СЕМИНАР ПО КОМПОНЕНТУ «ТРАНСГРАНИЧНЫЕ МАЛЫЕ РЕКИ» ПРОЕКТА ИУВР-ФЕРГАНА»
Как известно, Научно-информационный центр МКВК, совместно с Международным институтом управления водными ресурсами (IWMI), реализует проект «Интегрированное управление водными ресурсами в Ферганской долине» («ИУВР-Фергана») на территории трех республик – Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. В настоящее осуществляется третья фаза проекта, которая завершается в апреле 2008 г. До 2007 г. работы проводились в рамках 4-х Компонентов:
- Пилотные каналы (ПК),
- Ассоциации водопользователей (АВП),
- Фермерские хозяйства (ФХ),
- Национальные группы координации и поддержки (НГКП).
В 2005-2006 гг. НИЦ МКВК, совместно с IWMI и Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству (ШУРС), был проработан вопрос о необходимости включения в проект нового компонента «Трансграничные малые реки» («ТМР») в целях изучения проблем управления водными ресурсами (УВР) малых рек Ферганской долины. Компонент стартовал с января 2007 г.
В годы независимости основное внимание и усилия правительств государств Центральной Азии и международных организаций были направлены на решение вопросов УВР крупнейших рек региона - Амударьи и Сырдарьи. В то же время, не менее актуальным является вопрос устойчивого УВР ТМР Центральной Азии. В частности, УВР Амударьи и Сырдарьи на межгосударственном уровне в настоящее время в существенной степени упорядочено, чего нельзя сказать об использовании водных ресурсов ТМР. Проблема согласованного УВР ТМР в Центральной Азии существует в Ферганской долине (Таджикистан/Узбекистан, Кыргызстан/Узбекистан, Кыргызстан/Таджикистан), Ташкентском оазисе (Казахстан/Узбекистан), Копетдагской зоне (Туркменистан/Иран, Туркменистан/Афганистан). Особенно остро проблема УВР ТМР стоит в приграничных районах сопредельных государств Ферганской долины, где в решение вопроса вовлечены местные сообщества приграничных районов Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Объемы межгосударственного вододеления по ТМР Ферганской долины установлены и согласованы между Сторонами в 1980-х гг. соответствующими Протоколами Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР централизованно. УВР по ТМР сильно усложнилось в последние 10 лет вследствие увеличения населения и освоения новых земель в верховьях малых рек. Достигнутые ранее договоренности по использованию водных ресурсов ТМР в отдельные периоды не соблюдаются, ситуация по вододелению осложняется в маловодные годы. Следствием нарушения установленного межгосударственного вододеления из ТМР в целом является усиление социальной напряженности в приграничных районах, расположенных в бассейнах ТМР, которые легко могут перерасти в межнациональные конфликты. В этом контексте, поддержание ШУРС идеи об отработке вопросов УВР ТМР Ферганской долины является своевременным и исключительно важным. Усилия по внедрению принципов ИУВР в зоне проекта «ИУВР-Фергана» могут быть не столь эффективными, если не будут отработаны трансграничные аспекты ИУВР. Компонент «ТМР» будет способствовать достижению общей цели проекта «ИУВР-Фергана» через отработку правовых, организационных, финансовых, технических и других аспектов УВР с вовлечением в этот процесс основных заинтересованных сторон и широкой общественности приграничных районов сопредельных государств.
30-31 мая 2007 г. для обсуждения плана работ по компоненту «ТМР» и в рамках выработки общих подходов к реализации компонента, в Тренинговом центре МКВК проведен вступительный семинар.
Организаторы семинара – НИЦ МКВК и IWMI, председатель семинара – заместитель директора НИЦ МКВК, региональный координатор проекта «ИУВР-Фергана» В. Соколов.
Всего в работе семинара приняли участие около 30 специалистов.
