К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 38 (81) декабрь 2004 г.



ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР «КУРС ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ СРЕДНИХ ШКОЛ УЗБЕКИСТАНА»

13 ноября 2004 года в Тренинговом центре МКВК прошел вступительный семинар по проекту «Курс обучения в области водных ресурсов для средних школ Узбекистана». Семинар был организован НИЦ МКВК совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан при спонсорской поддержке Центра ОБСЕ в Ташкенте.

Целью семинара являлось обсуждение специалистами водного хозяйства и народного образования нынешнего уровня обучения молодежи по проблеме водных ресурсов и выработка рекомендаций по улучшению существующей ситуации. В семинаре приняли участие представители сферы народного образования, научно-исследовательских институтов и НИЦ МКВК.

Были сделаны доклады:

  • Цели проекта на начало деятельности - проф. Духовный В.А.,
  • Государственный стандарт среднего образования и необходимость совершенствования учебных программ для школ Узбекистана - проф. Джураев Р.Х.,
  • Современное состояние имеющихся водных ресурсов и проблемы совершенствования практики водопользования - д.т.н. Икрамов Р.К.,
  • Предложения по совершенствованию учебных программ (география, химия, история; основы экономических и правовых знаний) - Кадыров А.А.
  • Подготовка и проведение семинара-тренинга по использованию водных ресурсов для учителей - проф. Турдикулов Э.О.

Было отмечено, что в ближайшем будущем центральноазиатский регион окажется под давлением проблем связанных с нехваткой водных ресурсов. Это уже очень заметно в летный период во многих областях Узбекистана. Год за годом из-за роста населения увеличивается объемы водопотребления. В силу слабого экономического состояния стран региона такие методы водосбережения как капельное орошение и дождевание не доступны многим водопользователям. Кроме этого, ранее вода использовалась без учетов интереса природы и почти без ощутимых издержек водопользователей, были утрачены унаследованные в культуре и этике местного населения бережное отношение к воде как к дару Божьему. Это привело к расточительному использованию воды миллионами первичных пользователей.

Участниками семинара было отмечено, что имеются очень много технических средств достижения водосбережения. Наряду с техническими и экономическими мерами в водосбережении важную роль также играет человеческий фактор. Экономические и юридические меры, предпринимаемые государством, и технические средства не будут давать такой эффект как предполагалось, если человек не настроен на рациональное использование природных ресурсов.

Из истории региона хорошо известны труды выдающихся личностей о рациональном использовании и нормах поведения людей относительно использования природных ресурсов. В старые времена религиозные учения также включали в себя воспитание молодого поколения в духе морали, которая включала в себя не только межличностные отношения, но и нормы и порядки поведения в использовании даров природы. Существует немало народных пословиц, которые свидетельствуют об этом.

Воспитание молодого поколения в духе старых традиций и отношения к воде играет важную роль в формировании общества, которое будет склонно к рациональному использованию и охране природных благ. Согласно проведенным в республике психолого-педагогическим исследованиям (Э. Газиев, М.Г. Давлетшин, А.З. Зуннунов, А.С. Меджидова, П. Мусаев и др.), можно сказать, что качество образования можно значительно повысить, если в процессе обучения целенаправленно осуществляются воспитание и развитие учащихся. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что существует острая необходимость в развитии образовательно-воспитательных программ по проблеме воды в школах, потому что подрастающее поколение будет составлять завтрашнее общество.

Было отмечено, что существует множество определений экологического образования в разных странах, хотя его цели определяются разными приоритетами. Но единую цель выделить все-таки можно – это достижение гармонии между человеком, обществом и природой. Данная цель формирует, прежде всего, экологическую культуру человека. Экологическое обучение – комплексный и усложненный процесс. Обучение – общий знаменатель, которое поддерживает все действия по охране природных ресурсов. Обучение включает в себя распространение информации и формирование осведомленности людей с целью изменить отношение к природным ресурсам и характер их использования.

Посредством эффективной системы обучения можно постепенно достичь ряда позитивных выгод, включая:

  • участие общественности в охране и управлении природными ресурсами;
  • осведомленность общества и стимулирование его желания участвовать в управлении общими водными ресурсами;
  • повышение понимания ценности природных ресурсов, увеличение чувства ответственности за то, что расточительное использование водных ресурсов создаст массу проблем потомкам;
  • высокий уровень общественной мобилизованности; понимание общей проблемы сопутствуют объединению людей для решения больших проблем;
  • осведомленность людей является одним из основных факторов, обеспечивающих участие общественности в процессе управления, охраны и рационального использования природных ресурсов и увеличивает уровень реакции общества на принимаемые решения.

Водное образование и воспитание в школах можно осуществлять разными подходами и способами. С этой целью в Госстандарте РУз по образованию были предусмотрены минимумы по экологическим знаниям, которые должны знать выпускники. В силу многих причин существует очень большой разрыв между стандартами и реальностью. Исходя из того, что Узбекистан при развитии своей экономики сильно зависит от водных ресурсов трансграничных рек, в уроки правоведения и экономики должны быть включены экономические и юридические основы управления и использования водных ресурсов.

Целью эффективного образования является научить детей думать и делать выводы. Участниками семинара были высказан ряд способов и подходов в организации обучения молодежи водной проблематике. Для развития обучения водной проблематики в школах участники рекомендуют:

  • выделение больше часов для преподавания вопросов связанных с водой;
  • пересмотр существующего учебного плана с точки зрения новых тенденций в экологии;
  • переориентирование педагогических подходов преподавания и использование инновационных методов, такие как внеклассные уроки и интерактивные игры, с целью развития самостоятельного мышления учеников;
  • интегрирование в другие уроки водной тематики для более частого обращения внимания детей;
  • организация и проведение лагерей, семинаров и олимпиад для школьных активистов по водной тематике;
  • организация обучающих семинаров для преподавателей по вопросам формирования и рационального использования водных ресурсов через сеть институтов повышения квалификации учителей;
  • разработка и внедрение новых программ и методик экологического образования;
  • организация экскурсий в районы, где существует проблема дефицита водных ресурсов.

В работе семинара на рассмотрение участников были представлены предложения по интегрированию водных вопросов в такие предметы как география, история, биология, экономика, иностранные языки и правоведение, а также предполагаемые коррективы в учебный план. Участники поддержали эту идею и дали практические предложения по данному вопросу. Участники семинара также выразили желание в дальнейшем сотрудничать в развитии проекта по развитию обучения водной проблематики в школах. В завершение семинара собравшиеся предложили организовать аналогичные семинары на местах для учителей школ.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ ПРЕОБРАЗОВАНО В ЦЕНТР ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (УЗГИДРОМЕТ)

В связи с реорганизацией республиканских органов государственного управления Главное управление по гидрометеорологии при Кабинете Министров Республики Узбекистан преобразовано в Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узгидромет).

Постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан назначены: Генеральный директор Узгидромета, д.г.н. Виктор Евгеньевич Чуб и заместитель Генерального директора Узгидромета к.г.н. Хасан Ахмеджанович Имамджанов

Адреса и контактные телефоны Узгидромета:

700052, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Кадыра Махсумова, 72

Тел.: (998 71) 133 61 80,135 82 32,136 07 58

Факс: (998 71) 133 20 25