К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 13 (56) март 2004 г.



О РАБОТЕ ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА МКВК

10-13 марта 2004 г. в Тренинговом центре МКВК прошла международная конференция «Стратегия устойчивого развития орошаемого земледелия с реально осуществимыми инвестициями в дренаж: бассейн Аральского моря, Центральная Азия».

Организаторы конференции — МСВХ Узбекистана, НИЦ МКВК, ИПТРИД/ФАО, Институт Гидрологии Валлингфорда (Великобритания), Университет Мак Гилл (Канада).

Участники конференции были представлены руководителями, экспертами, ведущими специалистами водохозяйственных ведомств стран Центральной Азии, ряда международных и зарубежных организаций (НИЦ МКВК, ИПТРИД/ФАО, Всемирный банк, Азиатский банк развития, ШАРС, ЮСАИД, CIDA, Институт гидрологии Валлингфорда, Alterra-ILRI, Waterwatch, Центр Брейса, ВанС консалтинг), представителями посольств США и Великобритании и средств массовой информации Узбекистана.

Цель конференции — анализ дренажной ситуации в государствах Центральной Азии и выработка предложений по стратегии устойчивого развития орошаемого земледелия и повышения эффективности сельскохозяйственного производства в регионе.

Борьба с засолением является одной из ключевых проблем мелиорации орошаемых земель, которая как необходимое условие устойчивого развития поливного земледелия требует искусственного дренажа. Ухудшение мелиоративного состояния орошаемых земель явилось следствием ослабления внимания к дренажу. В результате в последние годы наблюдается устойчивая тенденция деградации земель, принявшая угрожающие масштабы. Так, за 1990-1999 гг. площади с близким уровнем залегания грунтовых вод от поверхности земли (до 2 м) увеличились: по бассейну Амударьи — с 1,29 до 1,57 млн.га или (на 22%); по бассейну Сырдарьи — с 0,55 до 0,90 млн.га (на 64%).

Показатели выше среднего по региону имеют: бассейн Амударьи — Ахалский (рост на 149%) и Дашогузский (31%) велояты Туркменистана, Навоийская (43%), Самаркандская (24%) и Хорезмская (22%) области Узбекистана; бассейн Сырдарьи — Южный Казахстан (рост на 200%), Джизакская (84%) и Сырдарьинская (72%) области Узбекистана.

Соответственно, резко возросла суммарная площадь средне- и сильнозасоленных земель в регионе. За указанный период площади засоленных земель увеличились по бассейну Амударьи — с 1,16 до 1,82 млн.га (на 57%), по бассейну Сырдарьи — с 0,34 до 0,61 млн.га (на 79%).

Коэффициент работы дренажа за 1990-2000 гг. снизился на 30% и при сохранении этой тенденции к середине ХХI века более 50% дренажных систем региона выйдут полностью из строя. По оценкам ведущих экспертов, убытки от неудовлетворительной работы дренажа в настоящее время составляют около 1 млрд. долл. США ежегодно. Дренажная ситуация в регионе имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению.

Конференцию открыл первый заместитель Министра СВХ Узбекистана, Председатель НКИД А.Джалалов. В своем докладе он остановился на общих проблемах развития и инфраструктуре водного хозяйства республики, качественной характеристике орошаемых земель, месте и роли дренажа в улучшении их мелиоративного состояния, на необходимости комплексного анализа сложившейся дренажной ситуации и определения приоритетных направлений вложения инвестиций в дренаж.

Ключевые доклады представили проф. В.Духовный («Дренаж в Центральной Азии»), проф. Х.Якубов, НИЦ МКВК, А.Абиров, начальник отдела дренажа САНИИРИ («Современные проблемы эксплуатации вертикального дренажа»), М.Мирходжиев, начальник Управления МСВХ Узбекистана («Ферганская долина — проблемы и потенциал будущего прогресса»), д-р Г.Денеке («Перспективы развития орошаемого земледелия в контексте конференции»), д-р А.Абдель-Дайем («Видение Всемирного банка по инвестициям в дренажные системы»), проф. Ч.Мадрамото («Интегрированное управление дренажем и ирригацией»), д-р Д.Пирс («Роль международных программ в получении выгод бенефициариями»), д-р Н.Висфанатха, Президент ВанС консалтинг, Канада («Обзор потенциальных потребностей Аральского бассейна в дренаже»).

