К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 6 (49) февраль 2004 г.



ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ ДОНОРОВ ПО ВОДНЫМ ПРОБЛЕМАМ

6 февраля 2004 г. в Ташкенте в представительстве Азиатского банка развития (АБР) в Узбекистане прошло второе заседание доноров по водным проблемам. Заседание было проведено в целях реализации усовершенствованного механизма обмена информацией о проектах и программах в области водных ресурсов между донорами и начала процесса согласования.

Вступительная речь директора представительства АБР в Узбекистане Ш. О’Салливаном была посвящена представлению проектов и программ АБР по водным ресурсам региона.

В заседании приняли участие представители двусторонних и многосторонних донорских организаций и организаций-исполнителей.

Участники признали важность заседания доноров по водным проблемам и еще раз одобрили его формат (чередование мест встречи, участие представителей донорских организаций и организаций-исполнителей) и периодичность (ежеквартально). Задача заседания состоит в поддержании соответствующего механизма взаимодействия в секторе и предложении средств достижения согласованности среди доноров в области управления водой на всех уровнях.

Было решено, что следует усовершенствовать механизм по обеспечению возможного лучшего обмена информацией о ходе осуществления и планах проектов/программ в области водных ресурсов между донорами и организациями-исполнителями в соответствии с установленными на дискуссии требованиями на уровне стратегий по таким направлениям, как, например, будущая роль региональных учреждений, связанных с управлением водой, будущее состояние водно-энергетических отношений и другие вопросы.

Был утвержден мандат Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству (SDC) по организации очередных заседаний.

Дискуссии по проектам

Представитель АБР подробно описал ход осуществления программы по водному и сельскому хозяйству, где водный сектор является приоритетным. Задачи, решаемые АБР, связаны с улучшением управления водой на уровне хозяйств и с улучшением водохозяйственной политики от уровня бассейна до уровня хозяйств, что позволит обеспечить устойчивое водопользование и равноправное участие бенефициариев. Задачи на местном уровне состоят в предоставлении свободы выбора фермерам и увеличении их доходов.

Недавно Узбекистану было предоставлено два кредита. Первый - по проекту улучшения производства зерна (26 млн. долл. США), имеющему компонент, который способствует эффективному использованию орошаемых земель. Вторым является проект по управлению водными ресурсами Аму Занг (73 млн. долл. США), который направлен на увеличение надежности, эффективности и устойчивости водоснабжения системы орошения Аму Занг (100 тыс. га) и содействие нынешним сельскохозяйственным реформам в проектном участке и их ускорение.

На региональном уровне АБР выделил средства (0,8 млн. долл. США) на развитие своей стратегии оказания помощи региону для улучшения институционального развития и политических реформ в области водных ресурсов в рамках технического содействия для улучшения управления водными ресурсами общего пользования в Центральной Азии.

Представитель Японского агентства международного сотрудничества (JICA) представил результаты исследования «Улучшение управления и тарифной политики в секторе услуг по водоснабжению», проведенного в 1999-2000 гг. по поручению Правительства Узбекистана. Были исследованы структура тарифных ставок и системы сборов, и был предложен план улучшения управления службами общественного водоснабжения. В результате в 2003 г. был представлен генеральный план по улучшению водоснабжения г. Ташкента на период до 2015 г.

В развитие этого исследования JICA рассматривает возможность расширения масштабов в области снабжения питьевой водой в другой части Узбекистана и планирует рассмотреть мероприятия в области управления орошением.

Представитель НИЦ МКВК представил подробный отчет о ныне осуществляемых проектах. Проект региональной информационной базы водного сектора Центральной Азии (CAREWIB) нацелен на создание регионального водно-экологического информационного портала, обеспечивающего удобный для пользователя доступ в режиме он-лайн к информации об управлении водой, водных ресурсах и связанных проблемах.

Был представлен отчет о ходе выполнения проекта «Интегрированное управление водными ресурсами в Ферганской долине», также финансируемого SDC. Было выявлено, что сельскохозяйственные земли в верхнем течении в Центральной Азии (особенно те, которые расположены в Ферганской долине), страдают от избытка воды и поэтому в регионе могут быть без труда внедрены простые инициативы по продуктивности воды.

В заключение представитель НИЦ МКВК подробно рассказал о деятельности Тренингового центра МКВК, особенно в отношении тренинга начальников и работников водохозяйственных организаций, водопользователей, и отметил важность включения аспектов регионального сотрудничества в будущие тренинги.

Представитель Проекта управления природными ресурсами (NRMP) презентовал многоцелевую программу, финансируемую USAID. Программа началась в сентябре 2000 г. и будет длиться до августа 2005 г. Было указано на стратегический подход программы, который заключается в осуществлении целенаправленных мероприятий в краткие и средние сроки (1-3 года), воздействии на стратегические правовые, регуляторные и организационные реформы через демонстрационные модели, сосредоточении на двусторонних стратегиях до перехода к многосторонним и установлении стратегических партнерских отношений с донорами и договаривающимися сторонами. Программа действует благодаря комбинации займов и грантов.

