К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 10 (94) июль 2005 г.



ИНФОРМАЦИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА СЕЛЬСКОГО, ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Согласно распоряжению Премьер Министра Кыргызской Республики Бакиева К.Б. назначен новый заместитель министра сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики Кулов Темирбек Асаналиевич.

23 июня 2005 года в Министерстве состоялось официальное представление заместителя министра сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики Кулова Темирбека Асаналиевича.

На данном мероприятии приняли участие и.о Министра сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики Анарбаев А.А., Акималиев А. Дж. заведующий отделом агропромышленного комплекса и природопользования Администрации Президента КР и центральный аппарат МСВХ и ПП КР.

Кулов Темирбек Асаналиевич родился в 1949 году в с.Кашка-Суу, Сокулукского района, Чуйской области.

В 1971 году окончил Самаркандский кооперативный институт, специальность экономики торговли, является советником государственной службы 2 класса.

До назначения заместителя министра сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики работал заведующим отделом работы с кадрами, МОБ и ГО и связями с общественностью, заведующий сектором кадров и госязыка в Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики.

Источник: www.mawrpi.kg

НАЗНАЧЕНИЕ НОВОГО ДЕКАНА ФАКУЛЬТЕТА НАУК О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА МАКГИЛЛ

Профессор Чандра Мадрамото назначен заместителем ректора и деканом факультета сельскохозяйственных наук и охраны окружающей среды Университета МакГилл, Канада. Он вступает в свою новую должность с 15 августа 2005 г. сроком на пять лет.

«Проф. Ч. Мадромото является всемирно признанным экспертом, который владеет глубокими знаниями о факультете наук о сельском хозяйстве и охране окружающей среды, и продемонстрировал свою преданность к колледжу Macdonald, его сотрудникам и программам, – сказала Хитер Мунро-Блум, ректор и вице-канцлер Университета McGill. – Он – многопрофильный мыслитель, который руководил огромным портфелем проектов, помогших нам признать самый ценный в мире ресурс – воду».

Проф. Ч. Мадромото нес ответственность за создание Центра Брейса по управлению водными ресурсами, и сыграл главную роль в разработке программ по проведению исследований, подготовке преподавателей и передачи технологии Центра, а также его научно-исследовательской инфраструктуры. Он проработал в качестве руководителя многих крупномасштабных научно-исследовательских проектов в области воды и окружающей среды в Квебеке, Центральной Азии и Карибском регионе.

В частности, в Центральной Азии проф. Ч. Мад¬рамото стоял у истоков создания Тренингового центра МКВК.

Проф. Ч. Мадромото проработал в качестве вице-президента Международной комиссии по ирригации и дренажу (МКИД) с 2000 по 2003 гг. До этого он работал в МКИД во многих должностях, в том числе в качестве председателя Рабочей группы по контролю воздействий орошения, дренажа и паводков на окружающую среду. Он дает консультации многим институтам, включая CIDA, FAO, Международную программу технологии и исследований в ирригации и дренаже (ИПТРИД) и Всемирный банк. Его исследовательская работа по управлению водными ресурсами способствовала активному сотрудничеству с правительствами и институтами в Карибском регионе, Центральной Азии, Египте, Пакистане, Индии и Шри-Ланке.

СЕМИНАР ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА МКВК «ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В УСТОЙЧИВОМ УПРАВЛЕНИИ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ»

С 31 мая по 3 июня 2005 года ТЦ МКВК провел семинар «Общественное участие в устойчивом управлении водными ресурсами». Семинар был организован при содействии Региональной обучающей программы ЮСАИД по Центральной Азии (СТАРТ/АЕД). Программа семинара состояла из двух частей - презентаций на основе практических работ и теоретической части, которую модерировали специалисты из НПО Ешлик и НПО Нихол.

Целями и задачами семинара являлись:

  • обучение водных специалистов методам и навыкам работы с общественностью;
  • обучение водных специалистов методам социального анализа;
  • обсуждение коренных причин пассивного участия членов ассоциаций водопользователей (АВП) в деятельности организации;

Наряду с представителями водохозяйственных организаций стран Центральной Азии, в семинаре участвовали представители неправительственного сектора, донорских организаций и проектов по развитию водного хозяйства Центральной Азии.

На открытии семинара выступили директор НИЦ МКВК проф. В. А. Духовный, начальник отдела экологической деятельности офиса ЮСАИД в Ташкенте А.Г. Калашников. Выступившие отметили, что устойчивость тех или иных процессов и деятельности зависит от уровня участия общественности в этих процессах. В водохозяйственном секторе стран Центральной Азии в процессе реформ сельского хозяйства образовался пробел в иерархии управления на уровне водопользователей. Организация АВП на местах обусловлена не только необходимостью устранения этого пробела, но и решением финансовых вопросов и диверсификацией сельскохозяйственных посевов. АВП является заменой старой системы управления сверху вниз, с системой управления снизу-вверх.

