К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 7 (50) февраль 2004 г.



СЕМИНАР ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА МКВК «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРОШАЕМОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ»

Бассейн Аральского моря имеет одну из самых крупных ирригационных систем мира. Уровень жизни приблизительно 22 млн. человек, проживающих в бассейне, прямо или косвенно зависит от орошаемого земледелия. От 20 до 60% ВВП приходится на долю сельского хозяйства, основную часть которого составляет продукция, полученная от орошаемого земледелия.

После развала СССР доходы сельских хозяйств начали падать быстрыми темпами, и развитие орошаемого земледелия было замедлено. Стараясь улучшить существующую ситуацию, правительства проводили реформы, как в сельском, так и в водном хозяйстве. Нацеленные на обеспечение продовольственной безопасности, реформы в сельском хозяйстве проводились ускоренными темпами. Большинство реформ в водном хозяйстве проводилось намного позже, чем в сельском хозяйстве. В обоих случаях они проводились в отрыве друг от друга, тогда как они должны были проводиться в после проявления ситуации

В процессе реформ в сельском хозяйстве большое количество водопользователей — частные хозяйства, фермеры с не очень большими площадями земель сменили сравнительно крупные большие государственные хозяйства. Появление столь многочисленных хозяйств затруднило выполнение задачу вододеления и водообеспечения.

Во времена СССР задачи мелиорации, управления и технической поддержки ирригационных систем выполнялись государственными службами за счет бюджета. С переходом стран региона на рыночную экономику возникла потребность в изменении подхода к решению этих задач, поскольку большинство хозяйств частные. Многие бывшие внутрихозяйственные ирригационные и коллекторно-дренажные каналы и коллекторы с разделением хозяйств на части стали межхозяйственными. Ранее они считались внутрихозяйственными, управление и техническая поддержка осуществлялись за счет самых хозяйств. Ныне управление и техническая поддержка внутрихозяйственной коллекторно-дренажной и ирригационной сети должна осуществляться самими хозяйствами через АВП. К сожалению, множество хозяйств не в состоянии полностью покрыть все расходы. В этой связи, необходимы государственная поддержка и руководство. Ситуацию усложняет то, что из-за многочисленности хозяйств меняются виды выращиваемых культур. Это усложняет режим ирригации и ставит дополнительные задачи перед водниками. Решение этих задач требует особых подходов с применением передовых методов ирригации и ирригационной техники.

Изменения последних лет в водном и сельском хозяйстве вызвали необходимость проведения специального тренинга для специалистов водного хозяйства, основанного на последних достижениях науки, передовых методах ирригации, проверенных в различных проектах. С другой стороны, проведение такого тренинга-семинара вызвано необходимостью распространения накопившегося опыта за последние годы в области водного и сельского хозяйства. Дефицит водных ресурсов в вегетационный период и частое чередование многоводных и маловодных лет также обусловливает широкое применение передовых методов ирригации.

Работа семинара «Совершенствование орошаемого земледелия» проходила с 9 по 13 февраля 2004 г. Программа тренинга предусматривала обмен мнениями по проблемам, объединенным в рамках 6 модулей:

  • Общие вопросы орошаемого земледелия;
  • Орошение;
  • Трансферт полномочий управления водой;
  • Мелиорация и эксплуатация
  • Программные комплексы для управления орошением.

В открытии семинара приняли участие первый заместитель Министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, начальник Главного управления водного хозяйства А.А. Джалалов и директор ТЦ МКВК П.Д. Умаров.

Программа семинара и тематика докладов были ориентированы на создание условий для обмена опытом передовых подходов к решению проблем орошаемого земледелия между специалистами-практиками и научными сотрудниками высшего и среднего звена Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Участники семинара были представлены сотрудниками мелиоративных служб водного хозяйства, работниками научно исследовательских институтов региона.

Данные и информация, полученные в ходе дискуссий, углубили понимание национальных особенностей создания АВП, выработки водных тарифов, гидрометрологии и структуры управления.

Было отмечено, что нехватка финансовых средств является основным фактором ухудшения состояния орошаемых земель региона и создает ряд взаимосвязанных проблем, среди которых:

- деградация почв, происходящая быстрыми темпами год за годом; если дело будет обстоять так и дальше, то в скором будущем сельскохозяйственное производство в низовьях станет бесприбыльной деятельностью;
- выход из строя дренажных систем из-за несвоевременного проведения очистных работ.

Слушатели отметили необходимость активизации работы по утверждению в сознании водопользователей идей экономного отношения к расходованию воды и более широкому и последовательному внедрению в практику передовых методов водосбережения в орошаемом земледелии. Более того, передача полномочий управления водными ресурсами общественности требует создания основы для действий. Общество, которому передаются полномочия, должно быть подготовлено к этому процессу. Консультативные службы — хорошо отработанный за рубежом механизм, который может не только содействовать этому процессу, но и консультировать сельхозпроизводителей по многим вопросам, касающимся основной деятельности: планирование и выбор сельхозкультур, бизнес-планирование и правовые вопросы. Создание консультативных служб на местах несомненно поможет улучшить сложившуюся ситуацию в сельском хозяйстве.

