К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 1 (159) апрель 2009 г.



УЧАСТИЕ ДЕЛЕГАЦИИ МКВК В 5 ВСЕМИРНОМ ВОДНОМ ФОРУМЕ

5 Всемирный Водный Форум был организован по решению Всемирного Водного Совета Турецким правительством в г. Стамбуле с 16 по 22 марта 2009 г.

По решению Турецкого правительства подготовка и проведение Форума были поручены Министерству окружающей среды лесного и водного хозяйства Турции совместно с мэрией г. Стамбула. Форуму предшествовала большая подготовительная работа, которая проводилась как по линии региональных и тематических мероприятий, так и по линии политического процесса.

Тематический процесс был организован по шести основным направлениям:

  1. Глобальное изменение и управление рисками.
  2. Способствование человеческому развитию и достижение целей Тысячелетия.
  3. Управление и защита водных ресурсов и систем водоснабжения для удовлетворения человеческих и природных нужд.
  4. Руководство и управление.
  5. Финансы.
  6. Образование, знания и развитие потенциала.

Представители Центральной Азии были вовлечены в тематическую программу через НИЦ МКВК и ГВП Кавказа и Центральной Азии по 1, 2, 3 и 4 темам.

Региональный процесс осуществлялся по линии континентов для Америки, Европы, Африки, Азии и Тихого океана. Центральная Азия была вовлечена в специальную региональную группу «Турция и страны вокруг Турции». В рамках регионально процесса в мае 2008 г. МКВК совместно с Исполкомом МФСА и ГВП при финансовой поддержке Турецкого правительства организовали Конференцию под названием «Климатические изменения управления водными ресурсами. Руководство и создание потенциала в Центральной Азии и Кавказе», которая была проведена в Бишкеке при участии всех стран региона.

В политический процесс страны были вовлечены через виртуальное обсуждение ряда документов и непосредственное участие в политическом комитете, которое осуществлялось через Министерство иностранных дел. Непосредственное обсуждение текстов Министерской декларации, Стамбульского министерского заявления и Парламентского заявления проходило при участии посольств стран соответственно в Риме, Анкаре и Париже. Сформулированные в целом и представленные на Форум Министерская декларация и Заявление, тем не менее, не получили общего одобрения, к которому стремились организаторы процесса, в связи с тем, что тексты их носят достаточно расплывчатое и мало к чему обязывающее содержание.

Форум собрал достаточно большое количество участников. По сообщению Генерального секретаря ВВС на Форуме приняли участие 23233 человека (по заявлению председателя Оргкомитета Министра Эроглу – до 30 тысяч человек), в т.ч. 8000 представителей из 192 стран мира. В данное количество не включены участники выставки, которая была организована рядом со зданием, где проходили заседания ВВФ.

Основной Форум сопровождался Юношеским и Детским форумами, которые вовлекли достаточное большое количество молодых участников из различных стран.

На открытии Форума участвовали президент Турции Абдулла Гюль, бывший президент Турции Сулейман Демирель, президент Ирака Селал Талабани, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, принц Оранский Виллем Александр, принц Монако Альберт II, крон-принц Японии Нарухито Котайши, зам. генерального секретаря ООН Ша Зуканг, премьер-министр Марокко Абас Эль-фаси, премьер-министр Киргизстана И. Чудинов.

В целом на Форуме было организовано 231 различных мероприятия, из которых около 200 имели отношение к проблемам, которые касаются Центральной Азии.

Главные вызовы, которые получили свое отражение на Форуме

Под влиянием изменения климата в 2008 г. произошли в целом 321 зарегистрированные природные события, которые вызвали гибель 235816 человек, повлияли на 211 млн. человек и принесли 181 млрд. долларов потерь человечеству.

Несмотря на предпринимаемые меры по улучшению водоснабжения, состояние водоснабжение и борьба с голодом не улучшаются. По сравнению с 1990 г. общее количество голодающего населения увеличилось до 854 млн. в 2003 г. и до 963 млн. человек в 2008 г. 1 млрд. человек по расчетам ООН не имеют доступа к чистой воде и 2,5 млрд. человек не имеют доступа к канализации. Несмотря на проведение международного года санитарии в 2008 г. достижение Целей тысячелетия по этим показателям остается таким же далеким, как и в начале этого года. Таким образом, несмотря на постоянное проведение различных мероприятий по привлечению внимания правительств и мировой общественности к улучшению системы водоснабжения и канализации между тремя проведенными форумами, серьезного улучшения не наблюдается. Определенная обеспокоенность в этом направлении прозвучала почти на всех мероприятиях Форума и выразилась в главном вопросе, который определяет эффективность и продвижение решений – это дефицит финансовых ресурсов. Ориентировочная оценка необходимых капвложений для решения проблемы водоснабжения и санитарии в развивающихся странах оценивается около 100 млрд. долл. в год.

