К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 19 (62) май 2004 г.



О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА «ИУВР-ФЕРГАНА»

30 апреля 2004 года в новом помещении УК «Гулякандоз», пос. Чкаловск состоялся рабочий обмен мнениями, и осмотр канала «Гулякандоз» в Согдийской области в рамках проекта «ИУВР-Фергана» с участием работников проекта, начальника Облвдхоза Х.Мухитдинова, председателя ВКК Гафурова. Н.Н. Мирзаева под руководством директора проекта проф. В.А. Духовного. Результаты следующие:

Управление канала сумело достичь быстро и четкого организовать свою работу так же как и развернуть приведение в порядок сооружений, в чем участники имели возможность убедиться при осмотре двух узлов сооружений, один из которых Городской узел (пос. АугиКалачи) достаточно хорошо отремонтирован, приведен в порядок и в принципе готов для оборудования средствами СКАДА.

Анализ работы канала Гулякандоз показывает большие колебания в расходах по отношению к потребности в воде. Практически водоснабжением удовлетворены лишь начиная со II декады июня. Это объясняется как незарегулированностью стока в верховьях на территории Кыргызстана, так и неопределенностью их водозабора, хотя имеется четкая протокольная договоренность о делении воды в соотношении 0,21-0,79 (Кыргызстан-Таджикистан). В то же время отмечено, что удельный водозабор на га орошения очень высокий и, по всей видимости, завышен (требует проверки), ибо плановая величина составляет по водозабору 20101 м3/га, по раздаче воды 17141 м3/га.

По этому поводу предложено:

  • уточнить потребности в воде на га и по водозабору и по раздаче, приведя ее в соответствие с рациональными нормами водопотребления и реальными кпд систем;
  • определить по кривой вероятности стока гарантированную подачу по Хаджибакиргану, причитающуюся долю области и возможность распределения двух показателей: плановая жесткая водоподача исходя из гидрографа 90…95 % обеспеченности, принципы распределения превышения реального гидрографа над гарантированным и т.д.

По результатам 2003 года, хотя по каналу введен водооборот (3 дня одному работы и 3 дня второму) имеется большая неравномерность водоподачи, неустойчивость и нестабильность в течение декады и особенно месяца (см. прилагаемую таблицу, из которой видно, что при средней водообеспеченности плана 0,87 колебания по декадам составляют от 0,37…0,45 в апреле-мае при последующем увеличении до 1,41 и неравномерность водораспределения этой воды между водопользователями в огромных размерах - от 0 до 197 % даже в самые водно-дефицитные месяцы.

ВКК должно преобразоваться в юридическое лицо по типу НПО, НКО, не облагаемое налогами, содержащееся за счет взносов своих учредителей и дополнительной подпитки со стороны доноров. Государственные и местные муниципальные органы (сами или через облводхоз) должны сохранить участие и возможность навязывать свою волю на демократической основе УК путем своего участия в ВКК не только в ролях «советчика», но и активного вовлечения всех организаций - членов ВКК в финансирование УК (и частчно ВКК), организации ремонта и поддержания, а также совершенствования. На первых этапах ВКК должно показать свою нужность водопользователям путем совершенствования службы и усиления УК, повышения точности и надежности водоподачи с тем, чтобы заинтересованные в этом члены ВКК сами инициировали укрепление своей организации. Очень положительно решение ВКК о ежедекадном контроле работы УК и еженедельной встрече со всеми водопользователями и водохозяйственными организациями (пример Валенсийский трибунал). В дополнение по типу китайцев целесообразно развивать различные виды деятельности на бесприбыльной основе, когда все доходы могут направляться на улучшение основных фондов и повышение эффективности работы канала (посевы в водохранилищных полосах; организация рыбопитомников, рыбных прудов; передача в аренду или работа по контракту для использования своей техники и т.д.).