Конечной целью компонента «ТМР» является обеспечение устойчивого УВР ТМР Ферганской долины на основе принципов ИУВР. На первоначальном этапе содержание работ по Компоненту будет ограничено результатами, реально достижимыми в период январь 2007 г. – апрель 2008 г., – ТМР Шахимардан (Кыргызстан/Узбекистан) и ТМР Ходжабакирган (Кыргызстан/Таджикистан).
На семинаре представлены доклады:
- «Принципиальные результаты проекта «ИУВР-Фергана» в 2006-2007 гг.» (доклад проф. В.Духовного представлен региональным менеджером проекта «ИУВР-Фергана» к.г.н. В.Соколовым).
- Компонент «Трансграничные малые реки» проекта «ИУВР-Фергана» (идея, задачи, мероприятия, план действий на период до апреля 2008 г.; перспектива). Участники семинара были ознакомлены с историей разработки проектной идеи, целью, задачами и планируемыми мероприятиями по Компоненту «ТМР» в целом.
Участники семинара обсудили вопросы в соответствии с основными задачами и планируемыми мероприятиями плана работ по Компоненту «ТМР»:
Задача А: «Изучение состояния вододеления и подготовка правовых основ по вододелению из ТМР Шахимардан и Ходжабакирган».
Запланированные мероприятия: а) Анализ состояния вододеления, оценка состояния речной и ирригационной инфраструктуры в приграничных районах и определение объема работ по ее улучшению; б) Изучение правовых аспектов межгосударственного распределения водных ресурсов ТМР в зоне проекта «ИУВР-Фергана»; в) Выработка основных положений по внедрению ИУВР в бассейнах пилотных ТМР;
Задача В: «Подготовка условий для создания организационных структур управления водными ресурсами ТМР Шахимардан и Ходжабакирган».
Запланированные мероприятия: а) Мобилизация основных стейкхолдеров для поддержки предложений по улучшению УВР ТМР Шахимардан и Ходжабакирган; б) Организация и проведение круглых столов и консультаций по выработке согласованного мнения по вопросам вододеления из ТМР Шахимардан и Ходжабакирган; в) Разработка предложений по созданию Речных комиссий по совместному использованию водных ресурсов ТМР; г) Разработка проекта Положения о речной комиссии и проекта Соглашения по общим принципам УВР ТМР Шахимардан и Ходжабакирган.
Задача С: «Укрепление потенциала основных координационных комиссий и мониторинг процесса».
Запланированные мероприятия: а) Проведение тренингов, рабочих встреч, круглых столов для основных заинтересованных сторон и обсуждение с ними предложений по адаптации опыта ИУВР в бассейнах пилотных ТМР; б) Создание базы данных и информационной системы; в) Повышение осведомленности и распространение опыта.
В процессе обсуждения участники семинара подчеркнули важность и своевременность реализации компонента «ТМР». В целом основными заинтересованными сторонами участники семинара назвали: местные органы власти и управления, водохозяйственные и природоохранные органы, водопользователи, включая коммунально-бытовой сектор, ведомства по чрезвычайным ситуациям, местные общины, промышленность, некоторые другие (СМИ, НГО). Среди основных приоритетов были названы: справедливое вододеление на низовом уровне, экология, питьевое водоснабжение, противоселевые мероприятия, регулирование стока ТМР (строительство селехранилищ, развитие малой гидроэнергетики), техническое оснащение гидрометеорологических постов трансграничного значения, создание базы данных и информационной системы, мониторинг, включая общественный.
По составу речных комиссий, которые планируется создать в будущем для совместного УВР ТМР Шахимардан и Ходжабакирган: представители водохозяйственных и природоохранных органов, основных водопользователей, общественности, пограничных и таможенных служб сопредельных приграничных районов, некоторых других заинтересованных сторон, отдельных крупных водопользователей по объектовому принципу (так, промышленное предприятие или войсковая часть). Они же в целом являются и основными целевыми группами, включая владельцев приусадебных участков.
