсам всем нам надо в корне менять. Привыкнув с советских времен, что “все вокруг народное, все вокруг мое”, наш регион за 20 лет — с 1960 по 1980 год — в расходовании воды подошел к критической черте. Но уже в восьмидесятые, вместе со всем миром, мы опомнились и стали бережнее относиться к живительной влаге. За последние 20 лет общие расходы воды резко снизились — со 120 до 103 миллиардов кубометров. Судьба водных ресурсов, отметил докладчик, зависит от сотрудничества стран региона, выработанной ими общей водной политики. Не случайно сразу же после распада Союза, в сентябре 1991 года, министры стран Центральной Азии собрались в Ташкенте, чтобы обсудить этот вопрос, и уже в феврале следующего года было подписано Межправительственное соглашение о совместном использовании водных ресурсов стран ЦА, появилась межгосударственная координационная водная комиссия, которая сегодня осуществляет непосредственное руководство водными ресурсами региона.

В пяти странах региона при помощи международных организаций уже создано около 20 пилотных полей, где местных фермеров учат повышать урожайность полей при том же количестве воды. В Ферганской долине, где водный вопрос стоит наиболее остро, при поддержке Швейцарского агентства развития такая схема создается на площади 140 тысяч гектаров. Опять-таки при помощи зарубежных партнеров здесь введен автоматизированный дистанционный контроль за сооружениями в бассейне Сырдарьи, в результате чего точность раздачи воды значительно повысилась. В ходе обсуждения вопросов “водной тематики” участники дискуссии поднимали также проблемы трансграничных рек, возможности переброски вод сибирских рек в Центральную Азию.

Подводя итоги двух дней форума, председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Брюс Джордж назвал мероприятие “удивительно удачным”. Самый главный же итог он обозначил как достижение значительного консенсуса стран — участниц ТАФ. За короткое время делегаты смогли обсудить многие аспекты сферы безопасности, дальнейшего развития демократических институтов. Основная цель — наладить парламентские диалоги по вопросам безопасности в Трансазиатском регионе, продвижению демократических институтов - достигнута, отметили участники форума.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕТЬ БАССЕЙНОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (INBO)

Директор НИЦ МКВК, проф. В.А. Духовный посетил 17-18 июня 2003 г. штаб-квартиру INBO, находящуюся в Париже.

Проф. В.А. Духовный изложил видение ИУВР в центральноазиатском регионе в целом и на ИУВР на трансграничных реках в частности. ИУВР в рамках GWP Toolbox страдает отсутствием понимания того, что инструменты ИУВР не могут ограничиваться лишь организационными и юридическими мерами. Нужна широкая база технических, инженерных и экономических поддерживающих мер, как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровне. Это, в первую очередь:

  • требования к гидрометеорологической службе; прогнозы; потери и т. д.
  • требования к технике гидрометрии;
  • моделирование плана, распределения и корректировки;
  • экологический мониторинг и требования;
  • санитарные требования и попуски;
  • технология водораспределения и т.д.
  • информационная система, база данных;
  • база знаний;
  • система тренинга;
  • система водосбережения.

Роль INBO:

  • создать руководство ИУВР на трансграничном уровне;
  • поддерживать и стимулировать его внедрение;
  • разработать основные положения по внедрению (уже сделаны определенные шаги в этом направлении — разработан проект руководства);
  • организовать экспертизу ИУВР на межгосударственном уровне;
  • создать механизм совершенствования международного водного права; этот пункт имеет огромное значение, имея ввиду особую необходимость противостояния гидроэгоизму.

Сотрудничество INBO-GWP должно развиваться не только в виде совместного проталкивания “Associated program”, но также в виде определенного распределения обязанностей между INBO-GWP. INBO должно, в основном, представить правительственные и межгосударственные организации; GWP — партнерство, базируясь на инициативе неправительственных организаций; GWP — организует давление снизу, через НПО и масс-медиа; INBO — через «решающих лиц» и их представителей путем демонстрации лучших примеров и совместных дискуссий.

С этих позиций придается большое значение созданию INBO СНГ. Проф. В.А. Духовный поддержал это предложение именно в отрыве от восточно-европейских стран, ибо их условия вживания в цивилизацию совершенно другие. В странах ЦА было бы очень важно создать более широкую информационно-сравнительную опытную базу в виде INBO СНГ. Важным структурным элементом этого INBO могло бы быть GWP CACENA.

Обсужден вопрос о создании Научного комитета INBO как Экспертного совета, который будет:

  • создавать принципиальные документы;
  • оказывать помощь в формировании новых БВО;
  • бороться за международное право;

Состав групп:

  • организационная;
  • юридическая;
  • финансовая;
  • моделирования;
  • информационная;
  • тренинга;
  • технических инструментов.

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА «ИУВР-ФЕРГАНА»

деятельность «Пилотные каналы»

В рамках деятельности постоянно ведется мониторинг функционирования Пилотных каналов. Цель мониторинга – отслеживание, оценка и анализ изменений, происходящих в управлении водой на ПК в результате внедрения институциональных и технических решений в ходе реализации проекта «ИУВР-Фергана».

Налажено ежедекадное поступление информации в офис проекта «ИУВР-Фергана» о суточных и декадных расходах по трем ПК и прочая необходимая информация. Ниже приведен состав получаемой, и планируемой получить информации:

Суточная

  • среднесуточный расход воды (факт).

Декадная

  • среднедекадный расход воды (план, лимит, факт);
  • среднедекадный сброс из ПК (факт).

Сезонная (вегетационный период, вневегетационный период)

  • расходы на эксплуатацию и поддержание ПК (в том числе за счет госбюджета и водопользователей);
  • урожайность основных сельхозкультур (хлопчатник, зерновые);
  • интенсивность использования орошаемых земель (учет промежуточных культур);
  • валовой доход;
  • собираемость платы за водные услуги (по ПК ААБ и Гулякандоз);
  • аварийные ситуации на ПК (причина, количество);
  • конфликтные ситуации на ПК (причина, количество, как разрешили).

Объектами мониторинга являются:

  • головное сооружение ПК;
  • водовыделы из ПК (отводы первого порядка, насосные станции и установки);
  • балансовые участки;
  • водопользователи (расположенные в зоне командования ПК республики, области, районы — все, АВП - все, коллективные хозяйства - выборочно, фермерские хозяйства — выборочно).

Для оценки результатов мониторинга на пилотных каналах разработана и используется система показателей:

Коэффициент водообеспеченности:

  • коэффициент водообеспеченности относительно плана (факт/план);
  • коэффициент водообеспеченности относительно лимита (факт/лимит).

Коэффициент стабильности водоподачи:

  • коэффициент стабильности среднесуточной водоподачи;
  • коэффициент стабильности среднедекадной водоподачи.

Коэффициент равномерности водоподачи:

  • коэффициент равномерности декадной водоподачи;
  • коэффициент равномерности сезонной водоподачи;
  • коэффициент равномерности водоподачи в головной и концевой частях ПК.

КПД:

  • технический;
  • организационный;
  • эксплуатационный.

Коэффициент качества водозабора.

Коэффициент качества водоподачи.

Коэффициент качества управления водой.

Коэффициент эффективности.