К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 22 (146) ноябрь 2007 г.



ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ МКВК В ИЗРАИЛЬ

29 октября - 6 ноября 2007 г.

По приглашению МИД Государства Израиль делегация МКВК в составе Рябцева А.Д., Дмитриева Л.Н. - Казахстан, Кошматова Б.Т. - Кыргызстан, Язмуратова А. - Туркменистан, Эрназарова Н. - Узбекистан, Худайбергенова Ю.Х. - БВО «Амударья», Духовного В.А., Умарова П.Д. - НИЦ МКВК приняла участие в мероприятиях Международной выставки WATECH-2007 и ознакомились с опытом управления водными ресурсами и использования воды в Израиле.

Делегация была принята в МИД Израиля, директором Водной администрации страны, руководителем водной сети «Мехорот», а также посетила ряд объектов водного хозяйства страны. Видные специалисты водного хозяйства страны выступили перед участниками делегации и обменялись с ними мнениями.

Основные выводы, которые могут быть сделаны по результатам поездки:

1. Израиль по праву может считаться пионерным полигоном по использованию водных ресурсов и управлению ими в масштабах целой страны.

2. По наличию водных ресурсов Израиль находится на одном из самых низших мест: в стране 7 млн. человек потребляют 1,9 млрд. м3 воды в год или 270 м3 на человека. Это достигается за счет комплексного вовлечения в качестве ресурсов всех видов вод, в том числе:

  • поверхностные воды - 450 млн. м3;
  • подземные воды - 880 млн.м3;
  • сбросные очищенные стоки - 470 млн. м3;
  • опресненные воды - 100 млн. м3;

Правительство интенсивно занимается планированием долговременной стратегии водообеспечения, так как вода является поистине стратегическим ресурсом.

3. Рост промышленности и населения постоянно уменьшает долю воды, которая используется сельским хозяйством. В настоящее время (и принято на перспективу) расходование воды для сельского хозяйства составляет не более 50%, менее половины этой воды - чистая; основной источник - это возможные опресненные и недоочищенные стоки. В стране практически нет сбросных (коллекторно-дренажных) вод в сельском хозяйстве, и почти нет потерь во всех отраслях - норматив потерь всего 4%.

4. Водосбережение возведено в ранг одного из основных направлений политики государства. Стимулирование водосбережения осуществляется различными методами:

  • жестким лимитированием и лицензированием всех видов водопользования, при этом в зависимости от прогноза водообеспеченности на год лимит может уменьшаться;
  • благоприятная система оплаты за воду - цена возрастает за чистую воду и снижается за возвратные воды;
  • великолепно налажена система учета воды во всех звеньях водопользовательской иерархии;
  • воспитанием всех водопользователей и особо молодого поколения.

Необходимо отметить, что создание единой системы водоводов для всех пользователей водных ресурсов и ее автоматизация практически исключает возможность потерь в размерах, превышающих установленный предел.

В результате такого отношения к водосбережению продуктивность воды за последние 20 лет увеличилась в два раза.

Орошаемым земледелием охвачено 190 тыс. га из общей площади культивируемых земель 350 тыс. га. В структуре посевных площадей доминирующее место занимают пшеница - 31%, подсолнух - 23%, сады - 26% и овощи - 16%. На долю хлопка приходится всего 4% при урожайности 5,5-6,0 тонн на гектар. Урожайность зерновых также составляет 5,5-6,0 т/га. Урожайность овощей составляет: томаты и капуста до 70-90 т/га; картошка, лук до 60-70 т/га. Урожайность садовых составляет: для абрикосов, винограда и фиников до 10-15 т/га; для яблок, груш, слив, персиков и манго до 15-20 т/га; для цитрусовых и бананов до 40-50 т/га.

Средний доход на одного работника в сельском хозяйстве составляет 1500 долларов в месяц.

