К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 11 (115) июль 2006 г.



НИЦ МКВК — «БАНКУЕТ» ИЛИ РАБОТАЕТ?

Воевать с ветряными мельницами или с анонимными обличителями под стать Дон Кихотам. Когда мой друг показал мне статью таинственного каракалпака Т. Дусбаева (речь идет о статье «Золотая лужа. Кто банкует Аральскими проектами?», опубликованной на сайте CentrAsia.org 27.05.2006 г. — прим. ред.), он сам выразил то, что мелькнуло у меня в голове при чтении этого опуса: «Собака лает, а караван идет!».

За мою длинную жизненную дорогу мне встретилось очень много прекрасных людей, тружеников, тех, кто по великому восточному обычаю несут в мир «адамгорчилик» — человечность, доброту, которым так богаты все среднеазиатские народы. Я всегда привык к тому, что мир делится на тех, кто работает, и тех, кто делает вид, что что-то делает. Последние обычно преуспевают в изыскании чужих грехов и обливании других грязью.

Можно было не обратить внимание на эти наветы, если бы не тот вред, который может быть нанесен не моему имени — его замарать трудно для тех, кто меня знает и кто со мной работал — а всему водному содружеству стран Центральной Азии, которое на протяжении 15 лет развивается и успешно поддерживает бесконфликтное водообеспечение пяти стран Центральной Азии.

Немедленно после распада СССР Министры водного хозяйства пяти стран Центральной Азии подписали Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников», которое создало 18 февраля 1992 г. Межгосударственную Координационную водную комиссию Аральского бассейна (МКВК) в целях совместного управления использованием вод бассейна. Основу этой Комиссии составили организованные в 1987 г. БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» и Научно-Информационный Центр, выделившийся из института САНИИРИ. Это Соглашение нашло подтверждение при формировании Международного Фонда спасения Арала, который был создан решением Глав Государств Центральной Азии не в 2003 г., в 1993 г. в составе двух комиссий — МКВК, Межгосударственной Комиссии устойчивого развития (МКУР) и ИК МФСА.

Между организациями МФСА обязанности были четко распределены — МКВК, куда входят два БВО и НИЦ МКВК, отвечает за планирование и распределение водных ресурсов, совершенствование управления ими и повышение технического уровня водопользования. МКУР — отвечает за улучшение экологического состояния в бассейне Аральского моря, а ИК МФСА — отвечает за координацию действий в рамках положений и уставов, утвержденных Главами Государств. Учитывая ротацию местоположения и состава ИК МФСА, последний прошёл последовательно период управления Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, и все они обеспечивали постоянное поддержание сотрудничества, совместную подготовку и инициирование донорских проектов, усиление юридического и организационного механизма сотрудничества при невмешательстве Исполкома в дела МКВК и МКУР, но постоянном оказании помощи в представлении необходимых решений членам Правления.

В мире более 240 комиссий, различных комитетов, правлений и других форм, ответственных за деятельность двух или более стран на трансграничных водах. Но лишь менее десятка из них отвечают за непосредственное планирование, распределение вод, контроль за использованием, охрану и развитие водных бассейнов. МКВК бассейна Аральского моря по полноте ответственности, осуществляя не только планирование, но и повседневное распределение вод между тысячами водовыделов пяти стран региона, является поистине уникальной организацией, которая во многом функционирует благодаря опыту, навыкам совместной работы коллектива водников пяти стран, а главное — доброй воле Глав государств Центральной Азии, правительств и понимании всех ключевых лиц, что управлять общей водой можно только вместе. Но инерция прошлого единства постоянно проходит испытания новыми рыночными веяниями, новыми социально-экономическими условиями и приоритетами и постоянно меняющейся природной и политической обстановкой. В этих условиях на МКВК и его органах лежит большая задача поддержания и улучшения сотрудничества между странами в направлении эффективного использования водных и связанных с ними природных ресурсов.

За 15 лет деятельности пережито три крайне маловодных и 4 паводковых года без единого межгосударственного конфликта, так усиленно пропагандируемых любителями острых ощущений. Общий водозабор из реки уменьшился на 8 — 10 км3 и продолжает снижаться.

Для достижения этих целей и результатов МКВК помимо регулярных ежеквартальных заседаний, где обсуждаются многочисленные вопросы взаимных интересов, текущего и перспективного водораспределения и водопользования, постоянно работает в направлении технического совершенствования и управления и водопользования.

Эта деятельность осуществляется по линии связи с мировым сообществом и ознакомлении широких слоёв водных специалистов и водопользователей с достижениями и тенденциями передовых стран, с международным водным правом и развитием процесса подготовки соглашений, путем круглых столов по выработке совместных подходов и понимания интересов партнеров.

На первом этапе большую помощь МКВК оказали доноры: Европейский Союз, Всемирный Банк, ПРООН и др. На основе решения Глав Государств в 1994 г. была разработана программа бассейна Аральского моря - ПБАМ — 1, большая часть проектов, по которой были обоснованы и подготовлены НИЦ МКВК. Это проекты ВАРМАП — 1 и ВАРМАП — 2 Европейского Союза, это упоминаемый г. Дусбаевым проект Глобального Экологического фонда. Но исполнял его и распоряжался им не НИЦ и не В.А. Духовный, а ИК Межгоссовета и ИК МФСА, а самим проектом стоимостью действительно 21 млн. долларов, руководили по компонентам члены ИК МФСА первых двух созывов. Кстати, если часть, которой руководил представитель Узбекистана С.Т. Пернабеков — озера Судочьего, проект которого выполнен под моим руководством, так же как и безопасность плотин (К.Б. Баллыев, Туркменистан), водосбережение (М.О. Оспанов, Казахстан) завершились успешно, то это нельзя сказать о компоненте «Трансграничный мониторинг».