Участниками тренинга был предложен ряд рекомендаций и предложений для эффективного совершенствования орошаемого земледелия в Центральной Азии. В частности, обращено внимание на необходимость дальнейшего развития технологии выращивания сельскохозяйственных культур на орошаемых землях. Основными направлениями этой работы должны являться:

  • Паспортизация поливных участков, основанная на крупно масштабной почвенно-мелиоративной съемке, фиксирующей хозяйственное использование участка, состояние его поверхности, граничных условий, и других факторов, определяющих его продуктивность и потенциальные возможности.
  • Совокупность мероприятий (мелиоративного и агрономического плана), обеспечивающих однородность поливного участка как объекта агромелиоративных мероприятий, целесообразность которых выявлена паспортизацией. К ним относятся:
    • планировка поверхности поливного участка;
    • улучшение водно-физических параметров почвенного слоя (водопроницаемость, влагоемкость) доступными агромелиоративными мероприятиями;
    • создание и обеспечение (поливным режимом и дренажом) солесодержания в корнеобитаемом слое с учетом токсичности солей и солеустойчивости выращиваемых растений;
    • особенности технологии полива (частота поливов, определенная требуемым водно-солевым режимом почвы и научно обоснованным режимом орошения определенной сельскохозяйственной культуры (с отказом от большой разницы в пределах допустимой влажности и обеспечение равномерного увлажнения и допустимого содержания солей (используя рассредоточенную подачу, укорочением борозды и полосы — максимум 100-200 м и дискретную технологию подачи воды);
    • необходимость и равномерность дренирования (созданием в случае тяжелых грунтов временного дренажа в пределах поливного участка);
    • специальные мероприятия по устранению пятнистости поля соответственно факторам ее образования.

Многие демонстративно-экспериментальные участки были заброшены из-за нехватки или отсутствия финансирования. Принимая во внимание, что ознакомление сельхозпроизводителей с новыми достижениями науки в сфере ирригации может содействовать водосбережению, существует необходимость реанимации деятельности этих участков. С другой стороны, изменение климата требует адаптации культур (засухо- и солеустойчивые сорта культур), что можно достичь посредством экспериментов. С этой точки зрения работа экспериментальных участков является одним из доступных механизмов в обеспечении устойчивого развития сельского хозяйства. Всем хорошо известно, что развитие сельского хозяйства может послужить рычагом преодоления бедности.

Вода — ограниченный ресурс, каждая капля которого должна использоваться эффективно. Доля грунтовых в водозаборе региона составляет 8-10%. Приблизительно 50% потребности сельской местности в питьевой воде удовлетворяется за счет грунтовых вод. Участниками было высказано, что развитие сельского хозяйства не должно загрязнять источники питьевой воды, расположенные в сельской местности. Существует необходимость в создании буферных зон для обеспечения охраны источников от загрязнения.

Среди мер, направленных на повторное использование водных ресурсов, были названы следующие:

  • использование коллекторно-дренажных вод допустимой минерализации согласно ТЭО;
  • внедрение субсидированных цен на электроэнергию, используемую для откачки грунтовых вод.

Среди мер, направленных на сведение к минимуму потерь воды в оросительной сети, были названы:

  • внедрение интенсивных методов культивации культур (глубокое рыхление, применение химмелиорантов и органических удобрений, глубокая вспашка и севообороты);
  • обеспечение равномерного увлажнения и рассоления почвы и минерализации инфильтрационных грунтовых вод посредством оптимизации размеров орошаемых участков и планировки;
  • пересмотр выбора культур с точки зрения экологических, экономических и социальных условий региона;
  • исключение сильнозасоленных земель из севооборота;
  • организация регулярной очистки и ухода за межхозяйственными и внутрихозяйственными коллекторами и водосборами для предотвращения дальнейшего ухудшения технического состояния существующего дренажа орошаемых земель;
  • выработка необходимой государственной поддержки дренажной сети и межхозяйственных коллекторов;
  • обучение и повышение квалификации молодых специалистов по ирригационно-дренажным системам.

В качестве экономических рычагов водосбережения предлагается внедрять следующие мероприятия:

  • усиление статуса региональных организаций;
  • постепенное внедрение принципов бассейно-гидрографического управления водными ресурсами;
  • увеличение государственной помощи и выработка мероприятий по стимулированию технического содержания водных объектов;
  • увеличение поддержки фермеров в виде субсидий с целью обеспечения их конкурентоспособности в мировом рынке.

Заслуживают внимания такие организационные мероприятия по экономному расходованию воды, как:

  • постепенное ужесточение лимитов на уровне стран, областей;
  • мобилизация водопользователей и создание общественных органов контроля водопользования на системе, включая все уровни — от бассейнового (общественные водные комитеты как органы содействия водохозяйственным организациям и контроля за их деятельностью) до уровня управления системами, райводхозов;
  • создание АВП на уровне агрегированных фермерских (а в городах — коммунальных) хозяйств. Особая задача АВП — участие в организации строгого водооборота и лимитированного использования воды.