К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 26 (69) июль 2004 г.



ИКРОМХОН НАЖМИДДИНОВ НАЗНАЧЕН МИНИСТРОМ СЕЛЬСКОГО И ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА УЗБЕКИСТАНА

Икромхон Хошимхонович Нажмиддинов назначен министром сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

Соответствующий указ подписал 1 июля 2004 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.

Ранее (с 25 марта 2004 года) пост министра занимал Сайдулло Бегалиев, который 25 мая текущего года был утвержден хокимом Андижанской области.

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СТРАН СНГ

11 июня 2004 года в городе Душанбе, в рамках 25-го заседания Электроэнергетического Совета СНГ, была проведена научно-практическая конференция “Проблемы эффективного использования гидроэнергетических ресурсов в государствах Содружества и обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений”.

В конференции приняли участие первые руководители энергетических отраслей, представители водохозяйственных и природоохранных ведомств, науки и производства государств Содружества, представители исполнительных органов Межгосударственного Фонда спасения Арала (исполком МФСА, НИЦ МКВК). Были обсуждены проблемы гидроэнергетики и водного хозяйства, рассмотрены пути их решения и намечены перспективы развития и конкретные планы по расширению сотрудничества стран СНГ в этой области. Особое внимание было уделено проблемам вводно-энергетических отношений и комплексного использования водных ресурсов в государствах Центральной Азии.

Было принято Обращение участников конференции к Главам Правительств стран Центральной Азии и Российской Федерации с просьбой обратить внимание на проблему гидроэнергетики и водного хозяйства государств региона и дать политический импульс планам развития энергетических отраслей региона с комплексным учетом интересов других отраслей (сельское, водное хозяйство и др.) и экологии, а также оказать экономическое содействие в их реализации. Отмечая сложность и противоречивость межотраслевых отношений в вопросах обеспечения рационального водного и энергетического баланса стран Центральной Азии, Конференция обратила внимание на реальную возможность решения этих проблем на основе консенсуса.

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Комплексный гендерный подход утвержден как глобальная стратегия достижения гендерного равноправия в сфере экономического развития Платформой действий четвертой Конференции ООН по положению женщин в Пекине в 1995 году. В параграфе 164 главы "Женщины и экономика" специально рассматриваются задачи комплексного гендерного подхода. В концепции гендерного анализа Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO) закрепляется, что «экономически, экологически и социально эффективное развитие требует полной переориентации усилий на расширение возможностей женщин». Безусловно, устойчивое экономическое развитие достижимо только на уровне социальной активности, при учете интересов и потребностей всех социальных групп и использовании их потенциала в интересах развития. Особенно при реализации реформ важно создание предпосылок для идентификации реального вклада в экономическое развитие со стороны женщин и мужчин и стимулировании их участия в развитии. В государствах Центральной Азии также ведется работа в этом направлении. Одним из последних достижений можно назвать Указ Президента Республики Узбекистан от 25.05.04 г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана», в котором отмечается необходимость действий по «повышению роли женщин в процессах модернизации и демократического обновления общества, общественного и государственного строительства». Повышение социально-политической активности женщин должно исходить из инициативы и предприимчивости в этом отношении снизу, а для этого необходима осведомленность общества о проблеме равенства полов.

До сих пор существует ошибочное мнение, что комплексный гендерный подход – это лишь расширение участия женщин, хотя он намного шире и рассматривает разные социальные роли мужчин и женщин. Назрела необходимость учета гендерных перспектив при реализации политики, программ и проектов в сельскохозяйственном и особенно водохозяйственном секторе Центральной Азии. Гендерная перспектива должна стать интегральной при разработке политики в данной сфере и включать в себя исследования, анализ, планирование и институциональное развитие. Многие международные организации и финансовые институты, признав насущную необходимость рассмотрения вопросов гендерного равенства, активно внедряют их в свою политику. Среди них Азиатский банк развития, который еще в 1986 году принял политику «Роль женщин в развитии», переработанную в 1998 году в новую - «Гендер и развитие». 26-28 мая 2004 года в г. Алматы Азиатский банк развития поддержал проведение сессии по проблеме равенства полов в водохозяйственном секторе в ходе региональной конференции «Водное партнерство Центральной Азии» с целью внедрения в жизнь новой инициативы «Гендер и вода в Центральной Азии».

