К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 32 (43) декабрь 2003 г.



АБР ПОМОГАЕТ ВОССТАНОВИТЬ ИРРИГАЦИОННУЮ СИСТЕМУ

Азиатский банк развития (АБР) поддерживает ремонтные работы по предотвращению разрушения устаревшей ирригационной системы в Узбекистане, обслуживающей около 400 тыс. человек, - в виде займа на 73,2 млн. долларов США.

Этот проект поможет восстановить 30-летнюю ирригационную систему Аму Занг, которая обслуживает пять районов в Сурхандарьинской области, в самой южной точке страны, где уровень бедности выше на 30%, чем в среднем по стране.

Как сообщили в представительстве АБР в Узбекистане, помимо ремонтных работ, проект направлен на поддержку совершенствования системы управления и развития частных фермерских хозяйств в районах. Сама ирригационная система Аму Занг включает каскад насосных станций на реке Амударья, обслуживающих приблизительно 96,8 тыс. гектаров. Ремонтные работы, как ожидается, полностью изменят ситуацию и увеличат производство хлопка в среднем с 2,8 до 3,4 тонны с гектара и пшеницы - с 3,1 до 3,9 тонны с гектара. Ремонтные работы будут направлены на восстановление насосов, двигателей и другого оборудования в трех главных насосных станциях, улучшение эксплуатационных сооружений и восстановление отдельных частей главной ирригационной и дренажной сети. Также проект предоставит обучение операционной и эксплуатационной деятельности для агентств по водному управлению, внедрит систему управления водными ресурсами и поддержит создание ассоциаций водопользователей. В настоящее время водопользователи фактически не участвуют в управлении ирригационными и дренажными системами. Улучшенная ирригация и дренаж будут продемонстрированы в отдельных фермерских хозяйствах пяти районов, которые являются пилотными областями.

При помощи средств дополнительного гранта технического содействия (ТС) на сумму 500 тыс. долл. проект также окажет содействие проводимой стратегии и институциональным реформам. Грант поступит из Специального Японского Фонда АБР, финансируемого правительством Японии.

Заем АБР поступит из капитальных ресурсов и покроет 73,2 млн. долларов, или 65% от общей стоимости проекта (112,6 млн. долларов). Остальная сумма будет предоставлена правительством Узбекистана (37 млн. долларов) и бенефициариями (2,4 млн. долларов).

Заем рассчитан на 25 лет, включая пять лет льготного периода. Процентная ставка определяется в соответствии со ставкой ЛИБОР АБР.

О. Белова, Бизнес-вестник Востока

АБР ОДОБРИЛ КРЕДИТ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Азиатский банк развития (АБР) одобрил экстренный кредит на сумму 5 млн. долларов США на восстановление общественной инфраструктуры в Кыргызстане, сильно поврежденной в результате наводнений и оползней в начале этого года. Проект будет включать ремонт дорог, мостов и линий электроснабжения и реконструкцию четырех школ в районах, наименее подверженных стихийным бедствиям, для быстрого восстановления экономической и социальной активности в Чуйской, Иссыккульской, Джалалабадской и Ошской областях. По проекту также будет построена муниципальная инфраструктура для двух постоянных центров по переселению, учрежденных правительством в целях оказания помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий в Ошской области. Весной и летом в Кыргызстане выпало невероятно огромное количество дождей, что нанесло стране ущерб. Ливневые дожди в Джалалабадской и Ошской областях с марта по июнь 2003 г. составили на 50% выше среднего. Результирующие оползни и наводнения оказались самыми губительными за период с 1994 г. В течение первых восьми месяцев текущего года произошло около 1000 оползней, тогда как в течение аналогичного периода нормального года происходит от 15 до 20 оползней. 43 человека погибли, 1088 семей потеряли дома, 6 тыс. га сельскохозяйственных земель были повреждены и более 300 тыс. чел. пострадало. Проект окажет помощь более 128 тыс. чел. в 78 деревнях, большая часть которых живет за чертой бедности.

Правительство выделит сумму в местной валюте, эквивалентную 1,3 млн. долларов, в то время как общая стоимость проекта в эквиваленте составит 6,3 млн. долларов. Проект должен быть завершен в марте 2007 г.

Bishkek Observer, 16.12.2003 г.

РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «ДИАЛОГ О ВОДЕ И КЛИМАТЕ»

15-17 декабря 2003 г. в Вагенингене, Голландия, состоялось рабочее совещание по программе “Диалог о воде и климате (DWC)”, на котором обсуждались возможности и пути развития программы, а также укрепление партнерства.

В совещании приняли участие около 60 человек. Центральную Азию представляла Г.В. Стулина (САНИИРИ). Конференция была организована в форме диалога.

Совещание было открыто председателем комиссии DWC/CPWC, Президентом Всемирного водного совета В. Косгровом.

Руководитель программы “Диалог о воде и климате” Х. Ван Шайк отметил, что дальнейшее развитие программы должно быть направлено на переход от мониторинга к активным действиям. В этом ключе должны быть составлены бизнес планы и сформулированы предложения.

