К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 10 (53) март 2004 г.



НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ БАССЕЙНОВ: МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕЖСЕКТОРАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ»

В семинаре приняли участие более 50 участников — руководителей водохозяйственных организаций государств Центральной Азии, представителей НПО и научных организаций, а также водопользователей этих стран, видных специалистов водного хозяйства из Российской Федерации, Великобритании, США, Франции, ИВМИ, ШАРС, рассмотрел ключевые вопросы концепции интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР). Вниманию участников были представлены 19 основных докладов, посвященные мировому опыту интегрированного управления водными ресурсами, принципиальным основам концепции ИУВР, внедрению элементов ИУВР в пилотных проектах в Центральной Азии как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.

Цель семинара — организовать встречу всемирно известных специалистов из различных дисциплин для улучшения сотрудничества в бассейне Аральского моря посредством применения интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР). Информирование и обсуждение международного опыта по применению ИУВР способствует лучшему использованию научных знаний для выработки национальных правовых и политических подходов. Это поможет повысить экологическую стабильность в бассейне Аральского моря на долгосрочную перспективу и будет содействовать усилиям по разработке руководящих принципов и политики, способствующих расширению применения ИУВР.

На семинаре были сделаны доклады представителями министерств государств бассейна Аральского моря, а также специалистами из различных дисциплин, в том числе по управлению водными ресурсами, техническим наукам, праву и энергетическому сектору. Тематика семинара охватывает:

  • Международную практику по ИУВР;
  • Оценку механизмов вододеления на национальном и международном уровнях;
  • Роль ИУВР в борьбе с бедностью;
  • Проблемы руководства и совместного управления водными ресурсами;
  • Мероприятия по улучшению международного сотрудничества по водным ресурсам бассейна Аральского моря.

Работа семинара была организована в виде ряда панелей экспертов, на которых обсуждались вопросы ИУВР на международном и внутригосударственном уровнях.

В результате обсуждения проблематики семинара участники совещания согласились с тем, что:

1. ИУВР является одним из важнейших направлений и инструментов развития и совершенствования водного хозяйства, направленным на достижение эффективного «водного правления», или «руководства водой», в соответствии с принятыми в 2002 г. «Целями Тысячелетия» (Йоханнесбург), позволяющим радикально повысить действенность всего водохозяйственного комплекса Центрально-Азиатского региона.

2. Водопользование и управление водными ресурсами на международном и национальном уровнях должны осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  • Достижение устойчивого развития во всех экономических секторах.
  • Управление речными бассейнами на основе гидрографического принципа с учетом взаимосвязи всех видов вод — поверхностных, подземных и возвратных и принимая во внимание возможные климатические изменения в регионе.
  • Водосбережение на всех уровнях и во всех видах водопользования.
  • Приоритетность «жизненных потребностей человека» в воде, а также нужд и потребностей зависящих от воды экосистем по отношению со всем иным видам водопользования.
  • Особое внимание проблеме борьбе с бедностью в соответствующих странах региона, имея в виду значительное место, занимаемое орошаемым земледелием в повышении благосостояния сельского населения.
  • Участие заинтересованной общественности в принятии решений, включая вопросы их реализации, финансирования и функционирования; «прозрачность» процессов принятия решений, обмен и доступ к соответствующей информации на всех уровнях управления водными ресурсами: международном, национальном и локальном.

3. Эффективность региональной системы «водного правления», или «руководства водой», в бассейне Аральского моря зависит как от политической воли высшего государственного руководства, так и от готовности и способности к компромиссу и взаимному учету интересов участвующих в нем стран на всех уровнях принятия решений, а также от наличия самостоятельного уполномоченного государственного органа по управлению использованием и охране водных ресурсов в государствах Центральной Азии.

4. Особая роль в системе «водного правления» принадлежит водному праву, как главному социальному инструменту, правильное использование которого должно обеспечить «воду для всех», в трех его разновидностях: международное право, национальное право и транснациональное право.