Представитель настаивал на важности принятия мер и минимизации затрат и времени, требуемых для анализов, исследований и полевых осмотров. Некоторые из вопросов, решаемых программой, касаются необходимости финансовых средств для реабилитации инфраструктуры, взаимодействия между управлением водопользованием и торговлей энергией, конфликтов в связи с эксплуатацией водохранилища, энергоснабжения и спроса на энергию, несоответствия региональной организационной базы в водохозяйственном и энергетическом секторах, интеграции водохозяйственной и энергетической инфраструктур, профессиональной подготовки и общественной пропаганды. Программа решает широкий круг задач, начиная с передачи гидрологических данных и их управления, прогноза речного стока по региону, и кончая внутрихозяйственным управлением водой через улучшение управления системой орошения с использованием демонстрационных моделей.

После презентации участники обсудили вопрос о продлении рамочного соглашения по реке Сырдарье от 1998 г., при этом может существовать некоторая разница в подходах USAID и Всемирного банка. Проект NRMP планирует содействовать технической модернизации (концепция ценообразования по водохозяйственной инфраструктуре, двусторонний субдоговор, создание системы поддержки принятия решений, регуляторная система и т.д.) и продлению соглашения (еще на пять лет).

Представитель Госдепартамента США (USSD), также как и офиса USAID в Ташкенте и Алматы, проинформировал о программе USAID/CAR по поддержке ассоциаций водопользователей (WUASP). Бюджет проекта в 25 млн. долл. США будет распределен на пять лет между тремя государствами в Ферганской долине. Он включает тренинг, техническое содействие и гранты. Команда по осуществлению проекта должна приступить к работе с 1 июня 2004 г.

Он также представил новую инициативу Фонда экономической поддержки Госдепартамента США — проект интегрированного управления водными ресурсами в низовьях и дельтах в бассейне Аральского моря, который начнется в ближайшие месяцы. Проект будет направлен на развитие трансграничного сотрудничества в области ИУВР между тремя странами (Казахстан, Узбекистан и, возможно, Туркменистан).

Представитель Всемирного банка представил отчет о ходе выполнения текущих проектов, финансируемых банком. Для бассейна Сырдарьи Всемирный банк недавно разработал новый подход к устойчивому региональному сотрудничеству в водохозяйственном и энергетическом секторах. Краткосрочные меры включают реформы в секторах и комплекс технических и экономических мероприятий. Среднесрочная стратегия будет направлена на разработку нового метода управления, сопровождаемого реконструкцией оросительных и энергетических систем в целях сокращения потерь, разработку нового метода управления для приведения зимнего стока в соответствие и увеличение потенциала стран низовьев по накоплению/регулированию стока для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в весенне-летний период. Это позволит управлять режимом стока Нарынского каскада в зимнее время. С этой целью компонент С проекта WEMP (Управление водохранилищами и безопасность плотин) был преобразован в два проекта — строительство Арнасайской плотины в этом году и восстановление Чардарьинской плотины на сумму от 40 до 50 млн. долл. США. Подобная стратегия относится и к Кайракумскому водохралищу в Таджикистане.

Ожидаемыми результатами являются (i) увеличение гибкости управления системой в бассейне Сырдарьи, (ii) накопление и регулирование зимнего стока для санитарных и экологических попусков в дельту Сырдарьи, (iii) возможность увеличения вдвое урожая на нижних участках бассейна.

Варианты долгосрочных стратегий будут включать затраты на новые гидроэнергетические проекты (Камбарата I и II), которые помогут увеличить выработку электроэнергии в зимний период без увеличения зимних сбросов.

5 февраля 2004 г. был подписан узбекский проект улучшения орошения, дренажа и ветландов (DIWIP) в Каракалпакстане со стоимостью 75 млн. долл. США, который должен решить проблемы дренажа, продуктивности воды и развития управления водой на подвешенной площади в 100 тыс. га. Проект будет завершен в 2005 г. Представитель Всемирного банка выразил интерес Всемирного банка в сотрудничестве с IWMI и ICARDA по таким специфическим вопросам, как планировка земель, создание ассоциаций водопользователей, увеличения вдвое урожая и борьба с засолением.

Краткая презентация проекта Модели фермерской собственности (FOM) в Ходженте, Таджикистан, финансируемого Seco и IFC, была сделана руководителем проектной команды. Цель проекта заключается в обеспечении фермерам на конкурентной основе доступа к материальному обеспечению, маркетинговым услугам и технической поддержке на местах через частную компанию СугдАгроСерв (САС), а также в оказании услуг по обучению и профессиональной подготовке.

Представитель Международного центра по исследованию сельского хозяйства в засушливых районах (ICARDA) сообщил о том, что недавно АБР одобрил вторую фазу проекта «Улучшения уровня жизни сельского населения посредством эффективного внутрихозяйственного управления водой и плодородием почв в Центральной Азии». Основной целью является организация крупномасштабных демонстраций новых технологий на фермерских полях через взаимосвязь с другими проектами развития, реализуемыми правительственными организациями и НПО. Одним из ключевых внутрихозяйственных мероприятий является содействие повышению эффективности водопользования.

В течение заседания состоялись обмены мнениями о программах и стратегиях. Дискуссия о создании эффективных и устойчивых АВП и повышении эффективности использования воды стала продолжением дискуссии, организованном на первом заседании доноров по водным проблемам. Участники также обсудили региональные проблемы управления водно-энергетическими ресурсами в бассейне реки Сырдарьи (в увязке с подходом NRMP и Всемирного банка к водно-энергетическим отношениям).

Третье заседание будет организовано USAID в Ташкенте в начале мая 2004 г.