К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 15 (99) октябрь 2005 г.



О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА «ИУВР-ФЕРГАНА»

В зонах бассейна ЮФК, где созданы новые АВП, специалистами проекта «ИУВР-Фергана» был проведен ряд семинаров на тему «Основные организационные, правовые и финансово-экономические меры при создании и функционировании АВП. Распределение воды в АВП по заявкам водопользователей». Семинары были проведены

  • 29 сентября – на 5-м участке Южного Ферганского канала (Андижанская область), где присутствовали 40 чел. местных представителей вновь созданных АВП,
  • 30 сентября – на гидроучастке «Эшонгузар» ЮФК (г. Маргилан), где присутствовали 35 чел. местных представителей вновь созданных АВП,
  • 1 и 2 октября в АВП «Акбарабад» в Кувинском районе Ферганской области, где присутствовало в первый день семинара – 64 чел., во второй день - 68 чел. местных представителей АВП, созданных вдоль ЮФК.

С докладом «Планирование и осуществление мероприятий при создании и функционировании АВП (организационные и финансово-экономические аспекты)» выступил руководитель деятельности АВП проекта «ИУВР-Фергана» к.э.н. М.А. Пинхасов.

В докладе обсуждались вопросы и принципы создания АВП. Создание АВП, как правило, осуществляется с помощью инициативной группы, в задачу которой входят: определение территориальных размеров АВП, проведение социальной мобилизации среди водопользователей, подготовка учредительных документов по создаваемой АВП, подготовка инвентаризационной ведомости ирригационных фондов, передаваемых АВП, предложить примерную организационную структуру АВП, подготовка общего (учредительного) собрания членов АВП.

После учреждения АВП составляются бизнес-план, план водопользования, учитывающий требования к воде каждого водопользователя, план ремонтно-восстановительных работ оросительной и коллекторно-дренажной сети АВП и мониторинг деятельности АВП, налаживается организация водоучета как с ВХО, так и с водопользователями.

Важными условиями устойчивого функционирования АВП являются: установление размеров и критериев учредительных взносов членов и соучредителей АВП; наличие правовой базы по созданию и функционированию АВП; превышение доходной части бюджета АВП над расходной частью или их равенстве; наличие производственной базы АВП; участие в работе АВП профессиональных кадров гидротехников, мелиораторов, экономистов; установка средств водоучета на внутрихозяйственной сети для каждого водопотребителя – члена АВП; организация устойчивой оперативной работы между водохозяйственной организацией и АВП; объективно установленный тариф, утверждённый общим собранием членов АВП; наличие оптимальной организационной структуры АВП; наличие стимулов для работников АВП за выполнение ими показателей водообеспечения, равномерного водораспределения между водопользователями, обеспечения благоприятного мелиоративного фона, повышение урожайности сельхозкультур; внешняя помощь (Минсельводхозов и их структур, местной администрации) для привлечения местных ресурсов, обеспечение нормативно – методической документацией, финансовыми и техническими средствами, обучения кадров АВП и водопользователей.

В докладе Ш.Р. Хамдамова «Организация водоучета в АВП» были освещены следующие вопросы:

  • роль водоучета в деятельности АВП;
  • задачи службы учета оросительной воды;
  • о типах гидрометрических постов на оросительной и коллекторно-дренажной сетях АВП;
  • критерии выбора типа расходомеров в зависимости уклона, режима потока, наличия наносов и величины измеряемого диапазона расхода воды;
  • о состоянии водоучета и выполненных работах в пилотных АВП проекта «ИУВР-Фергана»;
  • необходимость проведения аттестации гидропостов и периодичности их поверок, составления технических паспортов гидропоста.

Областной исполнитель деятельности АВП по Ферганской области О. Халиков выступил с докладом «О выполненных работах в АВП «Акбарабад» за 2002-2005 гг.». Докладчик ознакомил присутствующих с протоколом о намерениях по организации АВП «Акбарабад» в 2002 году. Рассказал об истории организации АВП, о выполненных работах по организации АВП, о ее регистрации в органах юстиции, а так же о положительных аспектах гидрографического принципа организации АВП. Призвал присутствующих организовать АВП только по гидрографическому принципу, имеющему значительные преимущества перед площадным принципом.

Консультант-юрист Д. Зиганшина представила доклад на тему «Правовые основы создания и функционирования АВП». В докладе были освещены ключевые положения нормативно-правовых документов, составляющих основу для создания и функционирования АВП в Республике Узбекистан: Конституция РУз, Гражданский кодекс РУз, Закон РУз «О негосударственных некоммерческих организациях», Закон РУз «О фермерских хозяйствах», Закон РУз «О дехканских хозяйствах», Закон «О с/х кооперативах (ширкатах)», Закон «О воде и водопользовании», Земельный кодекс, Налоговый кодекс, Закон «О собственности», Постановление КМ РУз от 03.09.1993 No.385 «О лимитированном водопользовании в РУз», Постановление КМ РУз от 05.01.2002 No.8 «О мерах по реорганизации сельскохозяйственных предприятий в фермерские хозяйства».

Поскольку АВП является негосударственной некоммерческой организацией, подробно была изложена процедура создания АВП в качестве ННО: порядок обращения в органы юстиции, перечень необходимых документов и т.д.

Особый акцент сделан на проблемных вопросах, волнующих работников АВП: правовой режим внутрихозяйственных систем, конкретные меры по оказанию государственной поддержки АВП в форме налоговых льгот и льготного кредитования. Освещались вопросы ответственности водопользователей, АВП, водохозяйственных организаций и должностных лиц ВХО в случае нарушения законодательства и договорных положений.

