К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 25 (68) июнь 2004 г.



СЕМИНАР ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

28-29.06.2004 г. состоялся семинар по обмену опытом управления водными ресурсами на местном уровне. Семинар проведен в 2 этапа: практическая часть – с выездом в Ак-Алтынский и Мехнатабадский районы Сырдарьинской области и теоретическая – в Ташкентской области (Чимган).

Организаторы семинара: MILIEUKONTAKT OOST-EUROPA (Нидерланды), неправительственная организация (НПО) «Logos» (г.Ташкент).

Спонсорская поддержка: MILIEUKONTAKT OOST-EUROPA: Программа поддержки экологических организаций в Европе и Азии/ Программы для Центральной Азии; NRMP.

Участники семинара были представлены руководителями, экспертами, ведущими специалистами и сотрудниками НПО экологической направленности («Logos», «Hayot», «Сувчи», «Армон», «ЦЭСИ» - г.Ташкент; «Союз защиты Арала и Амударьи», «Арал Экостан» - г.Нукус; «За экологически чистую Фергану», «Ердон сув» - Ферганская область; «Зарафшан», «Хангул» - г.Самарканд; «Интерконтакт» - г.Ургенч); Госкомприроды Узбекистана; Гарвардского Университета (США); ряда международных организаций (MILIEUKONTAKT OOST-EUROPA; NRMP, НИЦ МКВК). В работе семинара приняли участие также руководители и сотрудники консультативного центра «Агроконсалт» Ак-Алтынского района Сырдарьинской области, некоторых ассоциаций водопользователей (АВП) Сырдарьинской и Ферганской областей.

Цель семинара - обмен опытом управления водными ресурсами ирригационного и питьевого назначения на местном уровне, выработка предложений по повышению эффективности аграрного производства и обеспеченности населения питьевой водой.

28.06.2004 г. участники семинара выехали в Ак-Алтынский район Сырдарьинской области. Запланированные мероприятия включали:

  • ознакомление с составом работ по проекту, который реализуется и финансируется Правительством Узбекистана совместно с Азиатским Банком Развития (АБР).
  • встречу с руководителями фермерских хозяйств (ФХ), АВП.
  • обмен мнениями по проблемам функционирования ФХ и их взаимодействия с АВП по вопросам совершенствования управления водными ресурсами.

В частности, названный проект (стоимостью 63,7 млн. USD) имеет такие компоненты, как создание машинно-тракторного парка (6,0 млн. USD), институциональная поддержка (1,0 млн. USD), управление проектом (1,0 млн.USD), но основной целью имеет улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель через повышение эффективности работы существующей и строительство новых систем открытого дренажа.

При беседе с руководителями ФХ «Хумо», «Мустакиллик», АВП «Унгтармок» (на территориях бывших ширкатных хозяйств «Андижан», «Фергана») выявлено, что их проблемы схожи с таковыми большинства ФХ и АВП республики. Так, имеются проблемы:

  • с обеспечением семенным материалом по культурам госзаказа;
  • поставки семян без рекомендаций по агротехнике возделывания. Многие местные фермеры получили семена сорта пшеницы «Половчанка» и получили низкие урожаи там, где поливы проводились по наработанной фермерами традиционной схеме. Выше урожаи получили на площадях, которые были «подсушены» (не было воды, не успели полить);
  • низкая зарплата рабочих ФХ. Так, в 2004 г. запретили использовать часть земель ФХ (до 10%) под овощи и бахчевые, а руководителей ФХ обязали выплачивать своим рабочим 10-11 тыс.сум/мес. По мнению руководителей ФХ, многие рабочие считают более надежным иметь клочок земли, нежели ту зарплату, которая, как правило, не гарантирована;
  • взаимоотношений с банками, обслуживающими фермеров. Так, траншеевые средства могут быть использованы фермером только по целевому назначению, что зачастую приводит к невозможности получить в нужное время, примеру, удобрения, ГСМ;
  • связанные с техническим сервисом – взаимоотношения с МТП. В целом относительно уверенно чувствуют себя фермеры, имеющие собственную технику. Остальным, в ряде случаев, приходится мириться со сложившимся положением дел - ждать своей очереди на обслуживание (пахота, культивация, уборка урожая). Вследствие этого нарушается агротехника возделывания, снижается урожайность возделываемых культур;
  • своевременного получения денег за сданную государству продукцию;
  • обеспечения водой фермеров, имеющих земли в концевых частях оросителя и др.

Общей проблемой ФХ этой зоны является дальнейшее ухудшение мелиоративного состояния земель, обусловленное выходом из строя большей части дренажной сети. Так, из имеющихся в Ак-Алтынском районе 216 скважин вертикального дренажа полностью вышло из строя около 85%, остальные требуют капитального ремонта; из-за отсутствия средств большая дренажной сети заросла камышом и требует очистки. Как следствие, урожайность хлопчатника в среднем по району составляет 12-14 ц/га (2003 г.).

Общей проблемой ФХ всей республики остается диспаритет между закупочными и рыночными ценами на урожай аграрных культур госзаказа, в особенности – хлопчатника.

Основной проблемой АВП является отсутствие финансовых средств на расчетном счету и слабая материально-техническая база. Так, за последние 2 года на счета АВП от водопользователей оплата за услуги по подаче воды не поступала.

