К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 12 (116) июль 2006 г.



ВТОРОЕ СОВЕЩАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ИУВР СТОРОН КОНВЕНЦИИ ЕЭК ООН 1992 г. ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОДОТОКОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОЗЕР

Второе Совещание Рабочей группы по Интегрированному управлению водными ресурсами (ИУВР) Сторон Конвенции ЕЭК ООН 1992г. по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (далее – Водная Конвенция) состоялось в Женеве 26-27.06.2006г. во Дворце Наций ООН. Повестка дня Совещания включила широкий спектр вопросов, на обсуждение, в частности, были вынесены:

1. Прогресс в ратификации Протоколов к Водной Конвенции;
2. Управление трансграничными водами в регионе ЕЭК ООН
3. Синергизм между Водной Конвенцией и Европейской Водной Директивой (ЕВД).
4. Ход выполнения текущего плана работы на 2004-2006гг. в сфере ИУВР.
5. Вклад Водной Конвенции в деятельность ООН и других органов.

В рамках данной повестки дня участниками Совещания рассмотрены вопросы:

5.1. Водный механизм ООН и подготовка второго издания Доклада ООН о развитии мировых водных ресурсов;
5.2. Деятельность ЕЭК ООН в сфере безопасности и сотрудничества в рамках реализации Инициатив UNEP, UNDP, OSCE в этой сфере;
5.3. Инициатива UNDP в отношении совместно эксплуатируемых вод и о возможностях сотрудничества с Водной Конвенцией в этой области;
5.4. Проект "Наращивание потенциала в области устойчивого использования, управления запасами и охраны совместно эксплуатируемых международных ресурсов грунтовых вод в Средиземноморском регионе";
5.5. Повышение информированности о Водной Конвенции и внесение вклада в проведение шестой Конференции министров "Окружающая среда для Европы" (Белград, 10-12.10.2007г.).

6. Водная инициатива Европейского Союза (ЕС) в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА).

Секретариат Водной Конвенции представил информацию о Водной инициативе ЕС и роли ЕЭК ООН в развитии диалогов по вопросам национальной политики в странах ВЕКЦА.

7. Предупреждение наводнений, защита от них и смягчение их последствий.

Рассмотрены вопросы, связанные с созданием рамочной основы для предупреждения наводнений, защиты от них и смягчения их последствий, включающей в себя компоненты:

7.1. Правовой (разработчик – Греция);
7.2. "Мягкого законодательства" (Германия);
7.3. Укрепления потенциала (Венгрия).

Рассмотрен также проект Типового положения по предупреждению трансграничных наводнений, защите от них и смягчению их последствий, которые будут представлены для утверждения на четвертом Совещании Сторон Водной Конвенции (Германия, Бонн, 20-22.11.2006г.). Вопросы пункта повестки дня подготовлены Целевой группой по наводнениям в сотрудничестве с Правовым советом и при консультации с Еврокомиссией.

8. Проект "Потенциал для сотрудничества по водным ресурсам" (ПСВР)

Подведены итоги второго "Управление информацией и участие общественности в трансграничном водном сотрудничестве" (Санкт-Петербург, 8-10.06.2005г.) и третьего ("Совместный мониторинг и оценка общих речных бассейнов, включая системы раннего предупреждения и оповещения" (Тбилиси, 31.10-02.11.2005г.) Рабочих Совещаний в рамках проекта ПСВР Водной Конвенции.

Рассмотрены предложения в отношении продолжения осуществления проекта ПСВР и последующей деятельности, определенной в рамках проекта ПСВР Водной Конвенции. Секретариат проинформировал о возможности проведения очередного Совещания в рамках проекта ПСВР Водной Конвенции в 2007г. в Казахстане (Алматы).

9. Кодекс поведения в отношении платы за услуги экосистем в условиях интегрированного управления водными ресурсами (далее – Кодекс поведения);

Деятельность по данному направлению возглавляет Швейцария, инициировавшая работу в отношении разработки Кодекса поведения на семинаре по экологическим услугам и финансированию охраны и устойчивого использования экосистем (Женева, 2005г.). Проект Кодекса поведения подготовлен Редакционной группой в составе представителей Сторон Водной Конвенции, международных и неправительственных организаций. Участники Совещания обсудили проект Кодекса поведения, в него будут внесены изменения в соответствии с замечаниями и предложениями участников Совещания. Проект Кодекса поведения будет представлен для утверждения Сторонами Водной Конвенции на их четвертом Совещании (см. выше – Германия, Бонн, 20-22.11.2006г.);

10. План работы в области ИУВР на 2007-2009гг. и последующий период.

Ключевыми вопросами, вынесенными на обсуждение и на которые было затрачено больше всего времени, были п.9 («Кодекса поведения в отношении платы за услуги экосистем в условиях ИУВР») и п.10 («План работы в области ИУВР на 2007-2009гг. и последующий период») настоящей записки (п.4 и 13 оригинала - аннотированной повестки дня второго Совещания).

Предложения в отношении будущей деятельности в том или ином направлении рассмотрены практически по всем пунктам повестки дня второго Совещания.

