К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 1 (44) январь 2004 г.



О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КМЦ МКВК

Автоматизированная система контроля за безопасным состоянием Уч-Курганской и Токтогульской плотин

Работы по оснащению Уч-Курганской и Токтогульской плотин автоматизированными системами контроля за безопасным их состоянием проводились в рамках проекта GEF по компоненту С «Безопасность плотин» - «Оборудование безопасности Токтогульской и Уч-Курганской плотин». Тендер на производство работ выиграл ПКТИ «Водавтоматика и метрология».

Заказчик производства работ – Национальный координатор от Правительства Кыргызской Республики по реализации проекта GEF – А.А.Сакбеев.

В июне 2003 года осуществлена сдача в эксплуатацию автоматизированной системы контроля за безопасным состоянием Уч-Курганской плотины, в октябре 2003 года – Токтогульской. Программное и техническое обеспечение автоматизированных систем контроля (АСК) полностью разработано и реализовано специалистами ПКТИ «Водавтоматика и метрология», в том числе:

  • автоматизированный сбор, передачу хранение, обработку и анализ информации о состоянии плотин в сравнении с критическими значениями, установленными проектом строительства гидроузлов Уч-Курганской и Токтогульской ГЭС;
  • контроль состояния параметров плотин и обнаружение опасных ситуаций осуществляется средствами измерений, разработанными и изготовленными в ПКТИ «Водавтоматика и метрология» (все средства измерений сертифицированы Кыргызстандартом). Для автоматизации контроля состояния плотин использованы следующие средства контроля и измерения:
  • программируемый логический контроллер типа MODICON MICRO 110 CPU 612-03, предназначенный для сбора информации с объектов контроля, накопления информации и передачи по проводной линии в ПК;
  • преобразователь интерфейса RS 485 / RS 232 типа ADAM-4520, предназначенный для организации связи ПК ЦПУ с контроллерами и датчиками на базе последовательного интерфейса RS-485;
  • устройство контроля технологических параметров типа УКТП-2 – для измерения уровня воды в водохранилище, нижнем бьефе, за сороудерживающими решетками и в зумпфах насосных станций;
  • емкостной уровнемер типа УЕМ – для измерения уровня, расхода и стока дренажных вод на Токтогульской плотине;
  • устройство контроля технологических параметров типа УКТП-2 – для измерения положения затворов глубинного и поверхностного водосбросов. Монтаж оборудования, пуско-наладочные работы и тренинг эксплуатационного персонала Уч-Курганской и Токтогульской плотин осуществлены специалистами ПКТИ «Водавтоматика и метрология» (КМЦ МКВК).

Мониторинг трансграничных вод

Работы по разработке проектно-сметной документация на строительство гидрологических постов «Кочкорка» и «Чолок» на реке Чу проводились в рамках проекта GEF «Управление водными ресурсами и мониторинг окружающей среды бассейна Аральского моря» по компоненту Д «Мониторинг трансграничных вод».

Тендер на производство работ выиграл ПКТИ «Водавтоматика и метрология».

Заказчик производства работ – Национальный координатор от Правительства Кыргызской Республики по реализации проекта GEF – А.А.Сакбеев.

Гидрологические посты «Кочкорка» и «Чолок» на реке Чу находятся в стадии строительства.

Разработка проектно-сметной документации, выбор створов и состав сооружений гидрологических постов полностью произведены специалистами ПКТИ «Водавтоматика и метрология».

В состав проектных сооружений входят:
- люлечная переправа;
- дистанционная гидрометрическая установка с самописцем уровня воды;
- служебно-жилые помещения и хозпостройки;
- речной реечный пост.

Расход воды на гидрологических постах измеряется методом «скорость – площадь».

Все гидропосты согласно проектно-сметной документации оснащаются гидрометрическим оборудованием и измерительными приборами, выпускаемыми немецкой фирмой «SEBA HYDROMETRIE».

Межгосударственное вододеление

Работы по разработке проектно-сметной документация на реконструкцию и аттестации гидропостов на каналах «Георгиевский» (Республика Казахстан) и «Ат-Башинский» (Кыргызская Республика) Чумышского гидроузла на реке Чу проводились в рамках соглашения сторон Кыргызской Республики и Республики Казахстан по межгосударственному вододелению. Заказчик производства работ – Республика Казахстан.

В 2003 году была разработана проектно-сметная документация, строительство гидропостов и установка оборудования намечаются в 2004 году, аттестация – в 2005 году.

Гидропосты на этих каналах построены в 1930 году и не соответствуют требованиям водоучета при межгосударственном вододелении (коммерческий водоучет).

Проектом предусматриваются реконструкция гидропостов с оснащением их современными программно-техническими средствами производства ПКТИ «Водавтоматика и метрология» (КМЦ МКВК).

Метрологическое обеспечение гидропостов Республики Казахстан

КМЦ МКВК совместно с национальной метрологической организацией РПГ НПЦ «Суавтоматика» Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан осуществлены изготовление, поставка и частичное оснащение гидропостов Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан уровнемерными рейками типа РУГ на диапазоны измерения уровней от 0,5 до 3,0 м.

