О РАБОТЕ ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА МКВК
10-13 марта 2004 г. в Тренинговом центре МКВК прошла международная конференция «Стратегия устойчивого развития орошаемого земледелия с реально осуществимыми инвестициями в дренаж: бассейн Аральского моря, Центральная Азия».
Организаторы конференции МСВХ Узбекистана, НИЦ МКВК, ИПТРИД/ФАО, Институт Гидрологии Валлингфорда (Великобритания), Университет Мак Гилл (Канада).
Участники конференции были представлены руководителями, экспертами, ведущими специалистами водохозяйственных ведомств стран Центральной Азии, ряда международных и зарубежных организаций (НИЦ МКВК, ИПТРИД/ФАО, Всемирный банк, Азиатский банк развития, ШАРС, ЮСАИД, CIDA, Институт гидрологии Валлингфорда, Alterra-ILRI, Waterwatch, Центр Брейса, ВанС консалтинг), представителями посольств США и Великобритании и средств массовой информации Узбекистана.
Цель конференции анализ дренажной ситуации в государствах Центральной Азии и выработка предложений по стратегии устойчивого развития орошаемого земледелия и повышения эффективности сельскохозяйственного производства в регионе.
Борьба с засолением является одной из ключевых проблем мелиорации орошаемых земель, которая как необходимое условие устойчивого развития поливного земледелия требует искусственного дренажа. Ухудшение мелиоративного состояния орошаемых земель явилось следствием ослабления внимания к дренажу. В результате в последние годы наблюдается устойчивая тенденция деградации земель, принявшая угрожающие масштабы. Так, за 1990-1999 гг. площади с близким уровнем залегания грунтовых вод от поверхности земли (до 2 м) увеличились: по бассейну Амударьи с 1,29 до 1,57 млн.га или (на 22%); по бассейну Сырдарьи с 0,55 до 0,90 млн.га (на 64%).
Показатели выше среднего по региону имеют: бассейн Амударьи Ахалский (рост на 149%) и Дашогузский (31%) велояты Туркменистана, Навоийская (43%), Самаркандская (24%) и Хорезмская (22%) области Узбекистана; бассейн Сырдарьи Южный Казахстан (рост на 200%), Джизакская (84%) и Сырдарьинская (72%) области Узбекистана.
Соответственно, резко возросла суммарная площадь средне- и сильнозасоленных земель в регионе. За указанный период площади засоленных земель увеличились по бассейну Амударьи с 1,16 до 1,82 млн.га (на 57%), по бассейну Сырдарьи с 0,34 до 0,61 млн.га (на 79%).
Коэффициент работы дренажа за 1990-2000 гг. снизился на 30% и при сохранении этой тенденции к середине ХХI века более 50% дренажных систем региона выйдут полностью из строя. По оценкам ведущих экспертов, убытки от неудовлетворительной работы дренажа в настоящее время составляют около 1 млрд. долл. США ежегодно. Дренажная ситуация в регионе имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению.
Конференцию открыл первый заместитель Министра СВХ Узбекистана, Председатель НКИД А.Джалалов. В своем докладе он остановился на общих проблемах развития и инфраструктуре водного хозяйства республики, качественной характеристике орошаемых земель, месте и роли дренажа в улучшении их мелиоративного состояния, на необходимости комплексного анализа сложившейся дренажной ситуации и определения приоритетных направлений вложения инвестиций в дренаж.
Ключевые доклады представили проф. В.Духовный («Дренаж в Центральной Азии»), проф. Х.Якубов, НИЦ МКВК, А.Абиров, начальник отдела дренажа САНИИРИ («Современные проблемы эксплуатации вертикального дренажа»), М.Мирходжиев, начальник Управления МСВХ Узбекистана («Ферганская долина проблемы и потенциал будущего прогресса»), д-р Г.Денеке («Перспективы развития орошаемого земледелия в контексте конференции»),
д-р А.Абдель-Дайем («Видение Всемирного банка по инвестициям в дренажные системы»), проф. Ч.Мадрамото («Интегрированное управление дренажем и ирригацией»), д-р Д.Пирс («Роль международных программ в получении выгод бенефициариями»), д-р Н.Висфанатха, Президент ВанС консалтинг, Канада («Обзор потенциальных потребностей Аральского бассейна в дренаже»).
