К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 15 (119) сентябрь 2006 г.



57 ЗАСЕДАНИЕ ИСПОЛКОМА МКИД, 3 АФРОАЗИАТСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МКИД И 7 КОНГРЕСС МИКРООРОШЕНИЯ

В соответствии с программой Международной комиссии по ирригации и дренажу (МКИД) в Куала Лумпуре при активном участии Министерства сельского хозяйства и агроиндустрии Малайзии 10-16 сентября были организованы три мероприятия МКИД, в которых приняли участие делегаты большинства национальных Комитетов по ирригации и дренажу, руководители рабочих групп, комитетов, представители Всемирного банка, ФАО, АБР и другие. Региональная конференция прошла под лозунгом «Орошаемое земледелие – эффективный двигатель прогресса». Главные задачи конференции:

  • оценка текущего статуса сельскохозяйственного производства и необходимость трансформации сектора;
  • аспекты усиления юридической основы в отношении агроиндустрии;
  • распространение современной технологии увеличения продуктов питания;
  • адаптация инновационной стратегии и политики в сельскохозяйственном управлении;
  • способствовать оптимальному использованию земли и воды;
  • усилить внимание к развитию исследований и созданию базы знаний по производству продукции.

Конференция рассмотрела вопросы организации и политики; управления; экономики, а также исследования и развития. Значительное количество докладов было представлено Китаем, Индией, Южной Африкой, Индонезией, Японией, Пакистаном, Ираном, Таиландом и др.

Конференция подчеркнула несколько основных направлений развития орошения и усиления его эффективности:

  • рассматривать орошение как стратегическое направление повышения продуктивности воды и производства больше продуктов питания лучшего качества;
  • модернизация крупномасштабных ирригационных схем, особенно в Азии;
  • внедрение новых подходов в эксплуатацию и усиление таких систем, позволяющих резко усилить справедливость и устойчивость в водопользовании;
  • усилить равноправный доступ к земельным и водным ресурсам, обеспечивая социальную справедливость и равенство возможностей;
  • максимальное вовлечение потенциала гражданского общества в повышение эффективности орошения на единицу воды.

Прекрасные результаты развития орошения и его роли в прогрессе территории продемонстрированы хозяевами Конференции – Министерством сельского хозяйства и Департаментом орошения и дренажа Малайзии.

Оросительная система и комплексный проект "Северо-западный Селангор – сельскохозяйственное развитие", охвативший 19000 га орошения риса всех площадей и 80000 га дренированных земель, частично орошаемых, на которых выращиваются суходольные культуры и растения: пальмы, овощи, бобовые («женские пальчики»), кофе, кокосовый орех и др. Старая оросительная система, построенная англичанами в 1936 г., давала низкие урожаи и слабую заинтересованность местных жителей. В 1978 г. был утвержден проект Национальным Планом Министерства сельского хозяйства, по которому была проведена реконструкция орошаемых и дренирование рисовых и окружающих земель с общей стоимостью 84 млн. долларов. В 1990 г. на эти земли были выделены средства на реконструкцию 8,4 млн. долл. и затем еще 2,04 млн. долл. Состав работ: планировка, дренаж, облицованные каналы с водовыпусками, дороги, ЛЭП. Вложенные в реконструкцию и развитие этого массива государством почти 95 млн. долл. полностью окупились и дали огромный социальный эффект. Если урожайность одного сезона риса в начале проекта составляла 2,4 т/га, то в 2003 г. – 7,13 т/га при средней по стране 4,76 т/га. Каждый гектар риса дает 2 урожая в год, позволяя получить в среднем 14, а некоторые фермеры получают 20 и даже более т/га. В целом система дает 270000 тн риса в год! Высокие доходы позволили практически избавить 60 тыс. человек от бедности и поисков пропитания. Если в 1977 г. ниже уровня бедности пребывали 67 %, то в 2002 г. – лишь 10 %, а в 2004 г. – бедность полностью ликвидирована. Основа высоких доходов фермеров – чистая прибыль 800 $/га – в тщательном соблюдении технологии: ежегодная планировка, применение необходимого количества удобрений и пестицидов, тщательное регулирование уровня воды в чеке, дифференцированное для различных периодов – от 20 … 25 см перед посевом, 5 см при посеве "в воду", 10 см – при вегетации от 20 до 90 дней, оставление воды в 90 дней и полное опорожнение чеков. Уборка комбайнами проводится прямо в бункер машины. Ассоциации фермерских хозяйств успешно работают в области снабжения семенами, удобрениями, гербицидами, механизмами, регулирования воды. Хорошо развитая кредитная линия позволяет быстро и оперативно решить потребность в средствах. Государство финансирует все работы по водоподаче, мелиорации, гидрометрии (в среднем 1,9 млн. долл. в год – или 10 $ на гектар дренируемых земель и 55 $ на гектар орошаемых), осуществляет тренинг фермеров, контролирует качество семян, организовывает защиту растений. Ассоциации фермеров начинает вкладывать в переработку продукции: очистку и дробление зерна, обработку древесины с полевых плантаций и т.д. Следует отметить льготное налогообложение фермеров (фермы платят лишь 0,4 % от чистой прибыли налог на землю 3,2 $/га).

