К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 5 (109) март 2006 г.



О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИУВР-ФЕРГАНА»

С 27 февраля по 6 марта вдоль Ходжибакирганского и Южно-Ферганского каналов, где созданы новые АВП, деятельностью АВП проекта «ИУВР-Фергана» были проведены семинары на тему «Основные организационные, правовые и финансово-экономические меры для устойчивого функционирования АВП. Водопользование в АВП».

Семинары были проведены:

  • с 27 по 28 февраля – в г. Пролетарске Согдийской обл., где присутствовали 39 чел. местных представителей АВП, ВХО
  • с 1 по 2 марта – в ТЦ в г. Фергане, где присутствовали 69 чел. местных представителей АВП, ВХО
  • с 3 по 4 марта – в ТЦ в г. Андижане, где присутствовали 50 чел. местных представителей АВП, ВХО
  • с 5 по 6 марта – в ТЦ в г. Оше, где присутствовали 32 чел. местных представителей АВП, ВХО, лекторов ТЦ.

С докладом «Планирование и осуществление мероприятий при создании и функционировании АВП» выступил руководитель деятельности АВП проекта «ИУВР-Фергана» к.э.н. М.А. Пинхасов. В докладе отмечались причины создания АВП и по какому принципу она создается.

Как отметил докладчик, создание АВП, как правило, осуществляется с помощью инициативной группы, в задачу которой входят: определение территориальных размеров АВП, проведение социальной мобилизации среди водопользователей, подготовка учредительных документов по создаваемой АВП, подготовка инвентаризационной ведомости ирригационных фондов, передаваемых АВП, предложить примерную организационную структуру АВП, подготовка общего (учредительного) собрания членов АВП.

После учреждения АВП составляются бизнес-план, план водопользования, учитывающий требования к воде каждого водопользователя, план ремонтно-восстановительных работ оросительной и коллекторно-дренажной сети АВП и мониторинг деятельности АВП, налаживается организация водоучета как с ВХО, так и с водопользователями.

Важными условиями устойчивого функционирования АВП являются: установление размеров и критериев учредительных взносов членов и соучредителей АВП; наличие правовой базы по созданию и функционированию АВП; превышение доходной части бюджета АВП над расходной частью или их равенстве; наличие производственной базы АВП; участие в работе АВП профессиональных кадров гидротехников, мелиораторов, экономистов; установка средств водоучета на внутрихозяйственной сети для каждого водопотребителя-члена АВП; организация устойчивой оперативной работы между водохозяйственной организацией и АВП; объективно установленный тариф, утверждённый общим собранием членов АВП; наличие оптимальной организационной структуры АВП; наличие стимулов для работников АВП за выполнение ими показателей водообеспечения, равномерного водораспределения между водопользователями, обеспечения благоприятного мелиоративного фона, повышение урожайности сельхозкультур; внешняя помощь (Минсельводхозов и их структур, местной администрации) для привлечения местных ресурсов, обеспечение нормативно-методической документацией, финансовыми и техническими средствами, обучения кадров АВП и водопользователей.

Для выявления «резервов» в деятельности АВП докладчик предложил использовать предложенную НИЦ МКВК в «Руководстве ИУВР на уровне АВП» систему технико-экономических показателей работы АВП.

С докладом «Вопросы водоучета при интегрированном управлении водными ресурсами» выступил консультант по гидрометрии проекта к.т.н. Р.Р. Масумов.

Докладчик ознакомил слушателей с имеющимися наглядными пособиями, технической документацией по водоучету и различными водомерными устройствами, предложил конкретные рекомендации по установке различных типов водомерных устройств, по ведению водоучета как в каналах АВП, так и в точках забора воды у водопользователей.

С докладом «Финансово-экономические аспекты деятельности АВП» выступил М.А. Пинхасов.

Докладчик ознакомил слушателей с формированием бюджета АВП, сущностью и порядком составления бизнес-плана АВП. Докладчик подробно остановился на предложенную им систему технико-экономических показателей АВП, которая позволит вскрыть имеющиеся «резервы» в деятельности анализируемой АВП.

С докладом о «Водораспределении в АВП» выступил ассистент деятельности АВП А.А. Алимджанов. Он отметил, что в результате проводимых реформ в Узбекистане были расформированы убыточные и малоэффективные крупные хозяйства (колхозы и совхозы) и создано большое количество новых водопользователей с малыми орошаемыми площадями.

Распад колхозов и совхозов привел к расформированию их ирригационно-мелиоративной службы, функцию которых осуществляют ныне ассоциации водопользователей (АВП). В настоящее время водораспределение в крупных хозяйствах и создаваемых АВП базируется на показателях планового водопользования, составленного 15-20 лет тому назад или составленного на уровне каналов второго порядка.

Существующее водораспределение, основанное на вышеуказанных принципах, является неэффективным, так как изменилась структура возделываемых сельхозкультур и по плану водопользования, составленного на уровне канала второго порядка, невозможно определить кому, когда и каким расходам необходимо подать воду.

В новых условиях АВП должна составить план водопользования с учетом требований к воде каждого водопользователя независимо от места расположения и размера его орошаемой площади.

В условиях функционирования мелких хозяйств распределение воды постоянным током каждому хозяйству с малыми среднедекадными расходами в соответствии с планом водопользования представляется неэффективным (1 л/с на 1 га, 3 л/с на 5 га).

План водопользования в новых условиях потерял свою водораспределяющую функцию, оставив лишь необходимый объем потребной воды.