Главные обязанности ВКК кроме «поиска средств и привлечения средств своих и доноров» является постоянный контроль и общественное участие в практическом распределении воды. С этой целью:

  • ВКК должен утверждать план водопользования и правила его корректировки;
  • ВКК обязан четко определять порядок контроля за управлением водными ресурсами канала и ежедневно следить за его выполнением;
  • Постепенно превратиться в Правление Канала, которое будет определять все жизненно необходимые постулаты, источники, Правила, которым руководствуется Секретариат ОК. Очень важно при этом, чтобы ВКК установил учредительные взносы, которые могут быть сделаны и в денежной форме и взносом экскаваторов, бульдозеров, машин и механизмов и т.д., которые учредители (в первую очередь, государственные и муниципальные) могут внести с тем, чтобы в последующем использовать их на развитие своих УК. С этой целью необходимо использовать и установить возможные добавки к цене воды (сверх оплачиваемой за воду 0,6 дирам) специально на создание 2 единиц в штате ВКК;

По порядку водопользования договорились о следующем:

  • заявка на воду ежедекадная должна быть в переделах лимита, недобор по заявке против лимита с общего лимита по вегетации списывается и не переносится на последующий срок, если водопользователь не договорится об этом со своими соседями. Договоренность о передаче лимита должна учитываться в УК;
  • начальник участка канала имеет право в пределах отказа от воды ненужной одному водопользователю при наличии ее передавать для использования другому в пределах его лимита или в пределах 10 % сверх при наличии обоснованных причин.
  • Замеры проводятся 3 раза в день: 6, 12, и 18 часов.
  • В силу изменчивости водоподачи и внутренних проблем водопользователей в практике расходы водовыпусков приходится измерять многократно в день. Однако такая практика вносит большие сложности в работу остальной части канала. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы во время водоподачи - 3 дня - расходы оставались стабильными.
  • Учет воды по насосным станциям проводить по расходам электроэнергии, для чего необходимо составить тарировочные кривые Q = f(Wэ) для каждой насосной станции.
  • В качестве единицы и критерия управления используется объем подаваемой воды. Напор в качестве критерии соблюдения режима должен использоваться лишь на гидросооружениях: ПК 24 Костакоз Новый, ПК 33, ПК 61, ПК 100 Быстроток, на 10 ПК канала Костакоз.

ОБ УСТАНОВКЕ СРЕДСТВ ВОДОУЧЕТА В ПИЛОТНОЙ АВП «ЖАПАЛАК» КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Проектом «ИУВР-Фергана» была проведена работа по обследованию пилотной АВП «Жапалак» с тем, чтобы определить состояние и необходимый объем дополнительных средств водоучета на оросительной и коллекторно-дренажной сети.

Проведенное обследование консультантом-гидрометром проекта Р.Р. Масумовым показало, что ни один ороситель второго порядка и его отводы не отвечают требованиям водоучета. Исходя из проведенного обследования, исполнителями Проекта была определена дополнительная потребность в различных видах средств водоучета по каждому оросителю и его отводам. Затраты по обустройству дополнительными средствами водоучета в АВП «Жапалак» были осуществлены спонсором проекта – Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству (SDC) (обследование объекта, проектирование, изготовление и доставка на объект) и Минсельводхозом Республики Кыргызстан (строительно-монтажные работы по установке средств водоучета на оросителях и КДС АВП «Жапалак»).

Работа по этому направлению близка к завершению. Отметим, что из 119 ед. средств водоучета по состоянию на 05.05.04 г. завершены работы по 105 ед.

В этой связи Проект «ИУВР-Фергана» выражает свою глубокую благодарность зам. Министра сельского и водного хозяйства Кыргызской Республики Ж.Б. Бекболотову, Начальнику Ошского бассейнового управления водного хозяйства Б.Э. Матраимову и Руководителю офиса Проекта «ИУВР-Фергана» А.С. Сатыбалдыеву за организацию и осуществление строительно-монтажных работ при установке различных видов средств водоучета в пилотной АВП «Жапалак».

ЕВРАЗЭС МОЖЕТ ПРОФИНАНСИРОВАТЬ КЫРГЫЗСКИЕ И ТАДЖИКСКИЕ ПРОЕКТЫ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

28 апреля в г. Душанбе Интеграционный комитет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) договорился о том, что к 1 июня государства-члены подготовят предложения о финансировании строительства гидроэлектростанций в Кыргызстане и Таджикистане, сообщил 28 апреля ИТАР-ТАСС.

Посол Беларуси в России и постоянный представитель страны в ЕврАзЭС Владимир Григорьев сказал, что Беларусь очень заинтересована в участии в проектах по использованию водных ресурсов в бассейнах рек Сырдарьи и Амударьи, передало РИА-новости. Информационное агентство сообщило о том, что Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота будет вести переговоры с Узбекистаном, не являющимся государством-членом, о роле страны в проекте.

На заседании также была обсужден вопрос о том, что в ближайшее время Таджикистан может присоединиться к соглашению, которое уже объединяет Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию и упрощает процедуры получения гражданства. Государствами-членами ЕврАзЭС является Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.