К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 3 (107) февраль 2006 г.



ОТКРЫТИЕ ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА ПРИ КАЗАХСКОМ ФИЛИАЛЕ НИЦ МКВК

30 января 2006 года состоялось торжественное открытие Тренингового центра при Казахском филиале НИЦ МКВК в г. Алматы. Открытие ТЦ стало возможным при финансовой поддержке USAID. Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ) выделил помещение для постоянного размещения ТЦ в стенах университета, что обеспечит постоянную подпитку деятельности ТЦ как со стороны профессорско-преподавательского состава, так и студентов ВУЗа. Таким образом, целевая аудитория ТЦ будет состоять не только из специалистов водного хозяйства, но и студентов старших курсов КазНАУ, проходящих обучение по специальностям в сфере управления и использования водных ресурсов.

К открытию ТЦ в г. Алматы было приурочено проведение первого семинара на тему: «Сотрудничество Республики Казахстан с сопредельными странами в области использования и охраны водных ресурсов трансграничных рек: современное состояние и пути развития».

Собравшихся приветствовали председатель Комитета по водным ресурсам РК Рябцев А.Д., ректор КазНАУ Есполов Т.И., директор Казахской дирекции Исполкома МФСА Нурушев А.Н., представитель USAID Дэвид Бэш и директор Казахского филиала НИЦ МКВК проф. Кипшакбаев Н.К.

В работе семинара принимали участие начальники всех бассейновых водохозяйственных управлений Республики Казахстан, преподаватели КазНАУ, представители Казгидропроект и Института географии РК.

Тема первого семинара была выбрана совместно с Комитетом по водным ресурсам РК с целью обсуждения проблем и перспектив развития водного хозяйства РК, анализа проделанных работ и обобщения положительного опыта РК и развитых стран в водном хозяйстве.

В первый день семинара были представлены общие доклады по проблемам трансграничных рек. В докладе «Существующий опыт управления водными ресурсами на трансграничных реках» Рябцев А.Д. изложил основные проблемы бассейнов рек Сырдарья, Чу-Талас, ключевые направления сотрудничества со странами Центральной Азии, Россией и Китаем по водохозяйственным вопросам. Докладчик представил результаты первой фазы проекта «Регулирование русла реки Сырдарья и Северного Аральского моря» (РРССАМ), включая завершение строительства плотины Северного Аральского моря и пополнение Малого моря до отметки 41.3, он также осветил планируемые во второй фазе проекта мероприятия, которые, среди прочего, предусматривают поднятие уровня Северного Аральского моря до отметки 46.0; строительство ГЭС в составе гидросооружения Аклак с годовой выработкой электроэнергии до 23 МВт, реабилитацию и строительство дамб, спрямление русла реки Сырдарья и т.д. Рябцев А.Д. отметил о том, что современное управление водными ресурсами невозможно без повсеместного внедрения ИУВР как на трансграничном, так и национальном уровне. Среди прочего, необходима работа на орошаемых землях с низовым звеном, которую в настоящее время собирается развивать Комитет по водным ресурсам РК при поддержке Европейского союза, который выделяет Казахстану 1 млн. евро на создание и поддержание кооперативов водопользователей.

«Проблемы международных водотоков и пути их решения» были представлены в докладе проф. Духовного В.А.

«Перспективы регулирования водных ресурсов бассейна реки Сырдарья на территории Республика Казахстан» были изложены директором института «Казгипроводхоз» Дмитриевым Л.Н. В частности, для обсуждения были предложены проектные разработки по строительству Коксарайского контррегулятора. Доклад вызвал жаркую полемику о социальных, экономических экологических и политических аспектах строительства. Участники пришли к выводу, что до начала строительства должны быть изучены все возможные альтернативы.

В последующие дни работы семинара на основе представленных начальниками соответствующих БВУ докладов детально рассматривались проблемы управления водными ресурсами в бассейнах рек Казахстана. Следует отметить, что сфера действий всех БВУ, кроме Нура-Сарысуского водного бассейна, охватывает приграничные с другими государствами районы. Таким образом, БВУ в каждодневной работе сталкиваются с вопросами управления трансграничными водными ресурсами и первыми ощущают на себе тяжесть всех неурегулированных вопросов.

Наибольшую обеспокоенность вызывают проблемы управления водными ресурсами в бассейне реки Сырдарья, которые были освещены в докладах Рябцева А.Д., Духовного В.А., Дмитриева Л.Н., Сарсенбаевой Г.Б., Карлыханова А.К.

В целом докладчики отмечали о положительных сторонах сотрудничества с Российской Федерацией, с которой в 1992 года было подписано соглашение о трансграничных водных объектах. К этому соглашению принято три специальных протокола о совместном использовании и охране трансграничных вод и координации водохозяйственной деятельности в бассейнах рек Урал, Тобол и Ишим. Работа осуществляется в рамках регулярных встреч двусторонней комиссии.

Налаживаются связи с Китаем - в 2001 году заключено двустороннее соглашение, которое стало первым, подписанным Китаем с сопредельным государством по поводу водных ресурсов. Безусловно, остаются нерешенные вопросов, но Казахстану удалось подписать соглашение, договориться об обмене показателями качества воды по 10 индикаторам. Регулярно собирается на свои заседания двусторонняя комиссия.

