ТРАНСАЗИАТСКИЙ ВЕКТОР ОБСЕ
В Алматы состоялся первый Трансазиатский форум Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Проходившее под девизом “Трансазиатское измерение ОБСЕ: неразрывное звено безопасности”
мероприятие собрало парламентариев из 25 государств членов ОБСЕ, делегатов
из государств партнеров этого объединения, представителей структур, имеющих
статус наблюдателей в ПА ОБСЕ, авторитетных международных организаций. В работе
форума принял участие Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.
Открывая форум, президент ПА ОБСЕ Б. Джордж подчеркнул, что сегодня Центральная
Азия регион, представляющий большой интерес для всего мира, и проведение
форума в Алматы является серьезным шагом вперед и для ОБСЕ, и для Казахстана,
и для
всего региона в целом. Подобные мероприятия позволяют изучить пути расширения
сотрудничества парламентариев, содействовать позитивным достижениям в каждом
из трех главных измерений и, таким образом, способствовать региональной безопасности.
Серьезным экологическим проблемам центральноазиатского региона был посвящен
доклад директора германского Института исследований профессора Александра
Кариуса. Большое
беспокойство вызывает у экспертов сильное загрязнение бассейнов Амударьи
и Сырдарьи, судьба Арала. Высохшее море в последние годы находится в центре
внимания
всего
мира, но, по словам А. Кариуса, эти проблемы мы все же недооценили. Тем
более что решать их нужно комплексно. Профессор видит большой резерв в
так называемом
секторальном развитии, вовлечении в эту работу муниципальных и других региональных
структур.
Специалисты ОБСЕ провели ряд семинаров в центральноазиатском регионе, сейчас
при поддержке правительства Швейцарии готовится еще один трехгодичный
проект, который направлен на поднятие уровня экологических знаний среди
населения,
неправительственных организаций. В скором времени подготовленные учеными-экологами
доклады будут
обсуждены совместно с министрами окружающей среды пяти стран Центральной
Азии. Большую ставку в этой работе делает А. Кариус и на парламентариев.
Использованию и распределению общих водных ресурсов был посвящен доклад
директора Научно-информационного центра МКВК проф. В. Духовного. Он
начал с Арала,
отметив, что отношение к водным ресурсам всем нам надо в корне менять.
Привыкнув с советских
времен, что “все вокруг народное, все вокруг мое”, наш регион за 20
лет с 1960 по 1980 год в расходовании воды подошел к критической черте.
Но
уже
в восьмидесятые,
вместе со всем миром, мы опомнились и стали бережнее относиться к живительной
влаге. За последние 20 лет общие расходы воды резко снизились со
120
до 103 миллиардов кубометров. Судьба водных ресурсов, отметил докладчик,
зависит
от
сотрудничества стран региона, выработанной ими общей водной политики.
Не случайно сразу же после распада Союза, в сентябре 1991 года, министры
стран
Центральной
Азии собрались в Ташкенте, чтобы обсудить этот вопрос, и уже в феврале
следующего года было подписано Межправительственное соглашение о совместном
использовании
водных ресурсов стран ЦА, появилась межгосударственная координационная
водная комиссия, которая сегодня осуществляет непосредственное руководство
водными
ресурсами региона.
В пяти странах региона при помощи международных организаций уже создано
около 20 пилотных полей, где местных фермеров учат повышать урожайность
полей при
том же количестве воды. В Ферганской долине, где водный вопрос стоит
наиболее остро,
при поддержке Швейцарского агентства развития такая схема создается
на площади 140 тысяч гектаров. Опять-таки при помощи зарубежных партнеров
здесь введен
автоматизированный дистанционный контроль за сооружениями в бассейне
Сырдарьи, в результате чего
точность раздачи воды значительно повысилась.
В ходе обсуждения вопросов “водной тематики” участники дискуссии
поднимали также проблемы трансграничных рек, возможности переброски
вод сибирских
рек в Центральную
Азию.
Подводя итоги двух дней форума, председатель Парламентской ассамблеи
ОБСЕ Брюс Джордж назвал мероприятие “удивительно удачным”. Самый
главный же
итог он обозначил
как достижение значительного консенсуса стран участниц ТАФ. За
короткое время делегаты смогли обсудить многие аспекты сферы безопасности,
дальнейшего
развития
демократических институтов.
Основная цель — наладить парламентские диалоги по вопросам безопасности
в Трансазиатском регионе, продвижению демократических институтов
- достигнута, отметили участники
форума.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕТЬ БАССЕЙНОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (INBO)
Директор НИЦ МКВК, проф. В.А. Духовный посетил 17-18 июня 2003 г. штаб-квартиру
INBO, находящуюся в Париже.