В отношении состава ИУВР для бассейнов ТМР Шахимардан и Ходжабакирган признано целесообразным ориентация на названные выше приоритеты, дополнительно изучить вопрос с учетом специфики каждого бассейна и мнений основных заинтересованных сторон.
Участники семинара подчеркнули, что постановка вопроса в контексте «Разработка проекта Соглашений по вододелению из ТМР» является зауженной. Соглашение должно охватывать широкий спектр вопросов, связанных с УВР ТМР (экология, обмен информацией, базы данных, бассейновое управление, вопросы, требующие совместного рассмотрения, льготы по пересечению границы и др.).
Участники семинара сочли целесообразным объединение ряда семинаров и тренингов IWMI и НИЦ МКВК (в частности, по разрешению конфликтов), во избежание дублирования и экономии средств. При изыскании дополнительных ресурсов предложено провести 1-2 целевых семинара для местных сообществ приграничных районов сопредельных государств (пропаганда идей компонента, повышение осведомленности, вода и санитария и аналогичные).
Относительно создания базы данных по ТМР участники семинара согласились с мнением НПО САНИИРИ, что на первоначальном этапе следует ограничиться минимальным составом данных, которые необходимы для решения задач компонента «ТМР», а в дальнейшем она будет расширяться. Как первоочередные и обязательные к внесению в БД названы данные: сток ТМР по основным гидрометеорологическим постам (за все годы наблюдений), его распределение между сторонами за 1980-2005 гг. (нормативное и фактическое), речная и ирригационная инфраструктура, орошаемые земли и основные возделываемые культуры, состояние зоны формирования стока, основные водопользователи, селевые и паводковые явления, население, наличие земель, возможных к освоению, перспективные планы развития приграничных районов сторон в границах бассейнов ТМР Шахимардан и Ходжабакирган, некоторые другие.
Участники семинара особо отметили важность участия общественности, представителей местных общин не только в обсуждении, но и в процессе разработки проектов Положений о речных комиссиях и Соглашений по УВР пилотных ТМР, в материальная часть которых должна включить нормы об их правах на участие при принятии решений и о доступе к любой информации, затрагивающей их интересы. В этом контексте, представляется целесообразным в проектах Положений о речных комиссиях и Соглашений по пилотным ТМР включить ряд положений Орхусской Конвенции «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию, касающимся окружающей среды».
Участники семинара отметили также, что реализация Компонента «ТМР»:
- Вписывается в ряд позиций «Дорожных карт для осуществления целей ИУВР…»,
- В определенной степени, будет способствовать решению ряда позиций ПБАМ-2 («Программа конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря на период 2003-2010 гг.»), которая разработана ИК МФСА, МКВК и МКУР во исполнение поручения Глав государств Центральной Азии и утверждена решением Правления МФСА (2003 г.), в частности:
- Позиции «Разработка согласованных механизмов комплексного управления водными ресурсами бассейна Аральского моря» (Название Приоритета №1 ПБАМ-2);
- Позиции «Правовая база для реализации принципов интегрированного управления водными ресурсами в виде пакета документов» (Приоритет №1);
- Позиции «Правила управления водными ресурсами бассейна Сырдарьи» («Ожидаемые результаты» проекта 1.1 Приоритета №1) и др.,
в части, касающейся УВР ТМР Ферганской долины, так как водные ресурсы ТМР Ферганской долины есть часть водных ресурсов трансграничных рек нашего региона.
Обмен мнениями и дискуссия по плану работ позволили уточнить подходы к реализации Компонента «ТМР» проекта «ИУВР-Фергана» на период до завершения третьей фазы проекта «ИУВР-Фергана». Участники семинара подчеркнули, что детальное обсуждение планов работ по реализации донорских проектов – весьма редкое явление и практически не встречается, открытая дискуссия по задачам и планируемым мероприятиям в рамках деятельности по Компоненту будет способствовать обеспечению прозрачности при реализации Компонента и отвечает духу времени.
|