К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 20 (63) май 2004 г.



СЕМИНАР «КООРДИНАЦИЯ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ИУВР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

26-28 апреля 2004 г. в Тренинговом центре НИЦ МКВК проходил семинар по теме «Координация работ по подготовке стратегического плана реализации принципов ИУВР в Центральной Азии», организованный в форме «круглого стола». Организаторы семинара - ЭСКАТО, НИЦ МКВК.

Цели семинара и рассмотренные вопросы:

1. Анализ представленных национальных докладов (отчетов) и определение состава работ по заключительному этапу проекта по стратегическому планированию и устойчивому управлению водными ресурсами в Центральной Азии.

2. Обсуждение плана конкретных действий по стартовавшему при поддержке Госдепартамента США пилотному проекту «Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР) в низовьях рек Амударья и Сырдарья».

В семинаре приняли участие руководители, ведущие специалисты исполнительных органов МКВК и водохозяйственных ведомств стран ЦАР, исполнители работ по проектам ЭСКАТО и «ИУВР-Фергана», сотрудники посольства США в Республике Узбекистан, другие заинтересованные лица.

ЭСКАТО с 2000 г. осуществляет проект «Развитие потенциала в области стратегического планирования и управления природными ресурсами стран Азии и Тихого океана», в рамках которого с августа 2002 г. НИЦ МКВК организовал работы по проекту «Стратегическое планирование и устойчивое управление развитием водных ресурсов в Центральной Азии» (СПУ). Система СПУ имеет своей целью реализацию принципов ИУВР в целях достижения устойчивого функционирования водохозяйственной отрасли, что является необходимым условием определения приоритетных направлений и решения первоочередных и долгосрочных задач социально-экономического развития стран ЦАР.

В этом контексте апробация принципов ИУВР в рамках проекта СПУ первоначально возможна на пилотной системе, с разработкой рекомендаций по поэтапному переходу в целом к водохозяйственной отрасли и другим секторам экономики в перспективе.

Семинар открыл директор НИЦ МКВК проф. В. Духовный.

В своем выступлении он остановился на ключевых вопросах водного хозяйства стран Центральной Азии, необходимости системного подхода и скоординированных действий при их решении, месте и роли стратегического планирования и устойчивого управления водными ресурсами в перспективных планах развития государств региона.

В этом плане водное хозяйство ЦАР, будучи важнейшей сферой жизнеобеспечения общества, должна устойчиво выполнять следующие целевые функции:

- обеспечение водой потребностей экономического развития стран и социальных нужд общества на региональном, национальном и местном уровнях на основе равноправного доступа к воде нужного количества и соответствующего качества;
- обеспечение сохранения природных объектов как элементов ландшафта и естественной среды обитания человека, фауны и флоры, имеющих определенные требования к воде по количеству и качеству;
- предотвращение и нейтрализация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров, связанных с водным фактором;
- организация научных исследований для эффективного выполнения перечисленных выше функций и прогнозирования эколого-водной ситуации на перспективу.

Конечная цель устойчивого развития – добиться роста благосостояния общества и каждого его члена в отдельности без нанесения ущерба окружающей среде и без заимствования природных ресурсов у будущих поколений – не может быть достигнута без стратегического планирования управления водными ресурсами региона. Соответственно, национальные доклады по СПУ ИУВР должны быть ориентированы на достижение целей устойчивого развития в каждой стране с учетом региональных интересов.

Во вступительном докладе г-н Ти ЛеХу (ЭСКАТО) остановился на сильных и слабых сторонах водохозяйственной отрасли стран Центральной Азии. В частности, было отмечено, что в регионе имеется одна из самых развитых ирригационных инфраструктур в мире, накоплен большой опыт эксплуатации мелиоративных систем, водохозяйственные организации укомплектованы кадрами высокой квалификации, высшее политическое руководство стран региона заинтересовано в углублении рыночных реформ. Это может стать надежным фундаментом в реализации целей СПУ ИУВР в регионе.

В то же время, различные условия и уровни социально-экономического развития и в целом слабость экономики в странах региона, малые объемы внутренних и внешних инвестиций в водное хозяйство при его большой капиталоемкости и ряд других негативных факторов (которые докладчиком деликатно названы «возможностями») в значительной степени являются тормозом устойчивого развития государств Центральной Азии. Задача заключается в выявлении и анализе этих и других дестабилизирующих факторов в целях достижения стабильного экономического роста в странах региона.

Региональный советник Госдепартамента США по вопросам экологии г-н Р. Ваттс в своем выступлении подчеркнул, что правительство США положительно оценило опыт пионерного внедрения ИУВР в Ферганской долине и поддержало идею его распространения в других регионах Центральной Азии. Госдепартамент США имеет ограниченные средства на финансирование проектов развития, почему не ранжирует их на большие и малые, а ориентируется на важнейшие в стратегическом плане. В связи с этим особую значимость приобретает выделение Госдепартаментом США средств на подготовительные работы по внедрению принципов ИУВР в низовьях рек Амударья и Сырдарья в рамках пилотного проекта. Госдепартамент США, при успешной реализации проекта, окажет содействие в привлечении средств для расширения фронта работ.

После вводных выступлений были заслушаны национальные доклады (отчеты) по проекту СПУ ИУВР в странах Центральной Азии. Дискуссии по национальным докладам позволили выявить сильные и слабые стороны отчетов и предложений национальных рабочих групп (НРГ) по подготовке СПУ ИУВР в бассейне Аральского моря.

Более детальный анализ национальных докладов, проведенный НИЦ МКВК, показал следующую картину соответствия их содержания предъявляемым требованиям:

1. Ряд важных элементов СПУ ИУВР (существующая система управления водными ресурсами, программы ее улучшения и приоритеты, текущие внутренние и внешние проблемы, роль орошаемого земледелия в социально-экономическом развитии страны, необходимость внедрения гидрографического принципа управления водными ресурсами, роль АВП и ОВП) во всех национальных докладах раскрыт в целом достаточно полно.