Проф. В.А. Духовный изложил видение ИУВР в центральноазиатском регионе в
целом и на ИУВР на трансграничных реках в частности. ИУВР в рамках GWP
Toolbox страдает
отсутствием понимания того, что инструменты ИУВР не могут ограничиваться
лишь организационными и юридическими мерами. Нужна широкая база технических,
инженерных
и экономических поддерживающих мер, как на внутригосударственном, так и на
межгосударственном уровне. Это, в первую очередь:
- требования к гидрометеорологической службе; прогнозы; потери и т. д.
- требования к технике гидрометрии;
- моделирование плана, распределения и корректировки;
- экологический мониторинг и требования;
- санитарные требования и попуски;
- технология водораспределения и т.д.
- информационная система, база данных;
- база знаний;
- система тренинга;
- система водосбережения.
Роль INBO:
- создать руководство ИУВР на трансграничном уровне;
- поддерживать и стимулировать его внедрение;
- разработать основные положения по внедрению (уже сделаны определенные
шаги в этом направлении разработан проект руководства);
- организовать экспертизу ИУВР на межгосударственном
уровне;
- создать механизм совершенствования международного
водного права; этот пункт имеет огромное
значение, имея ввиду
особую необходимость
противостояния
гидроэгоизму.
Сотрудничество INBO-GWP должно развиваться
не только в виде совместного проталкивания
“Associated
program”,
но
также
в виде определенного
распределения обязанностей
между INBO-GWP. INBO должно, в основном,
представить правительственные и межгосударственные
организации;
GWP партнерство, базируясь
на инициативе неправительственных
организаций; GWP организует давление
снизу, через НПО и масс-медиа; INBO через «решающих
лиц» и
их представителей
путем демонстрации
лучших примеров
и совместных дискуссий.
С этих позиций придается большое значение
созданию INBO СНГ. Проф. В.А. Духовный
поддержал это
предложение именно
в отрыве
от восточно-европейских
стран,
ибо их условия вживания в цивилизацию
совершенно другие. В странах ЦА
было бы очень
важно создать более широкую информационно-сравнительную
опытную базу в виде INBO СНГ. Важным
структурным элементом этого
INBO могло бы
быть GWP
CACENA.
Обсужден вопрос о создании Научного комитета
INBO как Экспертного совета, который
будет:
- создавать принципиальные документы;
- оказывать помощь в формировании новых
БВО;
- бороться за международное право;
Состав групп:
- организационная;
- юридическая;
- финансовая;
- моделирования;
- информационная;
- тренинга;
- технических инструментов.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА «ИУВР-ФЕРГАНА»
деятельность «Пилотные каналы»
В рамках деятельности постоянно ведется мониторинг функционирования Пилотных
каналов. Цель мониторинга – отслеживание, оценка и анализ изменений, происходящих
в управлении водой на ПК в результате внедрения институциональных и технических
решений в ходе реализации проекта «ИУВР-Фергана».
Налажено ежедекадное поступление информации в офис проекта «ИУВР-Фергана»
о суточных и декадных расходах по трем ПК и прочая необходимая информация.
Ниже
приведен состав получаемой, и планируемой получить информации:
Суточная
- среднесуточный расход воды (факт).
Декадная
- среднедекадный расход воды (план, лимит, факт);
- среднедекадный сброс из ПК (факт).
Сезонная (вегетационный период, вневегетационный период)
- расходы на эксплуатацию и поддержание ПК (в том числе за счет госбюджета
и водопользователей);
- урожайность основных сельхозкультур (хлопчатник, зерновые);
- интенсивность использования орошаемых земель (учет промежуточных
культур);
- валовой доход;
- собираемость платы за водные услуги (по ПК ААБ и Гулякандоз);
- аварийные ситуации на ПК (причина, количество);
- конфликтные ситуации на ПК (причина, количество, как
разрешили).
Объектами мониторинга являются:
- головное сооружение ПК;
- водовыделы из ПК (отводы первого порядка, насосные
станции и установки);
- балансовые участки;
- водопользователи (расположенные в зоне
командования ПК республики, области,
районы все, АВП -
все, коллективные хозяйства -
выборочно, фермерские
хозяйства выборочно).
Для оценки результатов мониторинга
на пилотных каналах разработана
и используется система
показателей:
Коэффициент водообеспеченности:
- коэффициент водообеспеченности
относительно плана (факт/план);
- коэффициент водообеспеченности
относительно лимита (факт/лимит).
Коэффициент стабильности водоподачи:
- коэффициент стабильности
среднесуточной водоподачи;
- коэффициент стабильности
среднедекадной
водоподачи.
Коэффициент равномерности
водоподачи:
- коэффициент
равномерности декадной
водоподачи;
-
коэффициент равномерности
сезонной водоподачи;
-
коэффициент равномерности
водоподачи в
головной и
концевой частях
ПК.
КПД:
- технический;
- организационный;
- эксплуатационный.
Коэффициент качества водозабора.
Коэффициент качества водоподачи.
Коэффициент качества управления водой.
Коэффициент эффективности.
|