5. В настоящее время в стране идет реконструкция управления водным хозяйством. Вместо Водной комиссии, которая функционировала под эгидой Министерства инфраструктуры, создана Водная администрация страны, которая функционирует под руководством Совета директоров - 8 человек во главе с директором-распорядителем, и включающего заместителей Генеральных директоров министерств сельского хозяйства, инфраструктуры, экологии, внутренних дел, транспорта и промышленности и двух представителей от общественности. Комиссия отвечает за гидрологические прогнозы и учет воды (гидрологическая служба), планирование потребности, назначение лимитов водопользования, реконструкцию и совершенствование инфраструктуры, внедрение автоматизации, установление тарифов и сбор платы за воду, взаимоотношения по трансграничным водам и перспективе инвестиций. Водная администрация не вмешивается в работу производственных предприятий по водным ресурсам, таких как Мехорот (водный поставщик), заводы по переработке сточных вод, заводы по производству воды и т.д. Основное внимание уделяется выработке водной политики на перспективу, подготовке комплекса мер на осуществление и проведение их через Правительство, контроль за их осуществлением.

6. Особое место в политике страны по воде занимает система оплаты и тарифов. Стоимость воды в системе водоснабжения (Мехорот) - 0,4 $/м3. По этой цене у него получают воду муниципалитеты и промышленность. Муниципалитет продает воду по прогрессивному возрастающему тарифу:

  • первые 8 м3 воды в месяц - 0,60 $/м3;
  • следующие 7 м3 воды в месяц - 0,88 $/м3;
  • сверх того - 1,2 $/м3;

Промышленность платит:

  • за чистую воду 0,4 $/м3;
  • за недоочищенную - 0,32 $/м3;
  • за использование солоноватых вод - не платит ничего.

Сельское хозяйство субсидируется. Первые 50% от лицензионного лимита чистой воды оплачивается по 0,19 $/м3; последующие 50-80% - 0,23 $/м3; сверх этого - 0,30 $/м3;

Недоочищенные стоки: первые 50% лимита - 0,13 $/м3; последующие - 0,10 $/м3.

При этом общий объем дохода по воде превышает 4 млрд. долларов США, а бюджет Водной администрации - 1,5 млрд. долларов США в год.

7. На перспективу 2020 года три страны (Израиль, Палестина, Иордания), имеющие общие водные ресурсы, будут иметь население 24 млн. человек. Для того, чтобы обеспечить хотя бы по 200 м3/год на человека, регион должен иметь 5,0 млрд. м3 воды. Для этого в дополнение к естественным водным ресурсам в 2,65 млрд. м3 воды, и 1,1 млрд. м3 возвратным производство воды путем опреснения или другими методами должно достигнуть 1,35 кубокилометра или 26%. В настоящее время введен в эксплуатацию один из крупнейших в мире опреснительных заводов в Ашкелоне мощностью 108 млн. м3 в год, строится опреснитель в Хайфе мощностью 100 млн. м3 в год, проектируется в Шафдане на 200 млн. м3 и на очереди Ашдод - на 100 млн. м3. Но проблему полного водопользования в регионе, по мнению специалистов, может решить строительство канала Красное море - Мертвое море, с гидростанциями на нем, которые произведут электроэнергию, доступную для опреснения 850 млн. м3 воды в год. Данный проект стоимостью 5 млрд. долларов США сейчас находится на экспертизе Всемирного банка.

Предложения и рекомендации по результатам поездки:

1. Достигнута договоренность с организаторами выставки WATEC-2007 провести подобное мероприятие с международной научно-практической конференцией в октябре-ноябре 2008 года в Алматы.

2. По результатам переговоров с руководством МАШАВ и СИНАДКО предложено организовать совместную работу по программам тренинга специалистов водного хозяйства и организации консультационной службы для фермеров. При этом на конкурсной основе организовать при Тренинговом центре МКВК в Ташкенте показательный участок передовых израильских технологий по капельному орошению, теплицам и рыбопроизводству.

3. По результатам переговоров с консалтинговой фирмой «Тахал» и представителями Института исследований пустынь и ряда других учреждений организовать научно-техническое сотрудничество в области очистки и использования коллекторно-дренажных вод, селекции модифицированных солеустойчивых культур орошаемых минерализованными водами, а также начать совместные работы по освоению и облесению песчаных грунтов осушенного дна Аральского моря.

4. По результатам переговоров с представительством компании «Моторола» решено начать изучение возможности привлечения израильских специалистов к работам по реализации проектов автоматизации водохозяйственных объектов в Центральной Азии.

5. Институт «Тахал» предложил подготовить проектное предложение для выполнения «под ключ» с привлечением ими инвестиций на кредитной основе под гарантии Правительств.