Полудикий прибрежный массив за 30 лет превратился в благоустроенный сельский селитебный район, оснащенный всеми необходимыми коммуникациями, школами, местными администрациями и достаточно благоустроенными фермерскими домами.

Анализ "Института глобальных экологических исследований" (Кобе, Япония) показал, что во многом успех организации в Малайзии и слабость организации Индии и Индонезии объясняется тем, что в Малайзии в отличие от этих двух соседей большое внимание обращается на ликвидирование "не – водных", а социально-экономических препятствий в эффективности орошения таких, как устойчивость и качество труда, поставки удобрений, энергии, механизмов. Кроме того, важны знание того, что не хватает земле, кредитные возможности, наконец, жизненные условия фермеров. Должна быть организована система государственной поддержки фермеров, снимающая эти факторы.

Те же аспекты были подчеркнуты в докладах Китая, особо: усиление роли государства в водной политике, внедрение системы платы за воду, стимулирующую водоснабжение, усиление помощи АВП, организация сети тренинга фермеров и водохозяйственных специалистов АВП, создание консультативных центров по внедрению новых водосберегающих технологий.

Конгресс микроорошения рассмотрел процесс внедрения капельного и микро-дождевания в мире. По данным МКИД, ФАО и других источников площадь орошения этими методами достигла соответственно 6 и 33 млн. гектар или в целом менее 20 % от общей площади орошения. Лидером в обоих видах является США – 1,9 и 13,3 млн. га. В пяти странах – Израиль, Иордания, Ливия, Австрия и Италия все земли орошаются этими методами. Некоторое распространение получили так называемые "малостоимостные системы микроорошения", которыми в развивающихся странах охвачено более 250 тыс. фермеров на площади 50 тыс. га. Орошение теплиц в мире освоено на 0,75 млн. га и стремительно растет. Главные допросы, ограничивающие внедрение этих методов:

  • необходимость дополнительной энергии и рост стоимости энергии для создания напора;
  • применение микроорошения требует выработки специальной технологии возделывания для каждой культуры, без которого оно не эффективно. Практически микроорошение изменяет характер орошаемого земледелия как процесса;
  • нельзя рекомендовать микророшение везде – зона его применения должна тщательно анализироваться и экономически обосновываться. Приоритет должен отдаваться ценным культурам в зонах водного дефицита и особо самонапорных системах;
  • особое внимание должно быть уделено эксплуатации систем и обучению персонала.

Проф. В.А. Духовный

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

На портале CAWater-Info открыт раздел, посвященный международным неправительственным организациям с целью широкого вовлечения русскоязычной аудитории в их деятельность.

Подробности: www.cawater-info.net/int_org/

ВСЕМИРНЫЙ ВОДНЫЙ СОВЕТ

Всемирный Водный Совет был организован в 1996 году в ответ на растущую обеспокоенность мирового сообщества о глобальных водных вопросах. Его миссия — обеспечение информированности сообщества, построение политических обязательств и инициирование действий по критическим водным вопросам на всех уровнях, включая самый высокий уровень принятия решений, поддержка эффективного управления и использования воды по всем направлениям и на экологически устойчивой основе.

Подробности: www.cawater-info.net/int_org/wwc/

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ВОДНЫЙ ФОРУМ

Цель АТВФ — способствовать устойчивому управлению водными ресурсами для достижения целей ЦРТ в Азии и Тихом океане, используя разнообразие региона и его богатый опыт работы с водой как с главной частью человеческого существования. В особенности АТВФ должен поддерживать работы, направленные на повышение инвестиций, наращивание потенциала и укрепление сотрудничества в водном хозяйстве на региональном и международном уровне.

Подробности: www.cawater-info.net/int_org/apwf/