К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 3 (46) январь 2004 г.



ДИАЛОГ «ВОДА—ЭНЕРГИЯ—КЛИМАТ»

12-13 января 2004 года в Тренинговом центре МКВК состоялся «круглый стол» на тему «Диалог: вода-энергия-климат», в котором приняли участие представители водохозяйственных и энергетических ведомств и организаций государств Центральной Азии, а также региональных и национальных научных институтов.

Первый заместитель Министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, начальник Главного управления водных ресурсов А.А. Джалалов рассказал об особенностях управления водными ресурсами в Узбекистане. Положительно оценивая реформы в сельском хозяйстве республики, подчеркнул, что в результате формирования многочисленных фермерских хозяйств вместо бывших коллективных хозяйств созрел вопрос выбора оптимального размера хозяйства и увязка их с водопользователями. Для решения задач водообеспечения столь большой армии водопользователей в республике создавались и создаются АВП. Имея в виду, что основная часть сельскохозяйственного производства приходится на долю орошаемого земледелия, вопрос гарантированного водообеспечения остается задачей №1. В результате последних реформ, осуществляемых в водном хозяйстве республики, переход на бассейновый принцип управления получил государственное признание, созданы Бассейновые управления водохозяйственными системами. На основе ЮФК, БФК и СФК создано Ферганское Управление системами магистральных каналов с объединенными диспетчерскими центрами. В результате вместо 250 организаций, управляющих водой, в республике осталось 72. Насосные станции перешли под юрисдикцию этих бассейновых управлений. Мелиоративные службы вышли из подчинения областей и в виде гидрогеологомелиоративных экспедиций подчиняются только Минсельводхозу РУз. Также было отмечено, что в водном хозяйстве республики наблюдается нехватка подготовленных специалистов.

Министр мелиорации и водного хозяйства Республики Таджикистан А.А. Назыров отметил, что водное хозяйство Таджикистана испытывает ряд проблем, связанных с нехваткой финансовых средств. За годы гражданской войны многие водохозяйственные объекты были разрушены. На сегодняшний день с помощью доноров осуществляется ряд программ по реабилитации этих объектов. Основой поддержания водного хозяйства является введение платы за воду водопользователями, но сложность состоит в том, что 42% от общих сельхозугодий орошается насосными станциями, и водопользователи имеет большие долги за использованную воду — 27 млн. долл. США. Министерство в свою очередь должно энергетикам 12 млн. долл. Уже сейчас министерство добилось уплаты 57% от общей задолженности водопользователями, и за 3-4 года надеется довести эту цифру до 90%. С внедрением платы за воду водоподача снизилась на 30%. Одновременно министерство пытается увеличить государственную дотацию. Сейчас затраты на водоподачу составляют 35$/га, из них 10$ — платит водопользователь, а остальные 25$ — государство. По опыту проекта «ИУВР-Фергана» в Таджикистане начали развивать АВП. В заключение министр проинформировал участников круглого стола о техническом состоянии водохранилища Кайракум.

Председатель Комводресурсы МСХ Республики Казахстан А.Д. Рябцев проинформировал участников круглого стола о ситуации в водном хозяйстве Казахстана. В республике проведена приватизация сельскохозяйственных земель, согласно которой водные объекты на уровне районов приватизируются. Большие водные объекты на уровне областей остаются в распоряжении государства с целью гарантирования устойчивости эксплуатации. Имеется тенденция укрупнения хозяйств, создаются мелиоративные кондоминиумы для совместной эксплуатации сооружений общего пользования. Водные объекты имеют 3 вида собственности: государственную, в которую входят межгосударственные крупные государственные системы и сооружения, коммунальные и муниципалитетные бюджеты и частные.

В последние годы в республике создано 8 бассейновых и 15 республиканских водохозяйственных предприятий. Реформы в водном хозяйстве также предусматривают постепенное вовлечение общественности. Передача управления водными ресурсами государственными организациями общественным должно осуществляться там, где общественность готова к изменениям и имеет определенное навыки в этой области. Исходя из вышесказанного, надо обратить особое внимание на подготовку кадров. Республика выделяет достаточно средств для водного хозяйства — 20 млн. долл. США в год.

За прошедшие годы возник ряд новых и обострились некоторые из прежде существовавших проблем, требующих для своего разрешения поиска порой нетрадиционных подходов.

Участники совещания обсудили вопрос о создавшейся ситуации на реке Сырдарье. Самостоятельные действия стран, не согласованные с соседями, приводят к созданию на реке непредвиденных ситуаций.

Действия Кыргызстана по изменению режима Токтогульского водохранилища с ирригационного на энергетический привели к коренному изменению гидрологии реки. Приток к Чардаринскому водохранилищу зимой никогда не превышал 800 м3/с, а отток — 420 м3/с. В этом году приток равен 1560 м3/с, выпуск 750 м3/с + выпуск из Кызылкумского канала — 50 м3/с, итого — 810 м3/с.