О РАБОТЕ ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА МКВК

22-26 декабря 2003 г. в Тренинговом центре МКВК состоялся рабочий-семинар «Интегрированное управление водными ресурсами на районном уровне». Участники этого семинара обсудили современные проблемы управления водными ресурсами и представили свои предложения по внедрению ИУВР на местах.

Семинар открыл директор НИЦ МКВК, Вице-президент МКИД проф. В.А. Духовный. Перед участниками семинара - представителями региональных и национальных водохозяйственных организаций, научно исследовательских институтов и НПО Центральной Азии - выступили: член МКВК от Кыргызской Республики, зам. министра, Генеральный директор Департамента водного хозяйства МСВХ и ПП Кыргызской Республики Ж.Б. Бекболотов; начальник управления эксплуатации ГМС МСВХ РУз У. Азимов; представитель программы ЮСАИД СТАРТ/АЕД Ш. Икрамова.

В ходе обсуждений участники семинара выразили мысль о единстве народов, проживающих в Центральной Азии. Эти народы самой природой призваны работать вместе, поскольку географические границы никак не соответствуют административным и это обуславливает необходимость развития и укрепления регионального сотрудничества. Было отмечено, что выполнение межгосударственных соглашений требует больше политической воли, чем технических или экономических возможностей.

С первых дней обретения независимости страны Центральной Азии начали реформировать землепользование и сельское хозяйство, в результате чего вместо бывших колхозов и совхозов на уровне районов возникли тысячи самостоятельных водопользователей. Соответственно, после этого в процессе реформ возник некий отрыв между сельским и водным хозяйством. Собственно это и послужило одним из главных факторов ухудшения состояния внутрихозяйственных гидромелиоративных систем. Было высказано, что во многих местах не внедряется ИУВР, поскольку многие чиновники до сих пор не понимают важность ИУВР или просто не хотят терять свой административный статус.

Отмечалось, что на текущий момент региональные организации не имеют достаточного статуса и соответствующих рычагов воздействия. Существуют проблемы и с четким определением форм собственности сельскохозяйственных организаций.

Мероприятия, предложенные участниками для улучшения организационно-правовой ситуации, следующие:

  • Совершенствование водного законодательства, инвестиционной и налоговой политики, направленной на содействие реализации принципов ИУВР;
  • Разработка четкого обоснования и основы для усиления заинтересованности водопользователей в водосбережении;
  • Четкое определение прав и обязательств сельскохозяйственных организаций согласно формам собственности.

Передача части полномочий водохозяйственных организаций самим водопользователям является велением времени. Социальная мобилизация общественности в обеспечении рационального водопользования играет важную роль. Рычагами социальной мобилизации могут послужить такие факторы как доступ общественности к информации, что способствует обеспечению осведомленности и повышению доверия водопользователей к реформам в водном хозяйстве; воспитанию молодежи в духе старых водных традиций и т. д. В этой области участники отметили следующие мероприятия:

  • Организация региональных конференций, семинаров по различным направлениям водного хозяйства и секторов, касающихся вопроса обеспечения концепции ИУВР с вовлечением НПО;
  • Подготовка и распространение материалов об основах концепции ИУВР для широкой информированности общественности в регионе с помощью НПО;
  • Внедрить специальность «ИУВР» в ВУЗах для подготовки молодых специалистов;
  • Стимулировать процесс развития общественного совета по водным вопросам, состоящего из представителей разных уровней водопользователей;
  • Создать общественный совет бассейнового регулирования;
  • Организовать серию семинаров в областях для более широкого распространения идей ИУВР.

Отмечалось, что последние время в водном хозяйстве стран ЦА существует тенденция внедрения некоторых принципов ИУВР, например, переход на бассейновый принцип управления водными ресурсами. Но экономическое состояние стран не позволяет обеспечить устойчивое развитие водного хозяйства. Нехватка финансовых средств создает много проблем перед водниками.

Так как устойчивое функционирование водохозяйственных организаций в первую очередь связано с их финансированием, участники семинара сделали следующие практические предложения для улучшения экономического и технического обеспечения сектора:

  • определить возможные механизмы и источники финансирования, создать основу для привлечения финансирования с этих источников;
  • субсидирование содержания магистральных водоводов, применения передовой техники полива и вертикального дренажа, как со стороны государства, так и со стороны заинтересованных сторон;
  • внедрение платы за воду основанной на блочно-тарифной схеме;
  • постепенное пополнение технического парка АВП за счет приобретения техники посредством лизинговых, кредитных и других соглашений.

Участники семинара рекомендовали следующие мероприятия для обеспечения водосбережения:

  • Применять на практике акты сверок по водопользованию между районами и областями;
  • Разработать механизм поощрения водопользователей за экономию воды в виде премиальных выплат в размере государственных затрат на формирование водных ресурсов, освобождение от налогов или других дополнительных материальных стимулов;
  • Развивать центры по предоставлению консультативных услуг фермерам по паспортизации полей и повышению продуктивности воды;
  • Широкое применение информационных технологий и программ в планировании и контроле водопотребления сельхоз угодий;
  • Строгое соблюдение агромелиоративных требований;
  • Организация внутрихозяйственного водоучета и соблюдение режимов орошения.