НИЦ МКВК Центральной Азии представил комментарии и замечания к «Кодексу поведения», абсолютное большинство которых было принято Секретариатом Водной Конвенции, и предложения по формированию «Плана работы в области ИУВР на 2007-2009гг.» (далее – «План работы…»). В частности, НИЦ МКВК, в соответствии с позициями «Плана работ…» внес 9 проектов, из которых названные ниже 3 поддержаны Секретариатом Водной Конвенции:

1. В рамках Программной области I: «Пропаганда Водной Конвенции, проводимой в соответствии с ней деятельности и консультативное обслуживание». Позиция 1. «Пропаганда и распространение информации»:

- Проведение специальной сессии, посвященной Водной Конвенции ЕЭК ООН 1992г. и Европейской Водной Директиве 2000г., в рамках мероприятий по случаю 15-й годовщины создания МКВК Центральной Азии (Алматы, 2007г.). Возможный источник финансирования: Фонд Водной Конвенции;

2. В рамках Программной области II: «Интегрированное управление водными ресурсами и связанными с ними экосистемами». 2. «Повышение потенциала» 2.1. «Интегрированное управление трансграничными водами в странах ВЕКЦА»:

- Проект 1: «Разработка Стратегии использования водных ресурсов трансграничных малых рек Центральной Азии». Ожидаемые результаты: Согласованная между Сторонами Стратегия по использованию водных ресурсов трансграничных малых рек, сокращение конфликтного потенциала в этой сфере. Лидер: UNECE: Возможные партнеры: (внешние): UNESCAP, ЕС, GWP; (от стран и региона): МКВК, национальные Главные Водные Агентства стран Центральной Азии; местные общины соответствующих пограничных областей. Период: 2007-2009гг. Возможные источники финансирования: UNECE, UNESCAP, ЕС.

- Проект 2: «Разработка Правил управления трансграничными бассейнами подземных вод в Центральной Азии». Ожидаемые результаты: Оценка водных ресурсов трансграничных бассейнов подземных вод в Центральной Азии, их экономической, экологической и социальной ценности, пределов их использования на нужды ирригации и других целей, семинары, разработка Правил управления трансграничными бассейнами подземных вод.

Лидер: ЕЭК ООН; Возможные партнеры: (внешние): UNESCAP, ЕС, GWP, UNESCO, FAO, IAH; (от стран и региона): МКВК, национальные Главные Водные и Гидрогеологические Агентства стран Центральной Азии; местные общины пограничных областей сопредельных стран; Период: 2007-2009гг.; Возможное источники финансирования: UNECE, ЕС, FAO, IAH.

Надо отдать должное ответственным за подготовку проект «Плана работ…», который был ясно изложен (позиция, цель, состав и география работ, сторона-руководитель, возможные партнеры и др.), что позволило НИЦ МКВК предложить возможные проекты, в значительной степени, по «вакантным» позициям «Плана работ…». Что касается поддержанных Секретариатом Водной Конвенции проектов, они действительно актуальны для нашего региона.

Так, в использовании водных ресурсов трансграничных малых рек (ТМР) заключен конфликтный потенциал. При определенных обстоятельствах водные споры в приграничных районах (местный уровень) могут принять политический оттенок и повлиять на межгосударственные отношения, в значительной степени от урегулирования этой проблемы зависит социально-политическая стабильность в приграничных районах сопредельных государств Центральной Азии. Вопросы управления трансграничными бассейнами подземных вод в международно-правовом отношении в Центральной Азии пока не урегулированы. Проблема также имеет отношение к обеспечению безопасности в приграничных районах сопредельных стран.

В работе Совещания приняли участие представители Секретариата и Сторон Водной Конвенции (страны, ответственные за отдельные направления деятельности в рамках проводимых ею мероприятий – Германия, Финляндия, Норвегия, Италия и др.), стран ВЕКЦА (Азербайджана, Венгрии, Кыргызстана, Сербии, Украины, Эстонии, и др.) правительственных, неправительственных, международных организаций.

Центральная Азия была представлена Кыргызстаном (проф. Э.Шукуров), МФСА (Х.Ибодзода), САREC (Б.Ессекин), НИЦ МКВК Центральной Азии (Рысбеков Ю.Х.).

Совещание прошло в дружественной обстановке, преобладал деловой подход к решению поставленных вопросов. Предложения участников Совещания, особенно представителей Сторон Водной Конвенции, ответственных за отдельные направления деятельности, отличались конкретностью. Следует отметить, что большинство предложений представителей нашего региона, а также Азербайджана и Украины, были приняты Секретариатом Водной Конвенции.

В то же время (и связи с этим), на Совещании прозвучала и раздраженная реплика представителя Сербии примерно следующего содержания (здесь точен смысл, он говорил на английском): «Мы много встречаемся, обсуждаем важные вопросы и имеем опыт переговоров, но оказывается, что больше половины участников нынешнего Совещания – не англофоны». Очевидно, что представитель Сербии ставит знак равенства между «знаниями» (в определенной области) и «знанием английского языка», и между «частотой зарубежных поездок» и «опытом международных отношений». Не надо доказывать, что есть большая разница между сравниваемыми понятиями, и что такой тон неприемлем на заседаниях любого уровня. Представляется, что такие выпады не должны оставаться вне внимания.

Председательствовала на Совещании г-жа Сибилла Вермонт (Швейцария). Благодаря ей и ее команде (г-жа Франческа Бернардини, г-н Райнер Андерляйн, г-н Бо Либерт) за относительно короткое время (2 рабочих дня на рассмотрение более 10 вопросов, из которых некоторые были весьма «емкими» - Кодекс поведения, отчеты по направлениям деятельности, План работы на 2007-2009гг.) участникам второго Совещания РГ по ИУВР удалось обсудить все вопросы повестки дня и принять соответствующие решения.

Ю. Рысбеков,
участник Совещания