К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 16 (140) июнь 2007 г.



VII ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СЕТИ БАССЕЙНОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В Дебресене – втором после Будапешта городе Венгрии –6-9 июня 2007 г. состоялась Генеральная ассамблея Международной организации речных бассейнов (INBO). От Центральной Азии приняли участие: директор НИЦ МКВК, проф. В.А. Духовный принял участие в качестве члена Совета директоров, директор ТЦ МКВК П.Д. Умаров – как постоянный член Координационного совета, а заместитель Министра водного хозяйства Таджикистана г. Х. Хасанов - по приглашению директора INBO г. Жана-Франсуа Донзиера.

Генеральная Ассамблея обсудила итоги работы за прошедшие 3 года под председательством президента г-жи Мадлен Грандмассон.

Сеть за отчетный период пополнилась созданием Африканской сети бассейновых организаций (AFNBO), значительным усилением Средиземноморской (MENBO) и Латиноамериканской сетей (LatNBO), отмечена высокая эффективность сети Центральноевропейской (CEENBO), ведется подготовка создания сети русскоязычных стран. Общее количество организаций, участвующих в работе сети, превышает 450.

INBO приняла активное участие в подготовке и проведении 4 Всемирного водного форума.

Посещения мультиязычного веб-сайта INBO (включая русскоязычный) достигли 800 человек в день.

INBO развернула несколько ассоциативных программ, в том числе совместная программа INBO и ГВП для развития и укрепления бассейновых организаций; проект Twinbasin «Содействие образованию речных бассейнов-близнецов для развития практики интегрированного управления водными ресурсами» (финансирование Евросоюза); IWRM-net и т.п.

Генеральная Ассамблея была организована в виде несколько секций:

  • предотвращение и управление экстремальных климатических проявлений засухи и паводков;
  • трансграничное управление водными ресурсами;
  • мониторинг информационной сети;
  • подготовка планов для бассейновых организаций.

На Генеральной Ассамблее впервые были представлены Китай, Индия, Вьетнам, большое количество представителей Африканского континента. Характерно, что их водные организации делают значительный прогресс в своем развитии и сотрудничестве. Особо примечателен опыт Управления бассейном реки Сенегал. Река объединяет интересы 5 стран, на них развивается судоходство, орошение, водоснабжение, гидроэнергетика. Перед лицом нарастающего дефицита страны объединяются и двигаются вперед. Строительство больших плотин с ГЭС ведется по займам МФИ, которые берутся всеми странами участницами для совместного последующего использования гидроэнергетики в каждых своих странах. Это позволяет им подписывать договора, где они гарантируют совместное управление водными ресурсами.

Другое положение в Южно-Африканском союзе. Здесь водный процесс бурными шагами развивается на национальном уровне. В 1997 г. принят Национальный Водный закон, в 1998 г. – Закон о водном обслуживании, в 2005 г. утверждена водная стратегия страны, в 2007 г. подготовлен Закон о внедрении интегрированного управления водными ресурсами, включая обязательства секторов экономики по отношению к водному хозяйству.

На Ассамблее были заслушаны доклады, касающиеся экономических аспектов Европейской Водной рамочной директивы (WFD). Этот документ предусматривает, что к 2015 г. все бассейны рек Европы должны достигнуть хорошего экологического статуса. С этой целью все страны подготовили планы действий. Составляющими элементами этих планов является экономический анализ, включающий оценку «затраты–прибыль», «покрытие затрат», ценовую политику в области воды и определение хорошего статуса воды. Участники с сожалением констатировали, что во многих странах эксплуатационные затраты на воду не превышают 0,2% ВВП, хотя по директиве должны достигнуть 1%. В то же время такие страны как Голландия вносят ежегодно в отрасль водного хозяйства не менее 2,5% от бюджета.

Характерны огромные затраты на приведение в порядок бассейнов в Бельгии и Голландии. Так бассейн Рейна – Мепс подготовил план действий, в котором предусматривается 46 млн. евро на 13 бассейнов с затратами в среднем 2300 евро/км2. При этом бюджет складывается на 80% от налогообложения заинтересованных субъектов через муниципалитеты, 10% за счет индустрии и 10% за счет сельского хозяйства.

Рост общественных комитетов при бассейновых организациях наблюдается повсеместно. В частности в Канаде и США организована местная сеть содействия ВХО, основные задачи которой в привлечении средств по совершенствованию систем и инфраструктурное развитие, поддержку экологических подходов, развитие информационного поля и особо на водное обслуживание.