Основные вопросы конференции:

  • Как организовать партнерство в части соединения института климата (специалистов по климату) с водным сектором, соединения управления водными ресурсами в условиях изменения климата для предотвращения бедствий и снижения риска с усилиями водопользователей и всего общества.
  • Как организовать партнерство.
  • Как вовлечь в программу понимание всего общества.

Научный руководитель программы DWC П. Кабат представил программу “Диалог о воде и климате”, рассчитанную на 2004-2009 гг. по 3 направлениям:

  1. Изменение климата.
  2. Влияние использования земельных ресурсов и энергии.
  3. Адаптация.

В программе DWC должны быть отражены следующие аспекты:

  1. Выявление связи естественных и антропогенных факторов изменения климата.
  2. Влияние изменения климата на гидрологию стока и их взаимодействие.
  3. Как оба эти фактора влияют на использование водных ресурсов, их качество, требование к управлению. Последнее особо важно при многолетнем регулировании стока и изменчивости климата.
  4. Влияние изменения климата на продуктивность земли, воды и потребности в воде.
  5. Что может быть предложено в качестве мер адаптации к изменению климата.

А. Нишат рассказал о выполнении программы в Бангладеше, где существует хорошая координация министерств, связанных с сельским хозяйством, метеорологией, окружающей средой в проблеме изменения климата в виде Совета взаимодействия, призванного осуществлять связь между различными отраслями и выдавать рекомендации, касающеюся изменения климата и последствий. План выполнения программы заключается в мониторинге и увязке “влияния” и “порогов чувствительности”.

М. Нияс представил пример партнерства в управлении трансграничными водами на уровне бассейна между 5 государствами Западной Африки. Рассмотрение изменения климата и проблем, возникших в связи с этим в аспекте бассейна, позволяет странам исключить конфликт между государствами в будущем.

Одним из примеров, соответствующих требованиям, является программа из Мозамбика. Мозамбик перенес в декабре 1999 г. и в начале 2000 г. катастрофические паводки, от которых пострадало 544 тысячи человек, лишившихся жилья, и погибло 700 человек. Экономические потери составили 600 млн. долларов. На основе этого была разработана программа восстановления и предохранительных мер в объеме 450 млн. долл. США, направленная на образование, здравоохранение, социальную помощь, создание защитных дамб, системы водоснабжения и водопользования. Особое внимание профилактические мероприятия уделяют раннему предупреждению – метеорологическому и гидрографическому улучшению инфраструктуры (строительство двух новых плотин). Создан специальный Координационный совет по предотвращению катастроф, состоящий из министров иностранных дел, общественной администрации, обороны, промышленности, коммуникаций и туризма, местных дел, общественных работ, здравоохранения и транспорта. В зону ответственности Совета включены: определение политики и стратегии предотвращения катастроф и уменьшения их эффекта; утверждение плана предупредительных действий; помощь жертвам и восстановительная программа; мобилизация национальных сил в условиях необратимой ситуации; участие в международной Конвенции по паводкам и опустыниванию.

Кроме пленарного заседания проходила работа по секциям, которая велась в 4-х направлениях:

  • Оценка вклада и успех стратегий.
  • Партнерство.
  • Инфраструктура.
  • Индекс изменчивости климата.

Секция 1. Участники рассмотрели связь изменения климата не только с водным сектором, но и с другими отраслями, в т. ч. с экономикой и развитием гендерной программы. Основные предложения: чистая вода в озерах (Швеция), соотношение чистой и минерализованной воды (бассейн р. Лена), ресурсы подземных вод и их изменение в связи с изменением климата (Западная Африка), управление трансграничными водами (Центральная Африка), изменение климата и управление водными ресурсами на уровне зон планирования (Центральная Азия), гендерная программа в управлении водными ресурсами (Доминиканская Республика).

Работа секции 2 проходила в виде учебы по формированию партнерства в проектах. Отмечалась необходимость создания платформы в виде организаций, знаний, ученных, практики, позиции, тренинга.

Секция 3 рассматривала предложения по возможным изменениям инфраструктуры при изменении климата. Это дополнительные инвестиции в водное хозяйство в связи с риском, например, на укрепление дамб, использование подземных вод, строительство дополнительных резервуаров и т. д.

Секция 4 обсуждала применение “Индекса изменчивости климата”. Были предложены основные методологические принципы оценки индекса и предложения для устойчивого развития учет в индексе компонентов водных ресурсов.

Компоненты индекса: ресурсы воды, количество и качество; доступность водных ресурсов; эффективность использования водных ресурсов; использование водных ресурсов по областям; экологический аспект использования; географические особенности в связи с местоположением региона.

При обсуждении на совещании подхода к моделям было отмечено, что все модели должны быть одобрены правительствами стран. Данные, используемые в моделях, должны быть достаточно достоверными. Возможно проведения тренинга по моделям под эгидой ЮНЕСКО.

По вопросу трансграничных вод предложено создать специальную комиссию по трансграничным водам. Значительное внимание на конференции уделено развитию субпрограммы “люди - климат и вода”, подчеркнута значимость этой программы в будущем. Цель этой программы - научить людей приспосабливаться к изменениям климата. Намечается создать пакет по образованию для 3-х уровней: научная среда; бытовая среда; тренинг.