РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЖИЗАКСКОГО, КАШКАДАРЬИНСКОГО, САМАРКАНДСКОГО, СУРХАНДАРЬИНСКОГО, СЫРДАРЬИНСКОГО, ТАШКЕНТСКОГО ОБЛОНО ПО ПРОЕКТУ «КУРС ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ СРЕДНИХ ШКОЛ УЗБЕКИСТАНА»
10-11 декабря 2004 г. в г. Фергане был проведен региональный семинар по проекту «Курс обучения в области водных ресурсов для средних школ Узбекистана».
Целью семинара явилось ознакомление отобранных по областям методистов и преподавателей с подготовленными материалами по состоянию и проблемам водных ресурсов, их использованию, а также с задачами интеграции этих вопросов в образовательные государственные стандарты учебных программ средних школ.
С вступительным словом к участникам семинара обратился первый заместитель начальника ОблОНО Хакимов Н.К.
На семинаре были прослушаны следующие презентации:
- Вода и будущее - проф. Духовный В. А.
- Государственный стандарт среднего образования и необходимость совершенствования учебных программ по ряду школьных предметов, путём интеграции в них вопросов водной проблематики - проф. Джураев Р. X.
- Всестороннее ознакомление учащихся средних школ с современным состоянием пресных водных ресурсов - требование времени - докт.тех.наук Икрамов Р.К.
- Перспективы социально-экономического развития государств Бассейна Аральского моря - с.н.с. НИЦ МКВК Приходько В.
- Пути интегрирования вопросов водной проблематики в учебные программы школьных предметов - географии, химии, истории, основы экономических и правовых знаний - засл. ирригатор Узбекистана Кадыров А.А.
- Подготовка и проведение семинара-тренинга по использованию водных ресурсов для учителей - проф. Турдыкулов Э.О.
Участники семинара подготовили следующие общие предложения:
- Проведение воспитательной работы с родителями.
- Организация сотрудничества между школой, семьей и махалей.
- Подготовка воспитателей детсадов.
- Использование при подготовке учебной программы национального и исторического наследия по решению водохозяйственных проблем.
- Активизация экологических центров.
- Проведение смотров-конкурсов.
- Разработка учебной программы по использованию водных ресурсов.
- Использование средств массовой информации.
- Стимулирование водосбережения школьников.
- Разработать план учебно-воспитательных мероприятий.
- Включение водохозяйственной проблематики в учебные предметы.
- Разработать методики воспитания по водохозяйственной проблематике.
- Создание в школах демонстрационных участков рационального использования водных ресурсов.
- Организация среди школьников дружинников по водосбережению.
- Организация школьников мирабов.
- Подготовка выставок и плакатов.
- Включение водохозяйственной проблематики в программу «Одобнома».
- Увеличение практических уроков школьников по водохозяйственной проблематике.
- Подготовить методические руководства для школьников.
- Организовать систему тренинга учителей.
- Разработка системы для использования интернета по получению информации о передовых педагогических методах по обучению водохозяйственной проблематики.
- Организация через Интернет связь с коллегами по обучению в школах водохозяйственной проблематики.
- Организовать сотрудничество между Министерством народного образование и Минсельводхозом РУз.
- Разработка руководства для учителей.
- Разработка учебной программы по водохозяйственной проблематике.
Участники семинара отметили острую актуальность поднимаемых вопросов, а также выразили желание в дальнейшем сотрудничать в развитии проекта.
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МИНСЕЛЬВОДХОЗА РУЗ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СРЕДНИХ ШКОЛ УЗБЕКИСТАНА
- Подготовка материалов по водным ресурсам и их использованию (МСВХ РУз).
- Составление учебной программы для средних общеобразовательных школ, программы включающей: материалы по водным ресурсам и их использованию; распределение конкретных материалов по водохозяйственной проблематике в процесс обучения по предметам и классам; выделяемое время при обучении в течение года (MHO и МСВХ РУз).
- Апробация в учебной практике учебной программы с включением водохозяйственной проблематики в средних школах Узбекистана (выбранные общеобразовательные школы MHO).
