К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 28 (39) ноябрь 2003 г.



ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ & ГОТОВНОСТИ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Страны Центральной Азии в высокой степени подвержены стихийным бедствиям. Предупреждение будущих стихий и готовность к ним формирует одну из основ устойчивого развития целого региона.

В 2002 г. Швейцарское правительство выделило 10 млн шв. франков, как долгосрочный вклад в процесс снижения угроз от стихийных бедствий в Центральной Азии. Основываясь на этом Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству (SDC) начинает среднесрочную программу по снижению стихийных бедствий в регионе, сосредоточив внимание на Таджикистане. Цель состоит в том, чтобы укрепить потенциал для комплексного управления риском на всех уровнях с акцентом на деятельности по предупреждению и готовности к стихийным бедствиям посредством разработки стратегии по предупреждению и готовности (П+Г) к стихийным бедствиям в Центральной Азии. Фактически программа П+Г является дополнительной инициативой к уже существующей деятельности по развитию, осуществляемой Швейцарским правительством. SDC занимается поиском партнеров для осуществления программы, которыми могут быть местные и международные НПО, государственные организации и т.д.

Бюджет программы П+Г составляет 750 000 долл. США в год. Продолжительность — 2003-2008 гг. Программой будут охвачены Республика Таджикистан, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан.

Разработка стратегии по программе П+Г будет завершена к середине 2004 г. Она включает анализ сети существенно значимых организаций и институтов для демонстрации совместных усилий и избежания дублирования. Профиль риска для трех стран формирует второй компонент стратегии и дает ответы на следующие вопросы: (1) Что может случиться и где (опасность и оценка уязвимости); (2) Каковы механизмы борьбы с опасностью. Необходимые меры будут определены через анализ риска.

В настоящее время в рамках программы П+Г были осуществлены два проекта:

Удаленная оценка опасности на Западном Памире, ГБАО (РТ): Удаленное обнаружение опасности для крупномасштабных лавинообразных катаклизмов. Окончательные результаты проекта будут представлены широкой аудитории во время семинара весной 2004 г.

Снижение опасности в Муминабаде (КАРИТАС): Исследование наводнения и риска в Муминабадском районе, оказание помощи в разработке предупредительных мер и вовлечение местного населения в диалог о риске.

Правительство Швейцарии через SECO также поддерживает проект по снижению риска прорыва Сарезского озера и региональный гидрометеорологический проект.

Программа П+Г основывается на методе интегрированного управления риском, с учётом 4 ключевых моментов: Снижение стихийного бедствия выглядит как (1) цикл, где предупреждение, реагирование и восстановление вносят равный вклад в снижение угроз и последствий стихийных бедствий. Швейцарская Программа П+Г в основном акцентирует внимание на таком аспекте как предупреждение. В дополнение к этому интегрированный метод включает (2) многоуровневое партнерство, с вовлечением различных уровней взаимодействия — от международных до национальных, вплоть до местного уровня в вертикальной структуре и (3) сильную горизонтальную многосекторную структуру, включая политиков, государственные службы, общины или науку. Наконец, снижение стихийного бедствия (4) является неотъемлемой частью устойчивого развития.

По сообщению офиса SDC в Таджикистане

ЗАСЕДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ И СЕМИНАР TECHWARE

7-8 ноября в г. Дельфт, Нидерланды, состоялись заседание правления TECHWARE (TECHnology for WAter REsources) и семинар по стратегии и действиям в вопросах водохозяйственных технологий, исследовании и обучении.

Необходимость семинара была вызвана тем обстоятельством, что в деятельности TECHWARE в последнее время наблюдается определенный «застой» и требуются определенные действия, чтобы возродить сеть членов TECHWARE к жизни.

Работа семинара была организована следующим образом: были представлены 2 главные презентации — по проектам TWINBASINXN и GI-WAREness, после которых с презентациями идей возможных проектов выступили 10 участников семинара из Бельгии, Дании, Греции, Италии, Швейцарии, Боснии, Болгарии и Узбекистана.

От НИЦ МКВК, являющегося членом TECHWARE, в работе семинара и заседания правления принял участие ведущий специалист И.Ф. Беглов, выступивший с презентацией идеи «Создание всемирной водной экспертизы знаний».

По окончании всех презентаций собравшимися была предпринята «мозговая атака», в результате которой все проекты были сгруппированы в трех направлениях:

  1. Системы знаний для образовательного процесса, виртуальное обучение и участие общественности.
  2. ИУВР и трансграничные риски
  3. Электронные инструменты для создания банка данных по водным вопросам (сюда вошла наша идея).

После дальнейшего обсуждения 1 и 3 вопросы были слиты в один.

По данным направлениям Оперативным бюро TECHWARE ведется обобщение, результаты которого будут опубликованы на веб-сайте TECHWARE в ближайшее время. Принято решение начать разработку этих проектных идей с целью последующего представления донорам. Координатором работ по первому вопросу назначен проф. Питер Хольц (Университет Коттбас, Дания), по второму — Кэти Картано (INWEB, Греция).