Следует отметить, что некоторые другие вызовы не получили такой общей оценки на Форуме. К ним относятся: ухудшение состояния равноправности и устойчивости водоснабжения орошаемого земледелия под влиянием нарастания гидроэнергетической активности, а также в связи с ростом требований на воду в результате увеличения температур; борьба с нарастающим гидроэгоизмом зон формирования стока, которые стараются диктовать нижележащим странам режимы рек и распределение воды; необходимость усиления международного контроля вплоть до уровня Совета безопасности за обеспечением прав человека на воду для питья, бытовых нужд и производства продуктов питания; необходимость усиления трансграничного сотрудничества и достижение гидросолидарности на основе справедливости, открытости, доверия, равных прав на использование воды, равно как и равных прав на получение доходов от водопользования.

К сожалению, в Министерской декларации и в Министерском заявлении эти вопросы не нашли соответствующего отражения, что отмечалось во время заключительной сессии целым рядом выступающих, в частности: в выступлении министра Уругвая, Болгарии, Боливии, Эквадора, Сирии, Ирака, Венгрии, президента Лиги Арабских государств, вице-председателя Азиатского Водного Форума, заместителя председателя Европейской Экономической Комиссии ООН. Очень знаменательным является появление во время заключительного заседания распространенного аппаратом ООН Заявление Его Высочества Мигеля д’Эското Брокманна – президента Генеральной Ассамблеи ООН, который резко выступил против монетаристских устремлений главных документов ВВФ. По его мнению, ВВФ препятствует партнерству со сторонниками настоящей демократизации воды, и он призвал страны, несогласные с декларацией, присоединиться к его мнению.

Ниже приводятся выводы, которые были сделаны в отдельных тематических отчетах, заслуживающие особого внимания.

По тематике 1 отмечается необходимость коренного изменения отношений к прогнозам, информативному обеспечению системы климатического и гидрологического обеспечения водного и сельского хозяйства; организации совместной работы по свободному ознакомления с базой данных, судьбоносными анализами и особенно рисками, предполагаемыми от появления катастрофических явлений. Тщательное внимание должно быть уделено системе превентивных мер, которые на примере тайфуна Катрина и австралийской засухи требуют в десятки раз меньше средств при своевременной информации, чем стоимости устранения последствий.

По тематике 2 отмечается, что внешние факторы, такие как развитие агротопливных продуктов, доминирование интересов гидроэнергетики в эксплуатации водохранилищ, климатические изменения и цены на товары резко снижают возможности обеспечения сельского хозяйства водой, что потребует дополнительных мер для улучшения водообеспечения глобального производства продуктов питания.

Требования на увеличение производства продуктов питания не могут быть удовлетворены при существующей структуре и существующих тенденциях в земледелии. Необходимо коренное изменение оптимальной системы сочетания мелкомасштабных и крупномасштабных водных систем с высокой степенью эффективного производства и водосбережения, а также совершенствование богарного земледелия.

Наряду с внедрением ИУВР многоцелевое использование и функции воды должны использоваться для усиления руководства и привлечения различного вида заинтересованных субъектов в процессы решения и распределения стоимости и доходов.

По тематике 3 отмечается, что увеличивающаяся конкуренция над ограниченными водными ресурсами показывает эффективность отхода от традиционных секторных подходов и внедрения ИУВР, базирующегося на широком вовлечении заинтересованных участников во все направления, включая трансграничные контексты, условия паводков и засух. С этой точки зрения мир должен сконцентрироваться на гидросолидарности как основе улучшения трансграничной бассейновой кооперации. Это касается не только взаимоотношений между управляющими водными ресурсами и водопользователями, но вовлечение местных провинциальных и национальных правительств. Здесь целесообразно подчеркнуть приоритет усиления экологических требований, особенно дельт и прибрежных зон. В развивающихся странах продолжается интенсивное загрязнение окружающей среды: 90-95 % всех бытовых стоков и 75 % промышленных отходов сбрасывается непосредственно в источники воды.

По тематике 5 предлагается осуществление широкого спектра водных реформ, как по линии требований, так и по линии обеспечения водоподачи. Это требует повышения эффективности обслуживания водопользователей водными системами как приоритетом. Финансовые аспекты здесь достигаются как минимизацией стоимостной стороны, так и наилучшим обеспечением возврата инвестиционных проектов на основе их приоритизации.

