НИЦ МКВК «БАНКУЕТ» ИЛИ РАБОТАЕТ?
Воевать с ветряными мельницами или с анонимными обличителями под стать Дон Кихотам. Когда мой друг показал мне статью таинственного каракалпака Т. Дусбаева (речь идет о статье «Золотая лужа. Кто банкует Аральскими проектами?», опубликованной на сайте CentrAsia.org 27.05.2006 г. прим. ред.), он сам выразил то, что мелькнуло у меня в голове при чтении этого опуса: «Собака лает, а караван идет!».
За мою длинную жизненную дорогу мне встретилось очень много прекрасных людей, тружеников, тех, кто по великому восточному обычаю несут в мир «адамгорчилик» человечность, доброту, которым так богаты все среднеазиатские народы. Я всегда привык к тому, что мир делится на тех, кто работает, и тех, кто делает вид, что что-то делает. Последние обычно преуспевают в изыскании чужих грехов и обливании других грязью.
Можно было не обратить внимание на эти наветы, если бы не тот вред, который может быть нанесен не моему имени его замарать трудно для тех, кто меня знает и кто со мной работал а всему водному содружеству стран Центральной Азии, которое на протяжении 15 лет развивается и успешно поддерживает бесконфликтное водообеспечение пяти стран Центральной Азии.
Немедленно после распада СССР Министры водного хозяйства пяти стран Центральной Азии подписали Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников», которое создало 18 февраля 1992 г. Межгосударственную Координационную водную комиссию Аральского бассейна (МКВК) в целях совместного управления использованием вод бассейна. Основу этой Комиссии составили организованные в 1987 г. БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» и Научно-Информационный Центр, выделившийся из института САНИИРИ. Это Соглашение нашло подтверждение при формировании Международного Фонда спасения Арала, который был создан решением Глав Государств Центральной Азии не в 2003 г., в 1993 г. в составе двух комиссий МКВК, Межгосударственной Комиссии устойчивого развития (МКУР) и ИК МФСА.
Между организациями МФСА обязанности были четко распределены МКВК, куда входят два БВО и НИЦ МКВК, отвечает за планирование и распределение водных ресурсов, совершенствование управления ими и повышение технического уровня водопользования. МКУР отвечает за улучшение экологического состояния в бассейне Аральского моря, а ИК МФСА отвечает за координацию действий в рамках положений и уставов, утвержденных Главами Государств. Учитывая ротацию местоположения и состава ИК МФСА, последний прошёл последовательно период управления Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, и все они обеспечивали постоянное поддержание сотрудничества, совместную подготовку и инициирование донорских проектов, усиление юридического и организационного механизма сотрудничества при невмешательстве Исполкома в дела МКВК и МКУР, но постоянном оказании помощи в представлении необходимых решений членам Правления.
В мире более 240 комиссий, различных комитетов, правлений и других форм, ответственных за деятельность двух или более стран на трансграничных водах. Но лишь менее десятка из них отвечают за непосредственное планирование, распределение вод, контроль за использованием, охрану и развитие водных бассейнов. МКВК бассейна Аральского моря по полноте ответственности, осуществляя не только планирование, но и повседневное распределение вод между тысячами водовыделов пяти стран региона, является поистине уникальной организацией, которая во многом функционирует благодаря опыту, навыкам совместной работы коллектива водников пяти стран, а главное доброй воле Глав государств Центральной Азии, правительств и понимании всех ключевых лиц, что управлять общей водой можно только вместе. Но инерция прошлого единства постоянно проходит испытания новыми рыночными веяниями, новыми социально-экономическими условиями и приоритетами и постоянно меняющейся природной и политической обстановкой. В этих условиях на МКВК и его органах лежит большая задача поддержания и улучшения сотрудничества между странами в направлении эффективного использования водных и связанных с ними природных ресурсов.
За 15 лет деятельности пережито три крайне маловодных и 4 паводковых года без единого межгосударственного конфликта, так усиленно пропагандируемых любителями острых ощущений. Общий водозабор из реки уменьшился на 8 10 км3 и продолжает снижаться.
Для достижения этих целей и результатов МКВК помимо регулярных ежеквартальных заседаний, где обсуждаются многочисленные вопросы взаимных интересов, текущего и перспективного водораспределения и водопользования, постоянно работает в направлении технического совершенствования и управления и водопользования.
Эта деятельность осуществляется по линии связи с мировым сообществом и ознакомлении широких слоёв водных специалистов и водопользователей с достижениями и тенденциями передовых стран, с международным водным правом и развитием процесса подготовки соглашений, путем круглых столов по выработке совместных подходов и понимания интересов партнеров.
На первом этапе большую помощь МКВК оказали доноры: Европейский Союз, Всемирный Банк, ПРООН и др. На основе решения Глав Государств в 1994 г. была разработана программа бассейна Аральского моря - ПБАМ 1, большая часть проектов, по которой были обоснованы и подготовлены НИЦ МКВК. Это проекты ВАРМАП 1 и ВАРМАП 2 Европейского Союза, это упоминаемый г. Дусбаевым проект Глобального Экологического фонда. Но исполнял его и распоряжался им не НИЦ и не В.А. Духовный, а ИК Межгоссовета и ИК МФСА, а самим проектом стоимостью действительно 21 млн. долларов, руководили по компонентам члены ИК МФСА первых двух созывов. Кстати, если часть, которой руководил представитель Узбекистана С.Т. Пернабеков озера Судочьего, проект которого выполнен под моим руководством, так же как и безопасность плотин (К.Б. Баллыев, Туркменистан), водосбережение (М.О. Оспанов, Казахстан) завершились успешно, то это нельзя сказать о компоненте «Трансграничный мониторинг».
