К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 3 (127) февраль 2007 г.



СОВМЕСТНЫЕ СЕМИНАРЫ ПО ПРОЕКТАМ «ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ» (ИУВР-ФЕРГАНА) И «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ВОДНОГО СЕКТОРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ» (CAREWIB)

22 февраля 2007 г. в Ошском филиале Тренингового центра МКВК по согласованию с Департаментом водного хозяйства Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики (ДВХ МСВХ и ПП КР) при финансовой поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству (SDC) был проведен семинар по проектам «Интегрированное управление водными ресурсами в Ферганской долине» (ИУВР-Фергана) и «Региональная информационная база водного сектора Центральной Азии» (CAREWIB). Целью данного семинара явилось ознакомление членов Коллегии ДВХ и бассейновых управлений водного хозяйства с результатами внедрения ИУВР в Ферганской долине, информационным порталом CAWater-Info и информационной системой CAREWIB.

В работе данного семинара приняли участие члены Коллегии ДВХ и бассейновых управлений водного хозяйства.

Семинар открыли и приветствовали Генеральный директор ДВХ МСВХ и ПП Кыргызской Республики Б.Т. Кошматов и заместитель Главы обладминистрации Ошской области Б.Б. Бургоев.

В результате ознакомления с докладами и дискуссии между участниками принято следующее решение:

  • одобрить работу по проектам «Интегрированное управление водными ресурсами в Ферганской долине» (ИУВР-Фергана) и «Региональная информационная база водного сектора Центральной Азии» (CAREWIB).
  • целесообразно распространение принципов ИУВР на канал Правобережный.
  • уделить внимание проблеме повышения стабильности водоподачи в магистральные каналы Араван-Акбура и Правобережный через решение проблем водозабора в Ошский водопровод.
  • обратить внимание областных водохозяйственных организаций на необходимость оказания содействия в решении проблем с водоохраной зоной ААК.
  • признать чрезвычайно важным обеспечение стабильности состава местных исполнителей проекта «ИУВР-Фергана». Текучесть кадров сдерживает процесс внедрения ИУВР.
  • консультативная служба водопользователей, осуществляемая ныне через RAS, должна быть развита при поддержке МСВХ и ПП КР в федерациях и объединениях АВП.
  • оказать содействие в распространении методики эффективного использования оросительной воды, отработанной проектом на канале Соколок, на другие каналы третьего порядка и другие АВП (по распределению воды между фермерами и оплаты за воду по объему использованной воды, а не по гектару).
  • оказать содействие в организации водоучета на уровне водоотводов на каналах третьего порядка и фермерских хозяйств.
  • необходимо шире использовать филиал Тренингового центра МКВК в г. Оше для инженерно-технического персонала водопользователей и АВП по обучению их различным направлениям деятельности АВП (прогрессивным методам эксплуатации внутрихозяйственной ГМС, организации мониторинга водохозяйственной деятельности АВП, составлении бизнес-планов в АВП, решению мелиоративных проблем в АВП, безопасному использованию КДВ и т. д.).
  • необходима государственная поддержка в оснащении АВП специальной техникой и оборудованием, необходимыми для эксплуатации и поддержания внутрихозяйственных ГМС и выделение АВП льготных долгосрочных кредитов.
  • необходимо выработать порядок стимулирования работников АВП. Индикатором работы АВП следует считать показатель роста урожайности основных сельскохозяйственных культур на орошаемых площадях, обслуживаемых АВП.
  • в ходе перерегистрации и регистрации вновь создаваемых АВП все ассоциации перешли на структуру управления с разделением управляющего органа (Совет АВП) и исполнительного органа. Эта практика должна быть доведена до конца.
  • необходимо разработать механизм по легализации и функционировании рынка сэкономленных водных ресурсов и утвердить это в законодательстве.
  • необходимость дальнейшего развития информационного обмена в регионе и внедрения информационных систем в деятельность не только Минсельводхозов и облводхозов, но и на более низовом уровне - райводхозов и АВП не вызывает сомнений. Для этого на первом этапе необходима постоянная финансовая, институциональная и политическая поддержка правительств и доноров.
  • начать создавать в МСВХ и ПП КР и его подразделениях национальную информационную систему по методике ИС CAREWIB и полностью интегрированную с ней. Использование национальной информационной системы позволит качественно улучшить процесс составления планов водопользования и осуществлять процессы планирования и контроля использования водных ресурсов на современном уровне.

Аналогичный семинар для работников Министерства мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан (ММВР РТ) и областных водохозяйственных организаций состоялся 24 февраля 2007 г. в Ходженте.

Семинар открыл и приветствовал зам. Министра мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан Х.У. Хасанов.

В результате ознакомления с докладами и дискуссии между участниками принято следующее решение:

  • одобрить работу по проектам «Интегрированное управление водными ресурсами в Ферганской долине» (ИУВР-Фергана) и «Региональная информационная база водного сектора Центральной Азии» (CAREWIB).
  • целесообразно уделить внимание проблеме повышения водообеспеченности ХБК в связи с планируемым отбором 2 м3/с воды на питьевые нужды.
  • обратить внимание областных водохозяйственных организаций на необходимость оказания содействия в решении проблем с водоохраной зоной ХБК.
  • для развития работ по облводхозам в тесном сотрудничестве с консультативной службой АППР-НАУ в Таджикистане необходима поддержка ММВР РТ.
  • оказать содействие в организации водоучета для фермерских хозяйств.
  • усилить с участием облводхозов и ММВР РТ проведение в Тренинговом центре МКВК и его филиалах обучения персонала АВП прогрессивным методам эксплуатации ГМС, применению водосберегающих технологий, для чего изыскать финансирование.
  • необходима государственная поддержка в оснащении АВП специальной техникой и оборудованием, необходимыми для эксплуатации и поддержания внутрихозяйственных ГМС и выделение АВП льготных долгосрочных кредитов.
  • в законодательных и нормативных актах слабо отражены вопросы оказания мелиоративных услуг хозяйствам-водопользователям. При формировании нормативно-методической документации следует предусмотреть критерии предоставления мелиоративных услуг АВП водопользователям.
  • необходимо закрепить в законодательстве право АВП на воду и возможность легализировать рынок воды с определенными правами на передачу и продажу водных ресурсов.
  • целесообразно дополнить Водный кодекс РТ статьей, предусматривающей ответственность водохозяйственных организаций за нарушение лимитированного водопользования и внести изменения в договор между Райводхозом и АВП.
  • необходимость дальнейшего развития информационного обмена в регионе и внедрения информационных систем в деятельность не только Минсельводхозов и облводхозов, но и на более низовом уровне - АВП - не вызывает сомнений. Для этого на первом этапе необходима постоянная финансовая, институциональная и политическая поддержка правительств и доноров.
  • начать создавать в ММВР РТ и его подразделениях национальную информационную систему по методике ИС CAREWIB и полностью интегрированную с ней. Использование национальной информационной системы позволит качественно улучшить процесс составления планов водопользования и осуществлять процессы планирования и контроля использования водных ресурсов на современном уровне.

Участники семинаров выразили свою искреннюю благодарность организаторам семинара - НИЦ МКВК и ТЦ МКВК и спонсору семинара - SDC.