Несмотря на то, что Казахстан является участником многосторонних и двухсторонних соглашений в сфере использования водных ресурсов, остается проблема национальной имплементации, т.е. принятые обязательства должны иметь реальные механизмы исполнения на внутригосударственном уровне.

Во всех бассейнах озабоченность вызывают вопросы качества воды. Состояние проблемы качества вод на трансграничных реках была представлена в докладе Есекина Б.К., помимо этого все участники в своих выступлениях освещали данный вопрос. В частности, отмечалось, что в РК нет технических возможностей определять качество воды по всем показателям, что осложняет совместное использование вод на трансграничных бассейнах. К примеру, России предоставляются данные лишь по 3 показателям, Китаю по 10, что недостаточно.

В этой связи Рябцев А.Д. отметил, что в целом экологические проблемы очень актуальны, в РК есть достаточная нормативная база, проблема в исполнении и в отсутствии соответствующих полномочий у Комитета для решения этих задач с точки зрения охраны водных ресурсов.

Среди других поднимаемых во время обсуждения вопросов были отсутствие четкой национальной водной стратегии Казахстана, постоянный недостаток финансовых средств на содержание исполнительных органов МКВК, недостаточное внимание к вопросам водосбережения, недостаток гидропостов на реках.

Зиганшина Д.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ДИСКУССИЯ «ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Формирование долгосрочных устойчивых механизмов, которые позволили бы проводить консультации с общественностью по вопросам охраны окружающей среды, на сегодняшний день является проблемой на региональном и национальном уровнях. В этой связи сеть CARNet в сотрудничестве с инициативой «Гендер и вода в Центральной Азии» и Женским Фондом Развития Организации Объединенных Наций (ЮНИФЕМ) в СНГ открывает дискуссию на тему «Гендерные аспекты устойчивого развития и охраны окружающей среды».

Дискуссия разделена на три подтемы:

  • «Внедрение гендерных аспектов в реализацию программ по окружающей среде», модератор Александра Сергеева, ОО «Эл Агартуу», Кыргызстан.
  • «Гендерные перспективы в управлении земельно-водными ресурсами в странах Центральной Азии», модератор - Динара Зиганшина, НИЦ МКВК, Узбекистан.
  • «Гендерная политика и устойчивое развитие», модератор - Майгуль Нугманова, Казахстан.

Цель обсуждения: Предлагаемая он-лайн дискуссия предоставляет возможность обсудить вопросы гендерного равенства и влияние гендерных аспектов на устойчивое развитие региона:

  • Насколько актуальна проблема равенства полов при управлении земельно-водными ресурсами в ЦА?
  • Имеет ли она свою специфику в регионе?
  • Насколько равные возможности имеют представители обоих полов при управлении природными ресурсами?
  • Если ли взаимосвязь между устойчивым управлением и гендерным балансом управленцев?

Приглашаем всех заинтересованных лиц выразить свое отношение к проблеме. Надеемся на активное участие специалистов различных национальных и региональных ведомств (охраны окружающей среды, водного и сельского хозяйства, гидроэнергетики, различных отраслей экономики), представителей международных и неправительственных организаций, образовательных учреждений, СМИ, а также всех неравнодушных наблюдателей и деятелей охраны природы.

Подробности: www.caresd.net/gender/

ИРАН, АФГАНИСТАН, ТАДЖИКИСТАН ПОДПИСЫВАЮТ МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ПО ОБМЕНУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ

Министр энергетики Ирана Парвиз Фатах отметил, что между Ираном, Таджикистаном и Афганистаном было подготовлено соглашение по трехстороннему сотрудничеству в области энергетики.

Министр прокомментировал визит Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова и заявил, что подписание соглашений даст ход расширению экономических отношений между Ираном и Таджикистаном.

Он ссылался на строительство плотин, как на один из основных вопросов переговоров, проведенных между иранскими и таджикскими официальными лицами и сказал, что уже подготовлен меморандум о взаимопонимании по поставке электроэнергии из Таджикистана. Также он добавил, что после утверждения, будут обнародованы все детали соглашений.

В дальнейшем Иран и Таджикистан планируют расширить свое двухстороннее сотрудничество в сфере строительства плотин. Таджикистан сильно заинтересован в использовании ноу-хау и опыта иранских экспертов и инженеров данной отрасли.

ПРОЕКТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ БАССЕЙНОВ ЗАПАДНОГО АФГАНИСТАНА

Проект будет способствовать повышению продуктивности сельского хозяйства и улучшению жизнеобеспечения на селе в бассейне реки Хари Руд, включающем Герат, и бассейне реки Мургаб, охватывающем провинции Бадгис, Говр и Герат.

Проект усилит интегрированное управление водными ресурсами, улучшит орошение, будет способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства с целью повышения продуктивности на крупных и интенсивно возделываемых районах орошения.

В ходе проекта предусматривается реабилитация и модернизация 55-65 тыс. га традиционных оросительных систем. Проект восстановит все системы и увеличит объемы водозабора оросительных систем, улучшая водоснабжение в конце сезона.

Ожидается, что около от реализации проекта выиграют 400 тыс. наиболее бедных людей, проживающих в западном Афганистане.

Проект финансируется Азиатским банком развития, его бюджет составляет 75 млн. долларов.

Из пресс-релиза Азиатского банка развития