Участники конференции представили 12 докладов по типичным в плане дренажа зонам в регионе:
- Казахстан: Кзылординская и Южно-Казахстанская области;
- Кыргызстан: Ошская область;
- Таджикистан: Согдийская область;
- Туркменистан: Ташаузская область;
- Узбекистан: Ферганская долина, Бухарская, Кашкадарьинская, Сырдарьинская, Хорезмская, Сурхандарьинская области и Республика Каракалпакстан.
В орошаемой зоне дренажная сеть является частью мелиоративной системы, включающей и разветвленную ирригационную сеть, решающая комплекс задач, связанный с созданием благоприятного водно-солевого режима для возделывания аграрных культур. В связи с этим отмечалась необходимость рассмотрения дренажной проблемы в увязке с интегрированным управлением водными ресурсами (ИУВР). В концепцию ИУВР должны быть включены вопросы управления коллекторно-дренажной сетью.
В этом плане экономические и ресурсные аспекты ИУВР включают интеграцию водоподачи на орошаемые земли и водоотведения с них; взаимодействия различных видов дренажа (открытый, закрытый и вертикальный); использования и управления поверхностными, подземными и возвратными водами.
Рассмотрены вопросы, непосредственно влияющие на основные параметры и долговечность коллекторно-дренажных систем: научно-обоснованное ограничение водоподачи на орошаемые земли в целом; снижение потерь при распределении воды по межхозяйственной сети; планировка орошаемых полей и оптимизация длины борозды; максимальное уменьшение сбросов с орошаемых земель (соблюдение нетто-норм); уменьшение нагрузки на дренаж, в частности путем применения субирригации; открытость и доступность информации для всех заинтересованных сторон.
Мнения участников конференции по поводу организационных форм совместного управления дренажем и ирригацией разделились. Так, при понимании в целом необходимости возложения обязанности управления дренажем на водохозяйственные организации (хотя во многих случаях границы дренажных и оросительных систем не совпадают), возможно на Ассоциации водопользователей (АВП), имели место мнения:
- создание новых структур для управления солями нецелесообразно при наличии АВП; возложение этих функций на них является естественным (Таджикистан);
- статус водохозяйственных организаций изменится с переходом на ИУВР; на них должно быть возложено управление солями; важно разработать экономические рычаги заинтересованности в улучшении мелиоративного состояния земель (Туркменистан);
- эксплуатация межхозяйственных систем дренажа должна быть возложена на государственные организации, внутрихозяйственных на АВП. Но в ближайшие 5-10 лет фермеры не в состоянии сами справиться с дренажной проблемой (Узбекистан).
Возможность возложения в перспективе задачи управления солями (в т.ч. содержание внутрихозяйственных КДС) на АВП поддержали представители Казахстана и Кыргызстана; успешно проводимые рыночные реформы на селе позволяют рассчитывать на это. В то же время подчеркнуто, что на первых порах требуется поддержка государства, потому что в погоне за прибылью большинство фермеров ориентируется на получение сиюминутных выгод в ущерб мелиоративному состоянию земель. Государство должно взять на себя и расходы по содержанию крупных коллекторно-дренажных систем.
В сложившихся условиях страны региона не имеют достаточных внутренних средств для поддержания устойчивой работы дренажа, но и невнимание к дренажной проблеме чревато тяжелыми последствиями. В настоящее время засолению подвержены орошаемые земли не только низовий Амударьи и Сырдарьи (Дашогузская область Туркменистана, Каракалпакстан, Кзылординская область Казахстана), среднего течения (Сырдарьинская, Джизакская, Кашкадарьинская области), но и верховий (Сурхандарьинская, Ферганская, Наманганская области Узбекистана, Хатлонская, Согдийская области Таджикистана). Возродились опасные очаги засоления на орошаемых массивах, где на фоне дренажа ранее было достигнуто устойчивое рассоление земель (Мактааральская зона Южно-Казахстанской области, Западная часть Голодной степи в Узбекистане).