Соглашение 1998 г. рассчитано на годы средней водности. Опыт последних лет показал, что МКВК бессильна в экстремальных ситуациях. Для кардинального решения необходима выработка долговременной стратегии использования водно-энергетических ресурсов.

Существует необходимость создания организационного механизма вводно-энергетического консорциума для дальнейшего продвижения этого регионального института. Прошло уже 7 лет, как обсуждается идея создания консорциума. За эти годы страны среднего и нижнего течений начали наращивать свои потенциалы в консервации водных ресурсов. Страны расходуют немалые средства на эти цели, в то время как они могут решить проблему нехватки водных ресурсов в вегетационный период посредством диалога и экономических рычагов. Необходимость его создания вновь была подчеркнута в совместном Коммюнике Глав государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан от 5 октября 2002 года в г. Душанбе, что перевело бы эту проблему в разряд чисто экономических.

Сам по себе водно-энергетический консорциум является экономическим механизмом, который мог бы обеспечить согласованный режим попусков водохранилищ посредством цен и других финансовых и юридических рычагов, оперируя представленными в его распоряжение топливно-энергетическими ресурсами и используя в качестве ограничения лимиты водозаборов МКВК. Однако в силу ряда причин вопрос создания консорциума до настоящего времени не решен.

Построенное Узбекистаном Арнасайское водохранилище для защиты своих территорий и использования зимнего стока внесло дополнительные сложности в и без того сложную водохозяйственную обстановку в низовьях реки Сырдарья. Нечеткое определение обязательств стран бассейна также сопутствовало ухудшению обстановки. Дальнейшее бездействие и промедление с принятием решений может привести катаклизмам в виде паводков или засухи.

А.Г. Зырянов высказал, что необходимо использовать предложение Азиатского банка развития о финансировании работ по пересмотру соглашения 1998 года и организовать по настоящему совместную работу в этом направлении. Информация о нарастающей цикличности в связи с изменением климата заслуживает пристального внимания, а постоянное чередование маловодья и многоводья будет нагнетать напряженность в бассейне.

Э. Абитаев: зимние попуски этого года привели к опасности в районе Чардаринского водохранилища, эта опасность может касаться и Токтогульского водохранилища. Необходимо пересмотреть соглашение 1998 года таким образом, чтобы оно учитывало колебания мало- и многоводных лет, и устанавливало четкие правила регулирования и управления для лет любой водности.

Участниками заседания было отмечено, что существует необходимость применения принципов международных конвенций и соглашений с учетом региональных особенностей. Применение последних будет, безусловно, способствовать позитивным достижениям в урегулировании сложных вопросов совместного водопользования. Также было отмечено, что в этой области Казахстан уже сделал позитивные шаги, к примеру, республика присоединилась к конвенции ООН «По охране и использованию трансграничных водотоков и озер».

БВО «Сырдарья» и НИЦ МКВК 2 года тому назад подготовили проект соглашения по управлению и использованию водных ресурсов реки Сырдарья. Это соглашение предусматривает установление лимитов вододеления согласно объему стока (обычному, максимальному и минимальному). Ссылаясь на наиболее успешные рамочные соглашения, принятые по другим рекам мира (Рейн, Дунай), в рамочном соглашении по Сырдарье также следует предусмотреть требования к минерализации и качеству воды.

Переход экономик стран Центральной Азии на рыночные отношения требует применения законов рыночной экономики, тем самим и цены на водопользование должны варьироваться согласно времени и месту их использования. Соглашения требуют от сторон быть открытыми и предоставлять доступ к информации всем сторонам. Учитывая роль и позитивность выработки совместных решений, участники выразили необходимость проведения серий «круглых столов» на высшем уровне.

В заключение участники круглого стола выработали следующие рекомендации:

  • необходимо создать рабочую группу по выработке правил управления р. Сырдарьей в разных условиях водности, особенно в условиях маловодья и пропуска катастрофических расходов;
  • организовать работу по доработке развития положений соглашения 1998 г. с учетом высказанных предложений;
  • возобновить обсуждение предложенных положений по водно-энергетическому консорциуму как финансовому органу энергетического обмена с учетом того, что на рынке Центральной Азии цена 1 кВт/час электроэнергии колеблется от 1,2 до 1,5 центов;
  • нужно продолжить работу над соглашениями по экологическим правилам и компенсацией ущерба;
  • целесообразно предусмотреть в правилах управления Сырдарьей передачу расходов воды, намеченных графиком попусков от страны к стране, а также выработать четкие рекомендации по минерализации воды и другим загрязнителям.