Финансирование водного сектора не должно ориентироваться на полное возмещение затрат самими водопользователями. Оно должно основываться на продуманной комбинации трех базисных факторов: тарифов на воду, налогов и субсидий. Во всех этих направлениях стратегическое финансовое планирование должно составлять основу для выбора соответствующей структуры тарифов, налогов, межсекторных субсидий и целевых вливаний.

Шестое направление посвящено развитию науки, обучению, подготовке кадров и профессиональных тренингов. Здесь отмечается необходимость усиления внимания правительства к финансированию этих направлений, как основы будущего прогресса и понимания динамики ситуации.

Наиболее значительными выходами Форума являются:

  • публикация 3-го издания Глобальной водной оценки, свидетельствующей о нарастании остроты водного кризиса;
  • возросшее внимание в дискуссиях в противовес слабому отражению в Декларации вопросов трансграничных и водных ресурсов, гидросолидарности и обеспечения прав на воду;
  • вручение Узбекистану в числе 16 других стран "Грамоты мировых лидеров в международной водной политике" за активное участие и поддержку международной Конвенции ООН по водотокам (1997 г.).

Страны Центральной Азии были представлены довольно многочисленными делегациями, особенно Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан. Делегацию Казахстана возглавил министр сельского хозяйства А. Куришбаев, Киргизстана – премьер-министр И. Чудинов, делегацию Таджикистана – президент Э. Рахмон, делегацию Туркменистана – заместитель министра водного хозяйства К. Аталыев и делегацию Узбекистана – заместитель министра водного и сельского хозяйства Ш. Хамраев.

Руководители делегаций активно выступали на Азиатско-Тихоокеанском Водном Форуме, на министерских диалогах, на заключительном заседании Форума, на различных панелях.

Делегации активно участвовали в субрегиональное мероприятии «Изменение климата, управление водными ресурсами, вопросы руководства и наращивания потенциала в Центральной Азии и на Кавказе», организованном МКВК совместно с ГВП, где приняло участие более 120 человек, и состоялись яркие дискуссии по достижению солидарности в водном хозяйстве региона; на стендовой демонстрации достижений во внедрении ИУВР и системы автоматизации в Ферганской долине.

Проф. В.А. Духовный выступил докладчиком и панелистом по трем вопросам: "Изменение климата и его влияние на социальные показатели", "Вода и продукты питания" и "Азиатское сотрудничество в области знаний и науки"; принял участие как член жюри в присуждении премии Киото. Д-р В.И. Соколов участвовал в качестве докладчика и модератора на сессиях 3.1.2 и 3.1.4. В своих выступлениях он в частности представил систему руководства водой, состоящую из водохозяйственных органов с созданием общественных органов на каждом уровне иерархии – на примере проекта «ИУВР-Фергана». Кроме того, в презентации были показаны принципы координации различных секторов – водопользователей на всех уровнях иерархии; было предложено - наряду с другими инструментами бассейнового управления – использовать органы ООН как посредника в процессе переговоров, экспертизы и третейской стороны – в условиях, когда стороны внутри трансграничного бассейна не могут сами достигнуть консенсуса по широкому спектру проблем оценки, управления и развития водных ресурсов.

На специальном заседании "Арал и Каспий", инициированной Российской Академией Наук В. Соколов проинформировал участников мероприятия о результатах конференции «Проблемы Арала, их влияние на генофонд населения, растительный и животный мир и меры международного сотрудничества для смягчения их последствий», которая прошла в 2008 году в Ташкенте.

Д-р Ш. Мухамеджанов выступил на сессии "Вода и продукты питания" с демонстрацией результатов по повышению продуктивности земли и воды, д-р Г. Стулина выступила панелистом на заседании 1.2 "Дисбаланс между землей, водой и населением", на сессии Всемирного Гендерного Альянса "Учет гендерных факторов при управлении водными ресурсами", А. Сорокин продемонстрировал в вопросе 3 ситуацию с конкуренцией "Вода-энергия" на Сырдарье.

I. На взгляд проф. В.А. Духовного, главные цели ВВФ:

  • поднять водные проблемы перед мировыми лидерами - стран «Большой восьмерки», «Большой двадцатки» - организациями ООН и влиятельным гражданским обществом и ННО;
  • дать дорогу мероприятиям, которые позволят преодолеть преграды, имеющие место в разных уголках Земного шара и представляющие угрозу возможности беднейшего населения использовать воду, а также их возможностей искоренить нищету.