2. Ряд других показателей (конкретные проблемы внедрения ИУВР, SWOT –анализ, степень оснащения пилотных объектов и систем, пути уменьшение фрагментации секторов и ресурсов, специфика и отдача от внедрения ИУВР в конкретной зоне, возможные препятствия при внедрении ИУВР на национальном уровне, принципы перехода на гидроэкологическое управление природными ресурсами, технические детали широкого внедрения ИУВР, конкретные действия в зоне пилотного внедрения, стратегические цели избежания кризиса в будущем: экология, социальная ориентация и общественное участие, создание благоприятной политической среды, устойчивость водного сектора) не отражен или раскрыт очень слабо во всех национальных докладах.

3. По остальным позициям полнота докладов варьировала в широких пределах. Так, вопросы увязки внедрения ИУВР с местными органами власти раскрыты только в национальном докладе Казахстана, кадровой политики и пропаганды опыта ИУВР – в докладах Казахстана и Туркменистана, водосбережения – в докладе Таджикистана и т. д.

Участники семинара согласились, что практически во всех национальных докладах также слабо освещены или отсутствуют следующие важнейшие аспекты СПУ ИУВР:

- понимание в целом ключевых элементов и стратегических целей СПУ ИУВР;
- понимание дестабилизирующих факторов развития и внедрения ИУВР (особо в национальных докладах Кыргызстана и Туркменистана);
- меры по развитию межгосударственной интеграции (в национальных докладах она описывается с позиций исключительно недостатков, а не возможностей);
- предложения по использованию всех потенциалов развития – производственного, природного, социального, финансового, человеческого – с позиций системного подхода; - анализ и увязка различных сценариев (вариантов) национального развития с интересами регионального развития;
- ретроспективный анализ развития водохозяйственной отрасли по этапам (1970-1980-1990 гг.) с точки зрения эффективности системы управления водой;
- отсутствие ориентации на приоритеты с целью устранения не следствий, а причин возникновения проблем, и на малостоимостные методы их решения;
- анализ опыта ИУВР в Ферганской долине (в национальных докладах Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана – участников проекта) с целью его распространения;
- системного анализа внешних и внутренних факторов СПУ ИУВР в их взаимосвязи;
- вопросы как межсекторной, так и межресурсной интеграции;
- вопросы широкого вовлечения общественности.

Оценочные листы розданы НРГ для доработки докладов.

Проект имеет перспективной целью усиление сотрудничества государств ЦАР по использованию трансграничных водных ресурсов путем подготовки предложений по переходу на ИУВР в низовьях рек Амударья и Сырдарья. Принципиальные положения перехода на ИУВР предполагается отработать на объектах пионерного внедрения в Казахстане (Кзыл-ординская область), Туркменистане (Дашогузская область), Узбекистане (Каракалпакстан и Хорезмская область). Реализация проекта обусловлена необходимостью развития двухлетнего опыта внедрения принципов ИУВР в Ферганской долине (при финансовой поддержке SDC). Предварительное обследование пионерных зон и обоснование выбора объектов будущего внедрения является промежуточной целью.

Низовья рек Амударья и Сырдарья, как и Ферганская долина, являются социально напряженными зонами, но имеют и значительные различия:

- сложные природно-климатические условия;
- избыток земельных ресурсов (исключая Хорезм) при остром дефиците воды;
- более низкое качество оросительной воды и, как следствие, орошаемых земель в мелиоративном отношении, по сравнению с зонами верховий рек;
- они более других пострадали от неравномерного распределения стока между зонами его формирования и рассеивания;
- ущемление водопользователей в получении утвержденных лимитов воды, в целом обусловленное издержками управления водой, в частности - ее распределением;
- низкий уровень ВНП на душу населения относительно других зон региона;
- сложный комплекс взаимосвязанных проблем: экологических (зона экологического бедствия), социально-экономических, трансграничного характера.

Квинтэссенцией выступлений представителей национальных групп (предложения туркменской НРГ доведены до участников семинара проф. В.Духовным) и обмен мнениями по вопросам реализации проекта по внедрению принципов ИУВР в низовьях рек Амударья и Сырдарья явилось следующее:

- учет специфических особенностей пилотной зоны, приведенных выше;
- максимально использовать положительный опыт и уроки проекта «ИУВР-Фергана»;
- особое внимание – контролю процесса распределения воды в целях справедливого и устойчивого обеспечения ею нужд водопользователей, и особо - экосистем;
- добиться на этом этапе понимания, что сущность ИУВР не есть управление вдоль гидрографических границ, последнее - лишь один из организационных аспектов ИУВР;
- вовлечение в управление дополнительных источников вод для орошения – подземных, грунтовых, возвратных, коллекторно-дренажных – как природного ресурса.
- апробация принципов ИУВР на пилотных объектах низовий должна иметь целью последующее внедрение ИУВР в масштабе области, страны, всего региона.

С реализацией этого проекта завершается вовлечение всех стран Центральной Азии в процесс отработки принципов ИУВР на пилотных объектах.

Рассмотрение обоих вопросов (проекты «ИУВР в низовьях Амударьи и Сырдарьи» и СПУ ИУВР в ЦАР) в рамках одного семинара явилось положительным моментом. Проблемы осуществления этих проектов рассмотрены во взаимосвязи.

В заключение представители ЭСКАТО (г-н Ти Ле Ху) и Госдепартамента США (г-н Р.Ваттс) заверили участников семинара, что приложат усилия по привлечению средств финансовых институтов для поддержки проектов по ИУВР в Центральной Азии.