Для улучшения эффективности распределения воды между мелкими хозяйственными субъектами необходимо перейти от декадного водораспределения к суточному водораспределению.

Докладчик подробно остановился на механизме перехода от декадного к суточному водораспределению и на составлении суточных графиков водоподачи водопользователям. Этот принцип учитывает интересы всех сторон – водопользователей, АВП и водохозяйственной организации, обеспечивая прозрачность и гласность процесса водораспределения.

Далее докладчик остановился на преимуществах внедрения метода распределения воды по заявкам водопользователей.

С докладом «Методы разрешения водных споров» выступил М.А. Пинхасов.

В своем докладе он остановился на природе и причинах возникновения водных конфликтов и споров. В частности, он отметил, что конфликты и споры между водопользователями внутри АВП, между АВП и водопользователями, между АВП и ВХО могут быть вызваны: неисполнением условий договора между водопользователями и АВП по поставке воды по срокам и объемам и представлению других видов услуг, включая услуги по мелиорации земель, осуществляемых АВП; неисполнением условий договора между ВХО и АВП, нарушением членом АВП установленного порядка получения воды (самовольный водозабор, самовольное увеличение точек забора воды, регулировка гидротехнических сооружений, установка на каналах временных перемычек, насосных установок, бурение скважин на воду и т.д.), ухудшением мелиоративного состояния земель, вызванных бездействием или недостаточными мерами, связанными с эксплуатацией мелиоративных систем, нарушением Устава АВП и т.д.

Споры и конфликты между членами АВП и АВП, между АВП и ВХО могут быть рассмотрены в соответствии с действующими НПА в Арбитражной комиссии АВП, в Арбитражной комиссии Водного комитета канала, в судах аксакалов (организуемых при хокимиятах) и в Регулирующем органе АВП при Минсельводхозе (пока этот орган создан только в Кыргызской Республике).

Докладчик далее остановился на упреждающих мерах по недопущению водных конфликтов и споров.

С докладом «Привлечение водопользователей в процесс планирования водопользования и водораспределения в АВП» выступил А.А. Алимджанов, в котором отметил, что в результате проводимых реформ в сельскохозяйственном секторе экономики стран Центральной Азии увеличилось количество водопользователей с малыми размерами орошаемой площади, которые создают проблемы по организации водопользования и обслуживанию водопользователей.

Для решения указанных проблем необходимо при организации водопользования в АВП перейти от декадного водопользования к суточному и привлекать самих водопользователей к процессу планирования водопользования и водораспределения в АВП.

Докладчик отметил, что при привлечении водопользователей в процесс планирования водопользования и водораспределения необходимо учесть взаимоотношения водопользователей с АВП, т.е. заключение договоров по поставке воды водопользователям непосредственно с АВП или через лидера группы водопользователей.

ИНФОРМАЦИЯ О КОНТРОЛЬНЫХ ЗАМЕРАХ РАСХОДОВ ВОДЫ И ВОДОЗАБОРАХ ИЗ РЕКИ АМУДАРЬИ НИЖЕ ТУЯМУЮНСКОГО ГИДРОУЗЛА

По инициативе Минводхоза Туркменистана с 27 февраля по 1 марта 2006 года были проведены совместные контрольные замеры расходов воды и водозаборов на реке Амударье ниже Туямуюнского гидроузла. Для проведения совместных контрольных замеров были созданы четыре рабочие группы из представителей БВО «Амударья», Минводхоза Туркменистана, Минсельводхоза Республики Узбекистан и Узглавгидромета.

Проведенные контрольные замеры показали:

  • в целом измеренные расходы воды по водозаборам соответствуют отчетным данным БВО «Амударья», нарушений водной дисциплины в результате проверки не выявлено;
  • измеренные расходы на гидропостах ниже Туямуюнского гидроузла, кроме гидропоста Кипчак, соответствуют данным Узглавгидромета;
  • непроизводительные потери воды на участке г/п Туямуюн - г/п Саманбай на 01.03.06 г. составили 31%, в том числе на участках г/п Туямуюн - г/п Кипчак -19,2%, г/п Кипчак - г/п Саманбай - 18,2%.

Результаты о проделанной работе отражены в итоговом протоколе.

В тоже время необходимо обратить внимание на то, что расходы по каналу Хан-яб зафиксированы на основании отчетных данных, ввиду отсутствия возможности проведения контрольного замера. Из-за сильного заиления подводящей части канала Жумабай-сака, при существующих горизонтах воды в русле реки водозабор по нему невозможен. БВО «Амударья» неоднократно обращало руководство п/о «Дашогузсувхожалыгы» на это внимание. Рабочие группы рекомендовали в целях, улучшения условий водозабора системы канала Джумабай-сака, срочно провести необходимые очистные работы на подводящем русле канала. Такую же работу необходимо проводить постоянно на подводящих каналах Клычниязбай, Хан-яб.

В заключение необходимо отметить, что практика проведения совместных контрольных проверок водозаборов и расходов воды в реке дело не новое, она давно имеет место в работе БВО и безусловно, имеет положительные моменты: во-первых, снимает напряжённость в вопросах доверия, во-вторых, повышает дисциплину водопользования и позволяет своевременно устранять выявленные недостатки в вопросах регулирования водными ресурсами. Необходимо чтобы такая работа проводилась регулярно не только на участке реки ниже Туямуюнского гидроузла, но и на всей длине реки Амударье.

Ш. Кучкаров
Минсельводхоз Республики Узбекистан