Участники конференции представили 12 докладов по типичным в плане дренажа зонам в регионе:
- Казахстан: Кзылординская и Южно-Казахстанская области;
- Кыргызстан: Ошская область;
- Таджикистан: Согдийская область;
- Туркменистан: Ташаузская область;
- Узбекистан: Ферганская долина, Бухарская, Кашкадарьинская, Сырдарьинская, Хорезмская, Сурхандарьинская области и Республика Каракалпакстан.

В орошаемой зоне дренажная сеть является частью мелиоративной системы, включающей и разветвленную ирригационную сеть, решающая комплекс задач, связанный с созданием благоприятного водно-солевого режима для возделывания аграрных культур. В связи с этим отмечалась необходимость рассмотрения дренажной проблемы в увязке с интегрированным управлением водными ресурсами (ИУВР). В концепцию ИУВР должны быть включены вопросы управления коллекторно-дренажной сетью.

В этом плане экономические и ресурсные аспекты ИУВР включают интеграцию водоподачи на орошаемые земли и водоотведения с них; взаимодействия различных видов дренажа (открытый, закрытый и вертикальный); использования и управления поверхностными, подземными и возвратными водами.

Рассмотрены вопросы, непосредственно влияющие на основные параметры и долговечность коллекторно-дренажных систем: научно-обоснованное ограничение водоподачи на орошаемые земли в целом; снижение потерь при распределении воды по межхозяйственной сети; планировка орошаемых полей и оптимизация длины борозды; максимальное уменьшение сбросов с орошаемых земель (соблюдение нетто-норм); уменьшение нагрузки на дренаж, в частности — путем применения субирригации; открытость и доступность информации для всех заинтересованных сторон.

Мнения участников конференции по поводу организационных форм совместного управления дренажем и ирригацией разделились. Так, при понимании в целом необходимости возложения обязанности управления дренажем на водохозяйственные организации (хотя во многих случаях границы дренажных и оросительных систем не совпадают), возможно — на Ассоциации водопользователей (АВП), имели место мнения:

- создание новых структур для управления солями нецелесообразно при наличии АВП; возложение этих функций на них является естественным (Таджикистан);

- статус водохозяйственных организаций изменится с переходом на ИУВР; на них должно быть возложено управление солями; важно разработать экономические рычаги заинтересованности в улучшении мелиоративного состояния земель (Туркменистан);

- эксплуатация межхозяйственных систем дренажа должна быть возложена на государственные организации, внутрихозяйственных — на АВП. Но в ближайшие 5-10 лет фермеры не в состоянии сами справиться с дренажной проблемой (Узбекистан).

Возможность возложения в перспективе задачи управления солями (в т.ч. содержание внутрихозяйственных КДС) на АВП поддержали представители Казахстана и Кыргызстана; успешно проводимые рыночные реформы на селе позволяют рассчитывать на это. В то же время подчеркнуто, что на первых порах требуется поддержка государства, потому что в погоне за прибылью большинство фермеров ориентируется на получение сиюминутных выгод в ущерб мелиоративному состоянию земель. Государство должно взять на себя и расходы по содержанию крупных коллекторно-дренажных систем.

В сложившихся условиях страны региона не имеют достаточных внутренних средств для поддержания устойчивой работы дренажа, но и невнимание к дренажной проблеме чревато тяжелыми последствиями. В настоящее время засолению подвержены орошаемые земли не только низовий Амударьи и Сырдарьи (Дашогузская область Туркменистана, Каракалпакстан, Кзылординская область Казахстана), среднего течения (Сырдарьинская, Джизакская, Кашкадарьинская области), но и верховий (Сурхандарьинская, Ферганская, Наманганская области Узбекистана, Хатлонская, Согдийская области Таджикистана). Возродились опасные очаги засоления на орошаемых массивах, где на фоне дренажа ранее было достигнуто устойчивое рассоление земель (Мактааральская зона Южно-Казахстанской области, Западная часть Голодной степи в Узбекистане).

