К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 37 (80) ноябрь 2004 г.



МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УГЛУБЛЕНИЕ РЕФОРМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ПРОЦЕССОВ»

25 ноября 2004 года в Ташкенте состоялась международная научно-практическая конференция «Углубление реформ в сельском хозяйстве Республики Узбекистан и проблемы совершенствования правовой базы данных процессов». Организаторами встречи стали Комитет Олий Мажлиса РУз по аграрным, водохозяйственным вопросам и продовольствию, Министерство сельского и водного хозяйства РУз и Программа поддержки ассоциаций водопользователей (WUASP), осуществляемая Винрок интернэшнл (Winrock International) при финансовой поддержке Агентства международного развития США (USAID).

В работе семинара приняли участия работники Комитетов ОМ РУз, Минсельсовдхоза, Госкомприроды, САНИИРИ, Узгосэнергонадзора, Института водных проблем АН РУз, ТИИМСХ, а также представители международных организаций (World Bank, IWMI, Swiss SDC, USAID, WUASP, NRMP, НИЦ МКВК).

Открыл конференцию заместитель председателя Комитета Олий Мажлиса по аграрным, водохозяйственным вопросам и продовольствию Бахтиер Олимжонов. В приветственной речи он осветил основные проблемы, стоящие перед водохозяйственным сектором в свете осуществляемых аграрных реформ, и призвал участников конференции к плодотворной работе по разработке конкретных предложений с целью улучшения сложившейся ситуации.

От имени первого заместителя министра сельского и водного хозяйства А.А. Джалалова выступил Х. Ишанов с докладом «О первоочередных задачах водохозяйственного комплекса Республики Узбекистан по созданию необходимых условий для успешной реализации реформ в сельском хозяйстве». Об экономическом механизме углубления реформ в сельском хозяйстве изложил академик Р.Х. Хусанов, директор Научно-исследовательского института рыночных реформ. Докладчик сделал акцент на необходимости совершенствования институциональных основ рационального использования водных ресурсов, структуры посевных площадей и технологии полива, а также на установлении платы за водопользование, пересмотре налоговой базы и экономических санкций. Мирзаев С. представил доклад и.о. председателя Госкомприроды Алиханова Б. «О проблемах охраны зон формирования пресных вод» и высветил трудности, с которыми сталкивается комитет в данном направлении. О проблемах углубления реформ водного хозяйства и безопасности гидротехнических сооружений изложил председатель Госводнадзора, Т.К. Камалов. Проблемы и пути повышения эффективности сельхозпотребления в условиях развития рыночных реформ стали темой выступления Э.Ж. Махмудова, директора Института водных проблем АН РУз. Заместитель председателя Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств РУз осветил состояние использования воды дехканскими и фермерскими хозяйствами в условиях рыночных реформ. Представители Международного института управления водными ресурсами (IWMI) представили свое видение препятствий на пути интегрированного управления водными ресурсами на примере АВП (М. уль Хасан) и развития водохозяйственных реформ в экологически уязвимых условиях Каракалпакстана на примере АВП «Джамбул» (И. Абдуллаев, М. Якубов)

Наибольшую заинтересованность аудитории вызвало обсуждение правовых вопросов проводимых реформ. Данной теме было посвящено несколько сообщений участников конференции. М. Турман (WUASP) осветил правовые и регулятивные вопросы, связанные с передачей управления ирригационной системой в Узбекистане. Профессор кафедры экологического и сельскохозяйственного права ТГЮИ, Нигматов А., сделал обзор зарубежного опыта по регулированию водных вопросов. Юрисконсульт проекта WUASP У. Турсуналиев представил краткий анализ проблем в водном законодательстве Кыргызстана. Ведущий сотрудник НИЦ МКВК М.А. Пинхасов изложил предложения по совершенствованию земельно-водного законодательства Республики Узбекистан в свете реализации реформ в сельском хозяйстве, а также передал председательствующему предложения НИЦ МКВК по ускоренному развитию фермерских хозяйств и по организации и функционированию АВП, создаваемых для обслуживания фермерских хозяйств, выработанные к распоряжению Президента РУз от 04.11.2004 г. «Об образовании специальной комиссии по подготовке предложений по ускоренному развитию фермерских хозяйств в 2005-2007 гг.».

В заключение председательствующий поблагодарил участников конференции за высказанные мнения и предложения и заверил, что все они будут учтены в работе Комитетов Олий Мажлиса РУз.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОД»

22-24.11.2004 г. в Киеве проходила международная конференция «Правовые основы сотрудничества в сфере использования и охраны трансграничных вод».

В работе семинара приняли участие представители Министерства ООПС и Госкомитета УВР Украины, ЕЭК ООН, Шведского Агентства ООПС, НПО «Экотерра», НПО «Эко-Тирас», Университета Данди (Шотландия), ПРООН-ГЭФ, Исполкома МФСА, НИЦ МКВК, Государственного концерна «Апеле-Молдова», ОБСЕ, Международных Комиссий по охране бассейнов рек Дунай, Днепр и др., ряда бассейновых водохозяйственных организаций и комиссий стран Центральной Азии, Кавказа, Молдовы, Украины, России.

Семинар проводился в рамках Проекта ЕЭК ООН «Укрепление потенциала водного сотрудничества в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии», как часть работ, выполняемых по Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1992 г.