С докладом «Методы разрешения водных споров в АВП» выступил руководитель деятельности АВП проекта «ИУВР-Фергана» М.А. Пинхасов. Он остановился на природе и причинах возникновения водных конфликтов и споров. В частности, он отметил, что конфликты и споры между водопользователями внутри АВП, между АВП и водопользователями, между АВП и ВХО могут быть вызваны: неисполнением условий договора между водопользователями и АВП по поставке воды по срокам и объемам и представлению других видов услуг, включая услуги по мелиорации земель, осуществляемых АВП; неисполнением условий договора между ВХО и АВП, нарушением членом АВП установленного порядка получения воды (самовольный водозабор, самовольное увеличение точек забора воды, регулировка гидротехнических сооружений, установка на каналах временных перемычек, насосных установок, бурение скважин на воду и т.д.), ухудшением мелиоративного состояния земель, вызванных бездействием или недостаточными мерами, связанными с эксплуатацией мелиоративных систем, нарушением Устава АВП и т.д.

Споры и конфликты между членами АВП и АВП, между АВП и ВХО могут быть рассмотрены в Арбитражных комиссиях АВП и Водного комитета канала, в судах аксакалов (организуемых при хокимиятах) и в Регулирующем органе АВП при Минсельводхозе (пока этот орган создан только при Минсельводхозе Кыргызской Республики).

Докладчик далее остановился на упреждающих мерах по недопущению водных конфликтов и споров. Он подробно остановился на рекомендуемых механизмах разрешения споров и конфликтов и отметил, что при их использовании можно избежать судебного разбирательства и они обеспечат быстрое рассмотрение, не несут бремя больших финансовых расходов, которые имеют место при обращении в судебные органы.

А.А. Алимджанов, ассистент региональной группы деятельности АВП, сделал доклад на тему «Водораспределение в АВП». Он отметил, что в результате проводимых реформ в Узбекистане были расформированы убыточные и малоэффективные крупные хозяйства (колхозы и совхозы) и создано большое количество новых водопользователей с малыми орошаемыми площадями.

Распад колхозов и совхозов привел к расформированию их ирригационно-мелиоративной службы, функцию которых осуществляют ныне ассоциации водопользователей (АВП).

В этих условиях основными задачами АВП по использованию водных ресурсов являются:

  • обеспечение рационального и экономного использования водных ресурсов в АВП;
  • сокращение непроизводительных потерь воды в оросительной сети АВП;
  • обеспечение гарантированного и равноправного распределения воды между водопользователями;
  • обеспечение свободного доступа к информации по вододелению между водопользователями АВП.

В настоящее время водораспределение в крупных хозяйствах и создаваемых АВП базируется на показателях планового водопользования, составленного 15-20 лет тому назад или составленного на уровне каналов второго порядка.

Существующее водораспределение, основанное на вышеуказанных принципах, является неэффективным, так как изменилась структура возделываемых сельхозкультур и по плану водопользования, составленного на уровне канала второго порядка, невозможно определить кому, когда и каким расходам необходимо подать воду.

В новых условиях АВП должна составить план водопользования с учетом требований к воде каждого водопользователя независимо от места расположения и размера его орошаемой площади. Необходимые материалы для составления плана водопользования:

  • Линейная схема межфермерской оросительной сети;
  • Размещение сельхозкультур по каждому отводу водопользователей;
  • Режим орошения сельхозкультур по гидромодульным районам;
  • Техническая характеристика и КПД межфермерской оросительной сети.

В условиях функционирования мелких хозяйств распределение воды постоянным током каждому хозяйству с малыми среднедекадными расходами в соответствии с планом водопользования представляется неэффективным (1 л/с на 1 га, 3 л/с на 5 га).

План водопользования в новых условиях потерял свою водораспределяющую функцию, оставив лишь необходимый объем потребной воды.

Для улучшения эффективности распределения воды между мелкими хозяйственными субъектами необходимо перейти от декадного водораспределения к суточному водораспределению. Этот принцип учитывает интересы всех сторон – водопользователей, АВП и водохозяйственной организации, обеспечивая прозрачность и гласность процесса водораспределения.

Далее докладчик остановился на преимуществах внедрения метода распределения воды по заявкам водопользователей, который:

  • вовлекает в процесс водораспределения всех водопользователей и повышает доверие водопользователей к АВП;
  • позволяет своевременно проводить поливы, при котором каждый водопользователь будет информирован работником АВП о времени и объеме подачи воды;
  • не допускает затяжные поливы;
  • дает возможность водопользователям планировать и своевременно выполнить агротехнические мероприятия при возделывании СХК;
  • повышает КПД каналов второго и последующих порядков;
  • имеет возможность интегрировать процесс распределения воды от канала до поля

На семинарах специалист IWMI Ж. Казбеков сделал доклад, подготовленный совместно с И.Абдуллаевым «Управление водой на уровне АВП». Он ознакомил слушателей семинаров с общей деятельностью IWMI в Центральной Азии, о выполняемых ими проектах и, в частности, участии IWMI в проекте «ИУВР-Фергана».

Докладчик в своей презентации остановился на показателях, которые должны учитываться при управлении водой на уровне АВП, о формировании ГВП в процессах планирования, распределения по времени.

Затем Ж.Казбеков остановился на вопросах:

  • участия водопользователей по определению «права на воду»;
  • планирования управления водой снизу (ГВП) вверх (УК);
  • определения «права на воду» по критериям (пропорционально, максимальное значение, исторический, первенство, расчетный);
  • взаимосвязи основных процессов управления водой на уровне АВП;
  • организационной иерархии процесса управления водой.

В заключение он отметил о необходимых мероприятиях для улучшения управления водой на уровне АВП.

Семинары сопровождались практическими занятиями.