Как одну из важных задач в комплексном управлении орошением и дренажем в перспективе участники конференции назвали общественное участие в этом процессе. Приведены примеры, когда привлечение внимания местных властей и водопользователей в целом позволяло содержать дренажную сеть в достаточно хорошем состоянии.
В связи с нехваткой средств критическое положение сложилось по всем видам дренажа: открытому, закрытому горизонтальному, вертикальному, комбинированному.
Из года в год не выполняются плановые показатели по очистке открытых КДС, особенно внутрихозяйственных, не проводятся профилактические мероприятия по поддержанию работоспособности дренажа. Практически повсеместно сокращаются затраты на эксплуатационные мероприятия.
Доклады участников конференции, дискуссии по ним и обмен мнениями позволили выявить насущные проблемы дренажа как в целом по региону, так и по отдельным неблагополучным в мелиоративном отношении зонам.
Учитывая необходимость значительных инвестиций в дренаж (по некоторым оценкам 2-3 млрд. долл. США на ближайшие 20-30 лет), участники конференции отметили важность определения приоритетов по улучшению дренажной ситуации в краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном плане для проведения мероприятий:
- организационных: изменение или реорганизация управленческих структур, вовлечение водопользователей в процесс управления солями;
- материально-технических: надлежащее оснащение лабораторий, восстановление наблюдательной сети, обновление технической базы, широкое использование ГИС и др.;
- ремонтно-восстановительных: внедрение системы профилактики, применение недорогих методов содержания и ремонта коллекторно-дренажных систем;
- агротехнических: солеустойчивые культуры, севообороты, биодренаж;
- водохозяйственных: использование дренажных вод на орошение, субирригация на землях с близким залеганием пресных и слабоминерализованных грунтовых вод и др.
С учетом финансовых возможностей и капиталоемкости признана целесообразной следующая очередность вложений в дренаж по категориям земель: в краткосрочной перспективе слабозасоленные земли, на грани перехода к среднезасоленным; в среднесрочной среднезасоленные земли, в первую очередь, ухудшающиеся; в долгосрочной перспективе сильнозасоленные земли.
Наиболее приоритетным является доведение объема эксплуатационных затрат, промывок и очистки дренажа и коллекторов до нормативных размеров, которые, как показали результаты моделирования, позволят не допустить снижения работоспособности дренажа больше, чем на 60%. Для обеспечения высокой продуктивности земель нужно немедленно развернуть работы по реконструкции и восстановлению дренажа. Предположительно, ежегодные объемы этих работ должны составить в среднем до 500-800 USD на 1 га восстанавливаемых и модернизируемых площадей дренажа.
При дальнейшем ухудшении мелиоративного состояния земель его стабилизация на существующем уровне и задача недопущения увеличения площадей с более высоким уровнем засоления должны быть критерием эффективности вложения инвестиций.
В условиях низкого в целом общего уровня сельскохозяйственного образования у земле- и водопользователей вследствие резкого увеличения их количества, участники конференции сочли необходимым разработку образовательных программ и проведение специальных семинаров для фермеров.
Участники конференции одобрили представленные проектных предложения, разработанные НИЦ МКВК с целью доведения их до лиц, принимающих решения. Отмечено, что в складывающихся условиях обострения дренажной проблемы необходимо привлечение внимания принимающих решения лиц на всех уровнях власти (районный, областной, высшее политическое руководство), в зависимости от сложности дренажной ситуации и территориальной подведомственности.
Ряд зарубежных участников конференции (проф. Ч.Мадрамото, д-р Г.Денеке, д-р А.Абдель-Дайем, д-р Д.Пирс, д-р О.Когдс) заверили, что примут активное участие в решении проблем дренажа в странах Центральной Азии и предпримут все усилия по привлечению финансовых средств доноров для достижения этих целей.
|