Участники сессии подняли многие острые вопросы, связанные с проблемой равенства полов в водохозяйственном секторе, среди которых особый акцент был сделан на отсутствие соответствующей информации, недостаток базовых знаний и навыков ведения сельскохозяйственной деятельности у женщин, проблему низкой самооценки и пассивности женщин, недостаточную представленность женщин в органах управления на различных уровнях. Поэтому, как и предполагалось, основной целью инициативы должно стать информирование общества о проблеме гендерного равенства в водном секторе. Для этого планируется предварительно обучить тренеров, которые могли бы доносить информацию более широкому кругу лиц в странах Центральной Азии. Также планируется проведение статистического анализа по странам о ситуации, публикация обзоров и научных разработок. Обмен информацией и установление контактов между специалистами водохозяйственного сектора, на наш взгляд, будут способствовать ускорению продвижения женщин и изменению социальных установок.

В развитие инициативы Научно-информационным центром МКВК открыт веб-сайт, посвященный гендерной проблематике www.gender.cawater-info.net

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

В конце июня увидела свет книга “Дренаж в бассейне Аральского моря в направлении стратегии устойчивого развития” (коллектив авторов под ред. проф. В.А. Духовного), подготовленная и изданная Научно-информационным центром МКВК.

Интенсивное развитие орошения в ХХ веке, особенно во второй половине, освоение новых орошаемых земель Голодной, Каршинской, Джизакской, Шерабадской степей, зоны Каракумского и Кзылкумского каналов, Центральной Ферганы, Аштского массива в Таджикистане поставило проблему дренажа на ведущее место в регионе. Оросительные системы стали дренажно-оросительными – мелиоративными комплексными системами, где только совместная эксплуатация и управление дренажных и ирригационных сетей позволяло создать фон устойчивого сельскохозяйственного производства и поддержания плодородия земель. Масштабы создания этих систем были уникальны – до 60 тыс.га в год!

Распад СССР и переход к независимости сопровождался ломкой всех привычных и установившихся правил эксплуатации, ремонта; ослаблением экономической и организационной базы сельского и водного хозяйства, экономической и финансовой оснащенности как органов водного хозяйства, ранее эксплуатировавших эти типы дренажа, так и всего государственного потенциала. В результате темпы реконструкции и развития дренажа сократились до нуля, затраты на эксплуатацию – в десятки раз, служба мелиорации резко ослабела, что не могло не отразиться на росте засоления и заболачивания, также как и на потере продуктивности земель. Приходится удивляться, как в этих условиях при 30…50% работоспособности дренажных систем раковая опухоль засоления не охватила всех земель, хотя такие примеры имеются.

В современных условиях стоит очень важная задача – организовать работу по сохранению устойчивости мелиоративного фонда при вышеперечисленных обстоятельствах путем:

- привлечения внимания «решающих лиц» к проблеме дренажа, его поддержания и развития;
- найти организационные формы сочетания государственного и частного участия (в первую очередь землеводопользователей) в восстановлении, ремонте, эксплуатации и поддержании дренажа в условиях перехода к рыночной экономике;
- обучить людей (эксплуатационников и водопользователей) как сочетать умелое управление оросительной и дренажной водой для эффективного выращивания сельхозкультур при низких затратах воды, сохранения дренажа путем применения низкостоимостных методов, снизить до предела солеобмен между грунтовыми водами и зоной аэрации, с одной стороны, и между оросительными массивами и рекой, с другой;
- организовать управление коллекторно-дренажным стоком: его размерами, сбросом в реки, лимитированием в рамках бассейна и бассейновых организаций.