К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 12 (55) март 2004 г.



МИССИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ВСЕМИРНОГО БАНКА

Всемирным банком произведена оценка регионального потенциала экспорта электроэнергии и водно-энергетическим отношениям в Центральной Азии. Для обсуждения результатов этой оценки в регион направлена миссия энергетического сектора Всемирного банка. Основные темы обсуждения следующие:

  • Спрос на электроэнергию внутри региона и различные варианты ее поставки с целью максимального удовлетворения спроса;
  • Спрос на электроэнергию вне региона Центральной Азии;
  • Затраты и возможности развития намеченных крупных гидроэлектростанций (Талимарджан, Камбарата, Рогун);
  • Конкурентоспособность этих объектов в качестве экспортеров электроэнергии;
  • Политические решения, необходимые для развития этих объектов и завоевания рынков сбыта;
  • Обсуждение структуры водно-энергетического консорциума и механизмов финансирования.

По оценкам Всемирного банка, регион Центральной Азии богат энергетическими ресурсами, при этом республики являются хорошим «дополнением» друг к другу: Узбекистан и Казахстан обладают значительными запасами горючих полезных ископаемых для производства энергии в ТЭЦ, Кыргызстан и Таджикистан «богаты» водой.

В регионе имеется хорошо развитая электроэнергетическая инфраструктура — как на национальном, так и на региональном уровнях. Все страны региона находятся в процессе реформ, предусматривающих экономическое развитие, что говорит о росте спроса на электроэнергию. При этом имеется спрос на электроэнергию и за пределами региона: Афганистан, Пакистан, Иран, Россия, Китай испытывают острую нехватку энергии и готовы покупать ее в ЦАР.

Водно-энергетические отношения затруднены следующими проблемами:

  • Конфликты в водопользовании: верховья используют воду для производства энергии, низовья — на орошения. При этом режимы не совпадают;
  • То же относится и к выбору времени для попусков воды: страны, расположенные в верховьях, устраивает зимнее время; низовья устраивает летнее время;
  • К этим конфликтам следует добавить влияние климатических условий - чередующиеся маловодные/многоводные годы усугубляют и без того сложную обстановку на трансграничных водотоках;
  • И, наконец, проблемы политического характера — невыполнение межгосударственных соглашений, что ведет к сработке водохранилищ сверх лимитов (2002 г.) или затоплению в зимнее время (2004 г.).

Для решения проблемы Всемирным банком предлагается специально разработанная структура, основанная на Рамочном соглашении 1998 г. Данная структура включает в себя экономическую базу, финансовые механизмы и организационные мероприятия для решения коренных причин проблемы. Реализация данных мероприятий будет являться следующим шагом в упрочении рыночных отношений в регионе и содействовать торговле энергией.

НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

Указом Президента Республики Узбекистан И. Каримова от 25 марта 2004 г. Министром сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан назначен Сайдулло Бейгалиев.

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА «ИУВР-ФЕРГАНА»

4 марта в г. Ходженте, 6 марта в г. Фергане, 7 марта в г. Оше сотрудниками проекта «ИУВР-Фергана» была проведена серия установочных семинаров по ведению наблюдений, сбору исходной информации по использованию оросительной воды и проведению агротехнических мероприятий, мониторингу фермерских хозяйств, расположенных в зоне пилотных объектов.

С приветственным словом к участникам семинаров выступил руководитель деятельности «Продуктивность воды и земли на уровне ферм» Ш.Ш. Мухамеджанов. Он рассказал о целях и задачах семинара, составе и плане работ на 2004 года, методике их выполнения. В своем докладе Ш.Ш. Мухамеджанов подвел итоги работы по мониторингу использования оросительной воды на демонстрационных участках трех областей, рассказал о полученных положительных результатах по повышению продуктивности использования оросительной воды, об имеющихся резервах, вместе с тем остановился на недостатках в работе, обсудил с присутствующими пути их устранения.