Общественные органы во всем мире активно участвуют во внедрении ИУВР. При участии Секретариата INBO и Европейского Союза создана и развита сеть IWRM-net, популяризирующая достигнутые результаты через свои органы и масс-медиа.

Одно из мероприятий Ассамблеи была встреча членов Наблюдательного комитета проекта Twinbasin, где руководитель проекта Алан Бернар доложил о ходе работ. Принято решение в связи с окончанием проекта в текущем году завершить поездки до 1 октября, все остальные финансовые отчеты – до конца октября.

Генеральная Ассамблея приняла решение в виде Дебресенской декларации. Президентом INBO избран Ласло Котоу (Венгрия).

Для популяризации деятельности INBO НИЦ МКВК поддерживает веб-сайт на русском языке: www.cawater-info.net/int_org/inbo/

АБР И НИЦ МКВК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО СОЗДАНИЮ СЕТИ «ГЕНДЕР И ВОДА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

18 мая 2007 года Азиатский банк развития (АБР) и Научно-информационный центр Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (НИЦ МКВК) Центральной Азии подписали Соглашение о сотрудничестве по созданию сети «Гендер и вода в Центральной Азии» (GWANET). Цель сотрудничества содействие обеспечению гендерного равенства при управлении водными ресурсами в странах ЦА путем повышения роли женщин в процессах принятия решений.

Задачи: (i) повысить осведомленность организаций водного сектора по вопросам гендерного равенства на региональном, национальном и местном уровнях путем создания сети «Гендер и вода в Центральной Азии; (ii) укрепление потенциала организаций водного сектора в вопросах учета гендерных аспектов в процессах принятия решений. Поскольку программы содействия АБР в ЦА включают займы и техническое содействие, связанные с водными ресурсами, ожидается, что проект поможет понять потребности заинтересованных лиц, в частности в гендерном разрезе, при реализации связанной с водой деятельности на национальном и региональном уровне.

Проект состоит из двух компонентов: (i) повышение гендерной осведомленности; и (ii) наращивание потенциала водохозяйственных организаций. Первый компонент будет выполняться на базе существующей сети МКВК и Глобального водного партнерства Центральной Азии и Кавказа (ГВП ЦАК) с участием координационных центров в странах, состоящих из одного специалиста по водным ресурсам и одного специалиста по гендерным вопросам.

В течение года планируется проведение серии встреч с целевыми группами и семинаров с различными организациями водного сектора на региональном, национальном и местном уровнях с целью ознакомления с гендерными вопросами в водохозяйственном секторе и выявления наиболее актуальных для региона проблем. Ожидается, что по завершении проекта будут подготовлены и представлены национальным и местным органам власти рекомендации о том, как включать гендерные аспекты в программы развития водного сектора и как разрабатывать гендерно-чувствительную политику в водохозяйственном секторе стран ЦА.

Для реализации второго компонента планируется организовывать тренинговые семинары по гендерной проблематике с привлечением всех заинтересованных лиц и практические тренинги для водохозяйственных организаций стран ЦА для учета гендерных факторов в процессах принятия решений с целью достижения 30% квоты участия женщин в водохозяйственной деятельности. Проводимая работа будет освещаться на веб-сайте проекта и в средствах массовой информации (телевидение, радио и газеты).

Одним из основных результатов проекта должно стать создание неформальной сети «GWANET - Гендер и вода в Центральной Азии», объединяющей все заинтересованные организаций и отдельных лиц по учету гендерных факторов при управлении водными ресурсами.

Мы призываем всех заинтересованных лиц, присоединиться к сети «GWANET - Гендер и вода в Центральной Азии», для того чтобы совместными усилиями:

  • Повысить информированность и содействовать внедрению гендера как неотъемлемого фактора в регионе
  • Достичь большего понимания гендерных вопросов в управлении водными ресурсами
  • Обмениваться опытом и наилучшими методами по проблеме, переводить теоретические концепции по гендеру в действие
  • Создать основу для активизации гендерной проблематики и платформу для голоса женщин в руководящих структурах региона
  • Заложить основу для дальнейшего сотрудничества, ведущего к успешному управлению водными ресурсами с учетом гендерного равенства
  • Создать сеть контактов между заинтересованными организациями и лицами как на национальном, так и региональном уровне с целью стимулирования дальнейшего сотрудничества