Главное внимание НИЦ МКВК в подготовке совместной деятельности стран Центральной Азии уделено трем направлениям: обучению специалистов, созданию информационной системы для формирования доверия и открытости между странами и отработке технологических передовых методов современного водного хозяйства на совместных региональных проектах. Большое влияние на поддержание сотрудничества в рамках не только МКВК, но и всего МФСА оказала деятельность Тренингового центра МКВК (ТЦ МКВК), организованного при НИЦ с помощью Канадского агентства международного развития. При участии всех членов МКВК за 5 лет работы организовано повышение квалификации более 2000 специалистов водного хозяйства стран региона, созданы 5 филиалов для обучения фермеров в Оше, Ургенче, Ходженте, Андижане и Фергане — и все это всего за 350 тыс. долларов США!!! Не замечать всё это и не понимать значение такой работы для сотрудничества по воде может только слепой или вредитель.

Благодаря фундаменту, заложенному в проектах ВАРМАП — 1 и ВАРМАП — 2, а также большой помощи Швейцарского Агентства развития создана уникальная региональная информационная система, объединяющая 2 бассейновые системы, информацию от национальных сетей информации и других источников информации. Применение ГИС и дистанционных методов позволило подготовить для использования водохозяйственных специалистов портал www.cawater-info.net, который постоянно освещает все новости, происшествия на водных просторах региона.

Совместная работа НИЦ МКВК и ИВМИ познакомила и позволила продвинуть внедрение интегрального управления водными ресурсами. Пионерный проект, выполненный МКВК при помощи Швейцарского Агентства развития на трех каналах Ферганской долины, позволил совершенно по новому сочленить гидроэгоистический метод с общественным участием и созданию не только АВП, но и общественного управления Советами каналов, основывающих на новой технологической основе совместное управление каналами и всей водной иерархии. Содружество с созданным по инициативе МКВК Глобальным водным партнерством Центральной Азии и Кавказа резко расширил сферу вовлечения специалистов и НПО в освоение и внедрение ИУВР, благодаря чему наряду с инициативой НИЦ МКВК по внедрению ИУВР на пилотных проектах в Ошской области Киргизстана, Согдийской области Таджикистана, Андижанской и Ферганской областей Узбекистана, подготовлен и успешно осуществляется целый ряд пилотных проектов по ИУВР: Национальный план ИУВР в Казахстане, обоснование Национальных планов ИУВР в Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане. Выполнение всех этих проектов, так же как и ТЭО ИУВР в низовьях выполнялось не НИЦем, а самими участниками будущего внедрения. НИЦ и ГВП видят своей задачей обосновывать проекты, а исполнять их при минимальном вовлечении иностранных специалистов под контролем доноров — дело национальных команд, и они показывают поистине выдающиеся результаты!

Хороший пример — работа НИЦ МКВК и БВО «Сырдарья» по автоматизации системы управления. ТЭО этих работ было разработано нами в 1998 г. в рамках проекта ПБАМ — 1. На основе чего сначала с помощью канадских специалистов был автоматизирован головной узел канала Дружба, а затем при активной поддержке швейцарцев, ЮСАИДа удалось автоматизировать еще 8 сооружений на реке Сырдарья, в результате чего основные водовыделы из реки почти полностью управляются дистанционно.

Автоматизация, например, Учкурганского узла сооружений позволила всего за 240 тыс. долл. повысить точность раздачи воды из этого узла до ± 2 % против ± 10 % ранее при колебаниях воды в верхнем бьефе этого 40-пролетного сооружения в 150 – 300 м3/сек в течение суток!!!

НИЦ МКВК пытается постоянно за счет участия в тендерах Евросоюза, ИНТАС, НАТО и других доноров готовить проекты и представить их на выделение грантов. За счет таких грантов — подготовлено предварительное ТЭО комплекса улучшения ситуации в дельте Амударья; подготовлен такой же проект, который заканчивается в настоящее время по дельте Сырдарьи и выполняется не НИЦем, а казахскими коллегами. Совместно с немецкими коллегами проведены 2 экспедиции по дну Аральского моря, позволяющие наметить пути стабилизации ландшафта этой новой пустыни.

Мы гордимся тем, что инициированные нами проекты:

  • позволили применять новые знания в регионе;
  • вовлекли в содружество с зарубежными специалистами несколько тысяч человек;
  • повысили знания и стремления к сотрудничеству наших специалистов;
  • показали всему миру, что мы можем работать дружно, сплоченно, организованно и квалифицированно.

Кому интересно узнать, сколько специалистов местной и неместной национальностей участвуют в проектах, инициируемых НИЦем, я приведу некоторые цифры: в проекте ИУВР «Фергана», финансируемом Швейцарским Агентством Развития участвуют 53 узбека, 20 киргизов, 22 таджика, 10 русских, 2 татар, 2 евреев, 1 кореец, 1 армянин.

МКВК и его организации являются членами различных международных организаций, и мы гордимся этим, ибо МКВК гордо несет имя центрально-азиатских водников на арене мирового водного сообщества!

Спасибо тем, кто это понимает. Наступит время, поймут и злопыхатели.

Директор НИЦ МКВК,
проф., д.т.н. Духовный В.А.