Главное внимание НИЦ МКВК в подготовке совместной деятельности стран Центральной Азии уделено трем направлениям: обучению специалистов, созданию информационной системы для формирования доверия и открытости между странами и отработке технологических передовых методов современного водного хозяйства на совместных региональных проектах. Большое влияние на поддержание сотрудничества в рамках не только МКВК, но и всего МФСА оказала деятельность Тренингового центра МКВК (ТЦ МКВК), организованного при НИЦ с помощью Канадского агентства международного развития. При участии всех членов МКВК за 5 лет работы организовано повышение квалификации более 2000 специалистов водного хозяйства стран региона, созданы 5 филиалов для обучения фермеров в Оше, Ургенче, Ходженте, Андижане и Фергане и все это всего за 350 тыс. долларов США!!! Не замечать всё это и не понимать значение такой работы для сотрудничества по воде может только слепой или вредитель.
Благодаря фундаменту, заложенному в проектах ВАРМАП 1 и ВАРМАП 2, а также большой помощи Швейцарского Агентства развития создана уникальная региональная информационная система, объединяющая 2 бассейновые системы, информацию от национальных сетей информации и других источников информации. Применение ГИС и дистанционных методов позволило подготовить для использования водохозяйственных специалистов портал www.cawater-info.net, который постоянно освещает все новости, происшествия на водных просторах региона.
Совместная работа НИЦ МКВК и ИВМИ познакомила и позволила продвинуть внедрение интегрального управления водными ресурсами. Пионерный проект, выполненный МКВК при помощи Швейцарского Агентства развития на трех каналах Ферганской долины, позволил совершенно по новому сочленить гидроэгоистический метод с общественным участием и созданию не только АВП, но и общественного управления Советами каналов, основывающих на новой технологической основе совместное управление каналами и всей водной иерархии. Содружество с созданным по инициативе МКВК Глобальным водным партнерством Центральной Азии и Кавказа резко расширил сферу вовлечения специалистов и НПО в освоение и внедрение ИУВР, благодаря чему наряду с инициативой НИЦ МКВК по внедрению ИУВР на пилотных проектах в Ошской области Киргизстана, Согдийской области Таджикистана, Андижанской и Ферганской областей Узбекистана, подготовлен и успешно осуществляется целый ряд пилотных проектов по ИУВР: Национальный план ИУВР в Казахстане, обоснование Национальных планов ИУВР в Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане. Выполнение всех этих проектов, так же как и ТЭО ИУВР в низовьях выполнялось не НИЦем, а самими участниками будущего внедрения. НИЦ и ГВП видят своей задачей обосновывать проекты, а исполнять их при минимальном вовлечении иностранных специалистов под контролем доноров дело национальных команд, и они показывают поистине выдающиеся результаты!
Хороший пример работа НИЦ МКВК и БВО «Сырдарья» по автоматизации системы управления. ТЭО этих работ было разработано нами в 1998 г. в рамках проекта ПБАМ 1. На основе чего сначала с помощью канадских специалистов был автоматизирован головной узел канала Дружба, а затем при активной поддержке швейцарцев, ЮСАИДа удалось автоматизировать еще 8 сооружений на реке Сырдарья, в результате чего основные водовыделы из реки почти полностью управляются дистанционно.
Автоматизация, например, Учкурганского узла сооружений позволила всего за 240 тыс. долл. повысить точность раздачи воды из этого узла до ± 2 % против ± 10 % ранее при колебаниях воды в верхнем бьефе этого 40-пролетного сооружения в 150 – 300 м3/сек в течение суток!!!
НИЦ МКВК пытается постоянно за счет участия в тендерах Евросоюза, ИНТАС, НАТО и других доноров готовить проекты и представить их на выделение грантов. За счет таких грантов подготовлено предварительное ТЭО комплекса улучшения ситуации в дельте Амударья; подготовлен такой же проект, который заканчивается в настоящее время по дельте Сырдарьи и выполняется не НИЦем, а казахскими коллегами. Совместно с немецкими коллегами проведены 2 экспедиции по дну Аральского моря, позволяющие наметить пути стабилизации ландшафта этой новой пустыни.
Мы гордимся тем, что инициированные нами проекты:
- позволили применять новые знания в регионе;
- вовлекли в содружество с зарубежными специалистами несколько тысяч человек;
- повысили знания и стремления к сотрудничеству наших специалистов;
- показали всему миру, что мы можем работать дружно, сплоченно, организованно и квалифицированно.
Кому интересно узнать, сколько специалистов местной и неместной национальностей участвуют в проектах, инициируемых НИЦем, я приведу некоторые цифры: в проекте ИУВР «Фергана», финансируемом Швейцарским Агентством Развития участвуют 53 узбека, 20 киргизов, 22 таджика, 10 русских, 2 татар, 2 евреев, 1 кореец, 1 армянин.
МКВК и его организации являются членами различных международных организаций, и мы гордимся этим, ибо МКВК гордо несет имя центрально-азиатских водников на арене мирового водного сообщества!
Спасибо тем, кто это понимает. Наступит время, поймут и злопыхатели.
Директор НИЦ МКВК,
проф., д.т.н. Духовный В.А.
|