5. Реализация ИУВР на региональном уровне невозможна без создания эффективной правовой, институционной и технической базы межгосударственного сотрудничества, как путем дальнейшего совершенствования имеющихся региональных инструментов, усиления равного представительства в них всех стран, так и посредством создания при необходимости новых механизмов управления трансграничными водными ресурсами и предотвращения и разрешения возможных разногласий в области водопользования.

6. Международно-правовая основа ИУВР может обеспечивать справедливый, разумный, экологически устойчивый и обязательный для всех сторон режим водопользования и вододеления. При разработке системы соответствующих международных договоров по трансграничным рекам региона могли бы быть использованы как уже подготовленные проекты соглашений по ряду вопросов трансграничного сотрудничества, так и «Правовая модель» для трансграничных водных ресурсов — методика правовой оценки, разработанная Международным исследовательским институтом водного права Университета Данди.

7. Развитие международно-правового режима водопользования на трансграничных реках бассейна Аральского моря должно сопровождаться совершенствованием и повышением эффективности организационных механизмов регионального сотрудничества: МКВК и БВО. Представляется целесообразным в дальнейшем, как указано в ПБАМ-2, усиление правого статуса региональных органов, пересмотр прав и полномочий этих органов с целью повышения приоритета и расширения их ответственности.

8. Признание, в соответствии с принципами международного права, суверенитета каждого государства в отношении части расположенных на его территории трансграничных водных ресурсов не устраняет необходимости учитывать законные права и интересы других государств, равно как и соблюдение требований самой природы в воде с целью сохранения и умножения биопродуктивности и биоразнообразия. Планирование и проведение водохозяйственной деятельности в пределах одной страны должны осуществляться в соответствии с общепризнанными международными обязательствами, такими как справедливое и разумное использование и непричинение значительного ущерба.

9. Рекомендовать в работе МКВК на сегодня и перспективу больше обращать внимание на снижение водопотребления, с тем чтобы достичь к 2025 г. снижения удельных водозаборов в среднем на 15-20%, что позволит удовлетворить потребности верхних зон формирования стока в электроэнергии и одновременно — среднего и нижнего течения в воде для орошения, а также водно-болотных угодий. Эта работа должна совмещаться с деятельностью, направленной на предотвращение отрицательных последствий климатических изменений, уделяя особое внимание возрастанию частоты экстремальных явлений в регионе (засух и паводков) и внедрение экономического механизма платности водопользования. Важнейшими направлениями работы до 2010 года является реализация решений глав государств и ПБАМ-2 по переходу к рациональному управлению водными ресурсами.

10. ИУВР на национальном уровне требует развития и совершенствования системы национального водного законодательства и смежных отраслей права (земельного, экологического, предпринимательского и т.д.). То, что страны бассейна Аральского моря различаются по уровню политического, социального и экономического развития, не должно служить препятствием на пути «сближения», а возможно и «унификации» национального водного права.

11. Наряду с правовыми и организационными мерами, огромное значение для реализации ИУВР имеет выработка с участием водопользователей технологий планирования, распределения и корректировки водопользования на всех уровнях; внедрение гидрометрии, особенно систем SCADA и других автоматизированных систем на межгосударственном уровне и на магистральных каналах; а также применение развернутой системы водосбережения, отвечающей интересам всего региона с внедрением экономического механизма платности водопользования.

12. Претворение в жизнь ИУВР в регионе Аральского моря должно сопровождаться целенаправленными усилиями по подготовке высококвалифицированных специалистов — гидроинженеров, гидрологов, юристов, экономистов, экологов и представителей других смежных профессий в области водного хозяйства, включая создание категории «водных лидеров», способных обеспечить реализацию эффективного «водного правления» в бассейне Аральского моря на долгосрочную перспективу. Принимать меры к сближению стандартов подготовки специалистов водного хозяйства стран Центральной Азии.

13. Особую роль в реализации ИУВР в странах Центральной Азии должно играть объективное и возможно полное информирование заинтересованной общественности о значении водных ресурсов для всего региона, необходимости соблюдения норм международного права и национального законодательства, касающегося вопросов водопользования, сохранения и улучшения качества воды и состояния окружающей среды в целом.