Устойчивое управление водными ресурсами является важнейшим фактором экономического процветания стран Центральной Азии и экологической безопасности. Прежде управление водными ресурсами основывалось лишь на экономических, экологических и технических факторах. В последнее время в определении политики управления водными ресурсами стал приобретать важность социальный фактор. Социальное воздействие водных реформ является одним из основных факторов в снижении бедности в сельской местности. Реформы, проводимые в сельской местности, будут иметь эффект и устойчивость, если общественность участвуют во всех процессах, начиная от планирования до выполнения на местах задач, связанных с этими реформами. Международная практика показывает, что участие общественности в планировании строительства ирригационных систем дает им чувство собственности. Оно придает определенные стимулы на инвестирование со стороны пользователей на дальнейшую поддержку и техническое обеспечение этих сооружений.

Участие общественности предполагается не только в планировании и осуществлении проектов по реабилитации водного и сельского хозяйства, но и в разработке законопроектов, касающихся водопользования, охраны окружающей среды. Существуют законное основание для участия населения в таких процессах, но пока в таких вопросах население участвуют пассивно. Представляется необходимым проводить постоянную работу по освещению и информированию населения о планируемых законодательных актах.

Как было отмечено в ходе обсуждений, каждый человек имеет право на использование природных ресурсов в установленном законодательством порядке.

Как правило, распределение и использование общих ресурсов вызывает конфликт интересов пользователей. В этом случае существуют несколько путей разрешения конфликтов, исходя из географического расположения конфликтующих сторон и их вида. В водном хозяйстве, учитывая происходящие изменения, слабое экономическое состояние субъектов водопользования и несостоятельность водохозяйственных организации в решении многих вопросов связанных с мелиорации земель существуют большой потенциал конфликтов. Существует риск водных споров между членами АВП, между членами АВП и АВП, между АВП и ВХО. Имеется несколько вариантов решения этих проблем.

Споры и конфликты между членами АВП и АВП могут быть рассмотрены в Арбитражной комиссии АВП, в Арбитражной комиссии Водного комитета канала, в судах аксакалов (организуемых при хокимиятах, аил акумату, хукуматах) и Регулирующем органе АВП при Минсельводхозах (пока функционирует при Минсельводхозпроме Кыргызской Республики).

Арбитражная комиссия АВП может рассматривать все вопросы, связанные с деятельностью АВП и ее членов, а так же споры, возникающие с не членами АВП, имеющие договорные взаимоотношения с АВП. Вопросы, связанные с взаимоотношением между АВП и ВХО, могут рассматриваться в Арбитражной комиссии Водного комитета с участием представителей спорящих сторон и привлечением представителя Бассейнового управления водного хозяйства.

Местные институты, такие как совет аксакалов, играют важную роль в предотвращении конфликтов между водопользователями. Они, как правило, дают оценку тем или иным инцидентам, создают общественное мнение.

Рассмотрение ими тех или иных споров между членами АВП и АВП или между АВП и ВХО, или между водопользователями могли бы снять социальную напряженность между ними и прервать дальнейший спор.

Предложенные способы рассмотрения споров и конфликтов без обращения в судебные органы имеют преимущества быстрого рассмотрения и решения, не несут бремя больших финансовых расходов как при обращении в судебные органы.

При условии несогласия одной из конфликтующих сторон решением Арбитражной комиссии в АВП или в Водном комитете канала по возмещению ущербов дело может быть рассмотрено в суде общей юрисдикции в установленном процессуальном порядке.

Доступ к ресурсам и информации является основополагающими критериями вовлечения населения в мероприятия, проводимые в водном хозяйстве.

С целью недопущения возникновения споров между водопользователями, между водопользователями и АВП, между АВП и водохозяйственной организацией необходимо:

  • обустроить средствами водоучета точки водовыделов водопользователей;
  • до начала поливов составить научно-обоснованный план водопользования в целом по АВП и по каждому хозяйству – члену АВП;
  • усилить государственный и общественный контроль за использованием воды;
  • создать условия прозрачности и информированности о работе государственных водохозяйственных органов и ассоциаций водопользователей;
  • улучшить и совершенствовать техническое состояние оросительных и коллекторно-дренажных систем разных уровней;
  • периодически проводить тренинги с работниками АВП и фермерами по вопросам водопользования, водного, земельного и гражданского законодательства, интегрированного управления водными ресурсами с вовлечением водопользователей в процесс управления.

Участниками с большим интересом были выслушаны лекции об гендерных вопросах в сельской местности. Ими было высказано мнение, что в Казахстане вопросы участия женщин в водном хозяйстве и доступ к ресурсам находиться на более благоприятном уровне, который позволяет свободно вести деятельность или заниматься госслужбой. Как было отмечено участниками, развитие доступа женщин к финансовым и другим ресурсам поможет облегчить проблему безработицы. Образование женщин, занятых в сельском хозяйстве, играет важную роль в увеличение продуктивности воды и земли, а в конечном счете повышения их жизненного статуса. Был проведен опрос участников по гендерным вопросам.

В заключение участники выразили удовлетворение составом презентованных материалов и обучением. Участники поблагодарили организаторов семинара и выразили необходимость продолжение таких семинаров на местах с научной поддержкой модераторов.