Как одну из важных задач в комплексном управлении орошением и дренажем в перспективе участники конференции назвали общественное участие в этом процессе. Приведены примеры, когда привлечение внимания местных властей и водопользователей в целом позволяло содержать дренажную сеть в достаточно хорошем состоянии.

В связи с нехваткой средств критическое положение сложилось по всем видам дренажа: открытому, закрытому горизонтальному, вертикальному, комбинированному.

Из года в год не выполняются плановые показатели по очистке открытых КДС, особенно — внутрихозяйственных, не проводятся профилактические мероприятия по поддержанию работоспособности дренажа. Практически повсеместно сокращаются затраты на эксплуатационные мероприятия.

Доклады участников конференции, дискуссии по ним и обмен мнениями позволили выявить насущные проблемы дренажа как в целом по региону, так и по отдельным неблагополучным в мелиоративном отношении зонам.

Учитывая необходимость значительных инвестиций в дренаж (по некоторым оценкам — 2-3 млрд. долл. США на ближайшие 20-30 лет), участники конференции отметили важность определения приоритетов по улучшению дренажной ситуации в краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном плане для проведения мероприятий:

- организационных: изменение или реорганизация управленческих структур, вовлечение водопользователей в процесс управления солями;

- материально-технических: надлежащее оснащение лабораторий, восстановление наблюдательной сети, обновление технической базы, широкое использование ГИС и др.;

- ремонтно-восстановительных: внедрение системы профилактики, применение недорогих методов содержания и ремонта коллекторно-дренажных систем;

- агротехнических: солеустойчивые культуры, севообороты, биодренаж;

- водохозяйственных: использование дренажных вод на орошение, субирригация на землях с близким залеганием пресных и слабоминерализованных грунтовых вод и др.

С учетом финансовых возможностей и капиталоемкости признана целесообразной следующая очередность вложений в дренаж по категориям земель: в краткосрочной перспективе — слабозасоленные земли, на грани перехода к среднезасоленным; в среднесрочной — среднезасоленные земли, в первую очередь, ухудшающиеся; в долгосрочной перспективе — сильнозасоленные земли.

Наиболее приоритетным является доведение объема эксплуатационных затрат, промывок и очистки дренажа и коллекторов до нормативных размеров, которые, как показали результаты моделирования, позволят не допустить снижения работоспособности дренажа больше, чем на 60%. Для обеспечения высокой продуктивности земель нужно немедленно развернуть работы по реконструкции и восстановлению дренажа. Предположительно, ежегодные объемы этих работ должны составить в среднем до 500-800 USD на 1 га восстанавливаемых и модернизируемых площадей дренажа.

При дальнейшем ухудшении мелиоративного состояния земель его стабилизация на существующем уровне и задача недопущения увеличения площадей с более высоким уровнем засоления должны быть критерием эффективности вложения инвестиций.

В условиях низкого в целом общего уровня сельскохозяйственного образования у земле- и водопользователей вследствие резкого увеличения их количества, участники конференции сочли необходимым разработку образовательных программ и проведение специальных семинаров для фермеров.

Участники конференции одобрили представленные проектных предложения, разработанные НИЦ МКВК с целью доведения их до лиц, принимающих решения. Отмечено, что в складывающихся условиях обострения дренажной проблемы необходимо привлечение внимания принимающих решения лиц на всех уровнях власти (районный, областной, высшее политическое руководство), в зависимости от сложности дренажной ситуации и территориальной подведомственности.

Ряд зарубежных участников конференции (проф. Ч.Мадрамото, д-р Г.Денеке, д-р А.Абдель-Дайем, д-р Д.Пирс, д-р О.Когдс) заверили, что примут активное участие в решении проблем дренажа в странах Центральной Азии и предпримут все усилия по привлечению финансовых средств доноров для достижения этих целей.