- Подготовка методического руководства для учителей по обучению водохозяйственной проблематики (MHO и МСВХ РУз - 6 месяцев).
- Подготовка методического руководства для обучения школьников 5-9 классов, включающая методику обучения по всем предметам и по каждому предмету в отдельности (MHO и МСВХ РУз - 6 месяцев).
- Апробация в учебной практике методических руководств для учителей и учащихся (MHO).
- Организация обучения преподавания водохозяйственной проблематики на курсах повышения квалификации преподавателей с выдачей специального сертификата (систематически в течение одного года, MHO).
- Обобщение опыта интеграции водохозяйственной проблематики в учебные программы общеобразовательных школ и подготовка уточненных: материалов по водным ресурсам и их использованию; учебных программ, с включением водохозяйственной проблематики; методических руководств и методик для учителей и учеников.
СЕМИНАР «РОЛЬ ЭКОСИСТЕМ КАК ПОСТАВЩИКОВ ВОДЫ» И ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
13-14 декабря 2004 г. в Женеве Швейцарским агентством по окружающей среде, лесам и ландшафтам и Секретариатом Водной конвенции Экономической комиссии ООН для Европы был проведен семинар «Роль экосистем как поставщиков воды». Во встрече приняли участие лица, принимающие решения, юристы, экономисты, управленцы, технические специалисты, представители частного сектора и НПО, работающие по проблемам управления водными ресурсами, лесам, ландшафтам и охране природы.
Основной целью семинара было привлечение внимания к роли лесов и водно-болотных угодий в водном цикле и преимуществам, связанным с их охраной, устойчивым развитием и восстановлением в целях обеспечения устойчивой водохозяйственной деятельности и снабжения водой хорошего качества. В ходе семинара участники поделились опытом о наилучших методах и конкретных мерах по интегрированию лесов и водно-болотных угодий в устойчивое управление водными ресурсами.
Среди основных обсуждаемых вопросов были проблемы управления экосистемами как часть ИУВР; необходимость дальнейшего углубления понимания экосистемного подхода на различных уровнях, акцент на преимуществах охраны, устойчивого использования и восстановление экосистем; важность развития новых технологий для мониторинга, оценки и передачи опыта; многодисциплинарное сотрудничество; необходимость рассмотрения всех вопросов на бассейновом уровне, не забывая о подземных водах, трансграничных аспектах и прибрежной среде. Участники поддержали тот факт, что важность решений, основанных на знаниях, в числе прочих, определяет необходимость бесплатного обмена информацией между различными уровнями и секторами. При обсуждении правовых и административных аспектов проблемы особый акцент был сделан на недостатке адекватного законодательства и механизмов реализации существующих нормативно-правовых актов. Значительная фрагментация между государственными институтами по защите экосистем и их рациональному использованию также была названа в качестве одной из задач, требующих разрешения. Ключевыми инструментами реализации предлагаемых нововведений были названы обучение и наращивание потенциала на всех уровнях; более активное участие общественности особенно на местах с обязательным учетом тендерных аспектов, использование экономических механизмов, таких, например, как плата за экологические услуги; солидарность верховьев и низовьев, и вовлечение частного сектора.
Первая встреча рабочей группы по ИУВР состоялась 15 декабря 2004 г. Участники заслушали итоги деятельности по ИУВР за прошедший год, в частности результаты семинара по предупреждению наводнений и защите от них (Берлин, 21-22.06.2004); семинара о роли экосистем как поставщиков воды (Женева, 13-14.12.2004); выполнение Водной директивы, встречи экспертов по воде и индустриальным авариям (Будапешт, 26.10.2004); третьей встречи по проекту «Потенциал для сотрудничества по водным ресурсам в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии» (Киев, 22-24.11.2004); о состоянии Партнерства по воде для устойчивого развития и помощи, связанной с вопросами здоровья; а также о деятельности органов ООН в смежных областях (Комиссия устойчивого развития, UN-Water, Инициатива по окружающей среде и безопасности, международная конференция по ИУВР в Токио).
|