Основной задачей 2004 года является подтверждение устойчивости достигнутых положительных результатов на демонстрационных участках. Кроме этого, в текущем году немаловажное значение будет иметь и задача распространения областными исполнителями полученного опыта по повышению продуктивности воды и земли на фермерские хозяйства, расположенные вблизи исследуемых демонстрационных участков, сбор информации по этим фермерским хозяйствам, выявление существующих у них проблем и определение путей их решения. Все это станет основой для создания сети консультативных услуг. Участники семинара обменялись мнениями по отдельным вопросам, касающимся мониторинга.

Областными исполнителями был поднят вопрос о существующей в Кыргызстане политике водоучета, неравномерной оплате за воду. Многие фермеры на сегодняшний день осознали, что отсутствие средств водоучета приводит при различном водопотреблении к одинаковой оплате. Так, например, несмотря на значительную экономию оросительной воды на демонстрационных участках, оплата за воду в этом фермерском хозяйстве была произведена на уровне со всеми. В связи с этим, остро возникает вопрос об установке средств учета воды в каждом фермерском хозяйстве, пересмотре политики оплаты. Старший лектор ТЦ МКВК г. Ош Токторалиев Б.А. отметил, что в Кыргызстане большая проблема с ядохимикатами — их качеством и количеством, кроме этого из-за незнания фермером вопроса фенологии потери от урожая составляют до 30 %. Надеюсь, что создание сети консультативных услуг поможет решить эти вопросы.

С. Нерозин, выступая с докладом по мониторингу работ на демонстрационных участках в Ошской области, подвел итоги выполнения агротехнических работ, дал рекомендации по проведению технологических операций, внесению удобрений, защите от болезней и вредителей. Сравнивая агроэкономические показатели 2002 года и 2003 года, был сделан вывод о повышении степени использования материальных ресурсов и управления продуктивностью воды и земли. В докладе приведён анализ структуры переменных затрат, отмечены по хозяйствам отдельные ошибки, допущенные исполнителями, указаны причины потерь в урожайности и даны рекомендации по повышению устойчивости сельхозпроизводства в пилотных фермерских хозяйствах. В процессе дискуссии затронуты вопросы оптимальных сроков сева, качества используемых семян, внесения минеральных удобрений в соответствии с нормативной потребностью, приобретения до мая месяца достаточного количества фосфорных и калийных туков.

Затем с областными исполнителями техниками и наблюдателями проведена работа (Ш. Мухамеджанов, С. Нерозин, А. Галустян) по сбору, обработке и анализу исходной информации, заполнению форм полевого журнала. Участникам семинара были переданы полевые журналы на 2004 г., а также с целью подготовки к созданию сети консультативных услуг формы для сбора информации о фермерских хозяйствах, расположенных в зоне пилотных объектах. Участники семинара обсудили вопросы, связанные с проведением подготовительных работ по созданию консультативной службы, рассказали о своем видении этого вопроса, внесли изменения и дополнения в подготовленные для них формы для сбора информации.

КАЗАХСТАН СТАНОВИТСЯ ДОСТУПНЕЕ

Совместным приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года N 08-1/187 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 18 декабря 2003 года N 724 значительно облегчается процедура выдачи виз Республики Казахстан иностранным гражданам.

Согласно этому документу, однократные дипломатические, служебные, деловые, частные и туристские визы Республики Казахстан гражданам Австралийского Союза, Австрийской Республики, Королевства Бельгия, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Греческой Республики, Королевства Дания, Ирландской Республики, Исландской Республики, Королевства Испания, Итальянской Республики, Канады, Княжества Лихтенштейн, Великого Герцогства Люксембург, Малайзии, Монако, Королевства Нидерландов, Новой Зеландии, Королевства Норвегия, Португальской Республики, Республики Сингапур, Соединенных Штатов Америки, Финляндской Республики, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Швейцарской Конфедерации, Королевства Швеция, Японии консульскими учреждениями Республики Казахстан могут выдаваться по их письменным обращениям без приглашения и визовой поддержки.