В Мехнатабадском районе Сырдарьинской области были осмотрены водомерные устройства на отводах из каналов, сооруженные при содействии USAID. Учет воды – необходимое условие эффективного управления водными ресурсами, почему оснащение ирригационной сети водомерными устройствами надо поддерживать и расширять. В то же время, представляется, что осмотренные участниками семинара водомерные устройства конструкции USAID фактически пропускают на 10-20% меньше воды, нежели показывает встроенная тарированная рейка (визуальная оценка расхода воды и условий, которые должны быть соблюдены при строительстве водомеров в русле).

Работа семинара (теоретическая часть) была продолжена в Ташкентской области (презентации докладов, дискуссии, обмен мнениями, выработка рекомендаций).

Рассмотрен широкий круг вопросов, в частности:

  • опыт управления водными ресурсами в Нидерландах;
  • опыт работы АВП в Сырдарьинской и Ферганской областях;
  • питьевое водоснабжение населения на местном уровне;
  • роль НПО в управлении ирригационной и питьевой водой на местном уровне, в повышении осведомленности населения об обеспечении питьевой водой и о ее качестве;
  • необходимость развития сети «водных» НПО;
  • организационные, институциональные, правовые аспекты управления водными ресурсами на местном уровне и вопросы участия общественности в этом процессе и др.

Ключевой доклад - «Об организации управления водными ресурсами в Нидерландах» - представила Я. Ритсема, руководитель программ поддержки экологических организаций в Центральной Азии. В целом акцент в докладе был сделан на выполнение Нидерландами требований Директив Европейского Союза по воде и, при всей совершенности системы управления водными ресурсами в стране, необходимости перехода к ИУВР. Впервые термин «ИУВР» появился в национальном документе по управлению водами в 1989 г. С этого момента концепция интегрированного подхода к управлению водными ресурсами имеет сильную поддержку со стороны общества и государства и продолжает совершенствоваться.

В частности, отмечено, что национальные программные документы по управлению водой вырабатываются путем проведения широких консультаций между соответствующими министерствами, водными комиссиями, провинциальными (условно - областными), муниципальными (районными) властями и другими заинтересованными сторонами.

Параллельно с 3 уровнями власти (национальным, провинциальным, муниципальным) существуют Водные комиссии, которые имеют задачей управление водой в своих собственных регионах. Водные комиссии независимы от официальных властей, но находятся под его наблюдением. ВК имеют Председателя, Исполнительный орган и Генеральный совет.

Совет состоит из представителей групп, заинтересованных в организации водного менеджмента. Принцип участия в работе Совета: уровень интереса определяет денежные взносы и, соответственно, число мест в Совете («интерес – оплата - голос»).

Факторами успешного функционирования Водных комиссий названы:

  • демократическая структура (участие всех заинтересованных лиц);
  • финансовая независимость (система финансирования деятельности
  • налоги);
  • прочная правовая база (гарантия хорошего управления, защищенность интересов).

В выступлениях других участников семинара (руководителей АВП Сырдарьинской и Ферганской областей, представителей НПО, экспертов) были отражены опыт и специфика их работы по управления водными ресурсами. В процессе обмена мнениями и в ходе дискуссий, в частности, рассмотрены вопросы:

  • организации тренингов по обучению фермеров, руководителей АВП различным аспектам управления водными ресурсами (водосбережение; агротехника возделывания и др.);
  • создания тренингового центра для обучения фермеров, руководителей АВП;
  • пропаганды передового опыта (отечественного и зарубежного);
  • обеспечения прозрачности и доступности информации по количеству и качеству воды в источниках орошения и водопроводной сети для всех заинтересованных сторон;
  • совершенствования правовых основ управления водными ресурсами;
  • общественного участия в управлении водными ресурсами;
  • целесообразности создание новых структур управления водными ресурсами в связи с переходом с переходом на ИУВР (институционального характера);

От НИЦ МКВК представлены сообщения о необходимости совершенствования водного законодательства Узбекистана и других стран ЦАР с учетом современных реалий (переход на бассейновый принцип управления, опыт и уроки внедрения принципов ИУВР в Ферганской долине, учет базовых положений международного экологического и водного права). Касательно участия НПО в решении водно-экологических проблем, внимание участников семинара акцентировано на целесообразности поэтапного анализа законодательных основ защиты прав низовых уровней водопользователей и участия общественных организаций в управлении национальными водными ресурсами:

  • выявления нарушений эколого-водного законодательства;
  • выявление недостатков действующего законодательства;
  • соответственно, разработке и направления в компетентные инстанции предложений по внесению изменений и дополнений в водное и природоохранное законодательство, разработке новых нормативно-правовых актов в этой сфере с учетом возросшей потребности в строительстве гражданского общества. Так, в Законе «О воде и водопользовании» от 1993 г. слабо отражено участие общественности в управлении водными ресурсами.

На семинаре также обсуждены вопросы получения грантов на осуществление тех или иных проектов - проектные предложения. Общим недостатком этих предложений является ориентация, образно говоря, «на латание дыр» («очистка дренажной сети в …», улучшение обеспеченности питьевой водой в кишлаке …» и т.п.), а не на получение результатов и знаний, которые могут быть распространены на территориях с типичными условиями.

В заключение участники семинара выразили удовлетворение работой форума и отметили высокий уровень ее организации.