В ноябре 2003 г. состоялось третье совещание Конвенции ЕЭК ООН, на котором было принято решение сосредоточить деятельность по сотрудничеству по трансграничным водам в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). Проект имеет целью укрепление потенциала сотрудничества, улучшение координации усилий в области управления трансграничными водными ресурсами в странах ВЕКЦА и является вкладом в реализацию Водной инициативы Европейского Союза «Стратегическое партнерство по водным ресурсам в целях устойчивого развития» для этих государств.

Проект подготовлен и осуществляется Секретариатом Конвенции ЕЭК ООН в партнерстве с рядом национальных и международных организаций.

В период осуществления проекта (2004-2006 гг.) предусматривается рассмотрение следующих аспектов сотрудничества по трансграничным водным ресурсам:

  • Правовая основа международного водного сотрудничества;
  • Работа совместных органов по трансграничным водным ресурсам;
  • Совместный мониторинг и оценка состояния трансграничных водных бассейнов, систем оповещения и сигнализации при чрезвычайных ситуациях;
  • Доступ к информации и обмен ею, участие общественности;
  • Комплексное управление водными ресурсами и планирование управления бассейнами трансграничных рек, в том числе - в соответствии с Водной Директивой Евросоюза;
  • Совместные трансграничные водосборы и их связь с региональными морями;
  • Применение Протокола о водных ресурсах и здоровье.

В течение 3 рабочих дней семинара проведено 6 сессий:

Сессия 1. Общие вопросы межгосударственного сотрудничества по трансграничным водам, включая ознакомление с основами международного водного права;

Сессия 2. Сотрудничество в бассейнах рек Днепр и Днестр;

Сессия 3. Международная правовая база сотрудничества по трансграничным водам (Конвенция ООН 1997 г., Конвенция ЕЭК ООН 1992 г., Протоколы по проблемам воды и здоровья, гражданской ответственности, правовые аспекты управления международными бассейнами подземных вод и др.);

Сессия 4. Межгосударственные бассейновые Соглашения (Европа: реки Рейн, Дунай; Африка: река Инкомапуто; Азия: река Меконг; другие);

Сессии 5 и 6. Сотрудничество в сфере использования и охраны трансграничных водных ресурсов в странах ВЕКЦА: опыт, проблемы, потребности, перспективы.

От НИЦ МКВК представлен доклад «К вопросу о разработке международно-правовой базы водных отношений в Центральной Азии» (Ю. Рысбеков).

Для обсуждения правовых проблем использования и охраны водных ресурсов трансграничных речных бассейнов были созданы 4 учебные группы:

  1. Кавказский регион (реки Кура, Самур, Араке);
  2. Центральная Азия (реки Амударья, Сырдарья, Зерафшан, Чу, Талас, Или);
  3. Водотоки стран ЕС (реки Дунай, Буг, Даугава, Тиса, Неман, Нарва и др.);
  4. Другие водотоки (реки Днепр, Днестр, Северский Донец, Урал, Иртыш и др.).

Организаторами семинара предложены 2 основные темы для обсуждения в учебных группах:

А). Ратификация Конвенции ЕЭК ООН 1992 г. и протоколов к ней (причины задержки, какая помощь необходима для ускорения ратификации Конвенции и Протоколов: по проблемам воды и здоровья; вопросам гражданской ответственности).

В). Региональные двусторонние и многосторонние Соглашения по сотрудничеству в сфере использования и охраны трансграничных вод (существующие Соглашения; факторы, препятствующие реализации положений Соглашений; необходимость разработки проектов новых Соглашений; какая помощь в этом контексте может понадобиться со стороны других стран, органов, спонсоров и Секретариата ЕЭК ООН).

В рамках деятельности 4 группы (представители Секретариата ЕЭК ООН, МФСА, НИЦ МКВК, водохозяйственных органов стран Центральной Азии) НИЦ МКВК предложено внести на рассмотрение Секретариата ЕЭК ООН вопрос об оказании содействия в разработке проектов Соглашений, предусмотренных «Программой конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря на период 2003-2010 гг.» (ПБАМ-2), которая разработана во исполнение поручения Глав государств ЦА (Душанбе, 06.10.2002 г.) и утверждена решением Правления МФСА (Душанбе, 28.08.2003 г.), и сроки подготовки которых истекают в 2005 г.:

  1. Соглашение об основных принципах совместного управления, использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Сырдарьи;
  2. Соглашение о нормах экологического стока реки Сырдарьи с учетом Северной части Приаралья и Аральского моря;
  3. Соглашение об основных принципах совместного управления, использовании и охраны водных ресурсов бассейна реки Амударьи;
  4. Соглашение о нормах экологического стока реки Амударьи с учетом Южной части Приаралья и Аральского моря,
  5. Правила управления водными ресурсами бассейна Сырдарьи;
  6. Правил управления водными ресурсами бассейна Амударьи, а также:
  7. Гармонизация национального и регионального водного законодательства в ЦАР.

По названным выше проектам региональных Соглашений отмечено, что работа над ними, в силу ряда обстоятельств объективного характера, продвигается весьма медленно. Также отмечено, что по проектам Соглашений «О нормах экологического стока реки Сырдарьи с учетом Северной части Приаралья и Аральского моря» и «О нормах экологического стока реки Амударьи с учетом Южной части Приаралья и Аральского моря» имеются определенные наработки, но процесс не доведен до логического конца.

Предложения НИЦ МКВК по подготовке пакета названных выше проектов Соглашений приняты представителем ЕЭК ООН и одобрены на итоговом заседании семинара.