На заседании правления были утвержден текущий бюджет на 2003 г., рассмотрен проект бюджета на 2004 г., выбран вице-президент TECHWARE (был избран Ж. Неве, Международный водный офис, Франция), а также рассмотрены вопросы уплаты членских взносов и привлечения новых членов в TECHWARE.

СЕМИНАР «ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ – МЕЖСЕКТОРАЛЬНЫЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ»

3-7 ноября 2003 г. в Тренинговом центре МКВК проходил семинар по программе «Интегрированное управление водными ресурсами — межсекторальные и межгосударственные подходы». В семинаре приняли участие специалисты областных, районных и бассейновых управлений водного хозяйства, научно-исследовательских институтов и НПО.

Участники семинара выработали рекомендации для применения ИУВР в регионе:

Участники семинара отметили, что на текущий момент региональные организации не имеют достаточного статуса, позволяющего вести успешную работу в регионе. По их мнению, следует предусмотреть также права водохозяйственных организаций на национальном уровне и права водопользователей. Для обеспечения интегрированного управления водными ресурсами следует подготовить правовую базу, которая могла дать возможность обеспечения ИУВР в ЦАР. Внедрение ИУВР на региональном уровне призывает стороны присоединиться к международным конвенциям — как, например, “Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер”. В некоторых странах до сих пор не существует четко определенной формы собственности сельскохозяйственных организаций, что в некоторой степени препятствует эффективному хозяйствованию АВП.

Конкретными мероприятиями, предложенными участниками, являются:

  • Совершенствование водного законодательства, инвестиционной и налоговой политики, направленной на содействие реализации принципов ИУВР;
  • Разработка четкого обоснования заинтересованности водопользователей в водосбережении;
  • Четкое определение прав и обязательств хозяйствующих сельскохозяйственных организаций согласно формам собственности;
  • Совершенствование правовой базы АВП.

Участие общественности в обеспечении рационального водопользования играет важную роль. В связи с этим доступ общественности к информации способствует повышению уровня осведомленности и доверия водопользователей к реформам в водном хозяйстве. Вовлечение НПО в процесс осведомления общественности способствует развитию процесса участия общественности. Для формирования общественного мнения об экономном водопользовании можно использовать многие рычаги такие как:

  • водные компании и специальные мероприятия;
  • специальные программы на радио, телевидение;
  • свободный доступ к информации.

Участники отметили следующие конкретные мероприятия в этой области:

  • Организация региональных конференций, семинаров по различным направлениям водного хозяйства и секторов, касающихся вопроса обеспечения концепции ИУВР с вовлечением НПО;
  • Подготовка и распространение материалов об основах концепции ИУВР для широкой информированности общественности в регионе с помощью НПО;
  • Стимулирование процесса развития общественного совета по водным вопросам, состоящего из представителей разных уровней водопользователей;
  • Создание общественного совета бассейнового регулирования;
  • Организация серии семинаров в областях для более широкого распространения идей ИУВР.

Участники отметили, что в водном хозяйстве в странах ЦАР существует тенденция внедрения некоторых принципов ИУВР, например, переход на бассейновый принцип управления водными ресурсами. Но экономическое состояние стран не позволяет обеспечить устойчивое развитие водного хозяйства. Нехватка финансовых средств создает много проблем перед водниками.
Ориентируясь на устойчивое развитие водного хозяйства, участники семинара сделали следующие практические предложения для улучшения экономического и технического обеспечения сектора:

  • Определение возможных механизмов и источников финансирования, создание основы для привлечения финансирования из этих источников;
  • Постепенное пополнение технического парка АВП.

Участники семинара рекомендовали следующие мероприятия для обеспечения водосбережения:

  • Применять на практике акты сверок по водопользованию между районами и областями;
  • Разработать механизм поощрения водопользователей за экономию воды в виде премиальных выплат в размере государственных затрат на формирование водных ресурсов, освобождение от налогов или другие дополнительные материальные стимулы;
  • Развитие центров сервисных услуг для фермеров по предоставлению консультативных услуг по паспортизации полей и повышению продуктивности воды;
  • Широкое применение информационных технологий и программ в планировании и контроле водопотребления сельхозугодий;
  • Строгое соблюдение агромелиоративных требований;
  • Организация внутрихозяйственного водоучета и соблюдение режимов орошения.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Швейцарским агентством международного сотрудничества и кооперации (SDC) утверждены два проекта:

  • Создание региональной информационной базы водного сектора Центральной Азии (CAREWIB). Цель проекта — создание регионального интернет-портала для оперативного доступа к информации о водохозяйственной обстановке и проблемах в Центральной Азии. Проект будет выполняться НИЦ МКВК в Ташкенте при поддержке офиса UNEP/GRID-Arendal в Женеве.
  • Автоматизация каналов Ферганской долины. Проектом предусматривается внедрение систем автоматического регулирования (системы SCADA) на Южном Ферганском, Араван Акбуринском и Гуля-Кандозском каналах. Исполнители проекта — МП «Сигма» (Кыргызстан), БВО «Сырдарья» и НИЦ МКВК.

Продолжительность обоих проектов 01.12.2003-31.10.2006 гг.