Первая цель была достигнута частично: организации ООН спокойно участвовали на Форуме с представлением своих идей и демонстрацией своей работы. Если бы они проникли в проблемы нынешнего водного сообщества, то было бы все прекрасно, но пока это не ясно. Более того, одной из негативных реакций ООН было заявление Президента Генеральной Ассамблеи ООН, который осуждал Форум. Страны «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки» были представлены в достаточной степени, но их реакция также не ясна, учитывая, что никто из реальных лиц, принимающих решения, из этих государств не участвовал в Форуме. На заседании на высоком уровне, которое мы имели возможность посмотреть на видео в холле, присутствовали только лидеры развивающихся стран или стран с переходной экономикой - не было никого из тех, кто управляет миром.

Вторая цель была затронута очень слабо. Принципиальная проблема мирового водного сообщества заключается в том, что подготовка мер для гарантии реальных прав человека на водоснабжение, средства санитарии и производство продовольствия и охраны этих прав осталась в виде хорошего пожелания, которое каждое правительство может принять во внимание или игнорировать, если захочет.

II. Министерская декларация была ориентирована на министерские действия и возникла такая ситуация: министры (или их представители) дали рекомендации сами себе. Почему они не следуют своему мнению, если они согласны со всеми своими заявлениями?

Однако многие принципиальные позиции остались вне этих рекомендаций.

1. Тема 1. Изменение климата - недостаток данных и неверные гидрологические прогнозы; отсутствие желания обмениваться информацией, особенно по трансграничным рекам; ограниченное число государств, которые подписали Орхусскую конвенцию. Необходимость подчеркнуть роль многолетнего регулирования стока, которую многие государства игнорируют для удовлетворения коммерческих интересов гидроэнергетиков.

2. Тема 2

  • Нестабильность водоподачи на орошение создает большой риск для достижения ЦРТ, не только в отношении продовольственного обеспечения, но и искоренения нищеты, так как более 50% населения в сельских районах связано с орошением;
  • Гидроэнергетика стала основным конкурентом сектора производства продовольствия и, учитывая рост цен на энергию, который несопоставим с ценами на продовольствие, производство орошаемого земледелия падает. Даже орошаемые площади сократились на 11 млн.га! Но все это осталось за рамками Декларации.

3. Тема 3

  • Растущий гидроэгоизм стран формирования стока находит все больше поддержки на базе доктрины «Абсолютного суверенитета». В результате водохранилища на трансграничных водах иногда превращаются в инструмент политического давления.
  • До сих пор Конвенция ООН 1997 г. не ратифицирована - ничего нет в Декларации по этому поводу.

4. Тема 4

  • Право на воду является одним из принципиальных инструментов гарантии водообеспеченности и водного вклада в ЦРТ. Но что мы видим в Декларации? Только право на водоснабжение и средства санитарии! Где право на воду для производства продовольствия, для природы? Как данный документ поможет обеспечению равных прав всех людей на выживание, особенно в аридной зоне?
  • На Форуме прозвучало очень сильное мнение - обеспечение соблюдения международного водного права должно предотвратить возможность возникновения антропогенных паводков или засух, которые должны быть признаны преступлением против человечества.

III. Рекомендации члена правления Всемирного Водного Совета, директора НИЦ МКВК к следующему Форуму:

  • Работа над Рекомендациями будущего Форума должна начаться сразу после принятия решения о создании Организационного комитета Форума;
  • Рекомендации форума должны быть краткими, конкретными и строго направленными на определенную публику. Нынешние рекомендации в виде 150 пунктов - это Декларация. Они отличаются по степени своей значимости, остроты, срочности, что вряд ли удержит внимание лиц, принимающих решения, ни на уровне Глав государств и руководителей отраслей экономики, ни на уровне высокопоставленных лиц международных организаций.
  • Будет более целесообразно распределить конкретные действия, обеспечивающие адаптацию управлению водными ресурсами, на уровне принятия решения, которые:
    • Требуют внимания ООН и прочих международных организаций;
    • Направлены на принятие решений на национальном правительственном и парламентском уровне;
    • Требуют решений на уровне ведомств/секторов (водное хозяйство, сельское хозяйство или энергетика), которые могут быть выполнены соответствующими министерствами;
    • Адресованы местным властям, а также непосредственным водопользователям.

Каждая из этих аудиторий должна найти четко определенные рекомендации, специально предназначенные их вниманию - рекомендации, количество которых намного меньше, но которые более сфокусированы на жизненно важных вопросах, позволяя конкретным лицам, принимающим решения, осознать суть проблемы и определить спорные моменты.