УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МКВК В ПЯТОЙ СЕССИИ ВСТРЕЧИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ПО ЗАЩИТЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОЗЁР
По приглашению секретариата Конвенции ЕЭК ООН представители всех стран – членов МКВК имели возможность участвовать в пятой сессии встречи сторон Конвенции. На совещании участвовали:
От Казахстана – М. Тултабаев, Министерство окружающей среды;
От Кыргызстана – Ч. Узакбаев, Департамент водного хозяйства, Т. Неронова, Госагентство по окружающей среде;
От Таджикистана – С. Якубзод, Минводхоз Таджикистана, Н. Аманов, Республиканский Комитет защиты среды;
От Узбекистана – Ш. Хамраев, Минсельводхоз, Н. Умаров, Госкомитет по окружающей среде.
К сожалению, представитель Туркменистана не прибыл, так же как и обозначенный в списке председатель Комитета по водным ресурсам Казахстана. Кроме того от региональных органов участвовали С. Ибатуллин, председатель ИК МФСА и В.А. Духовный, директор НИЦ МКВК, от НПО – Ю. Камалов, «Совет защиты Арала», И. Чистякова, CARNet, Г. Джамалова, РЭЦ ЦА.
В своём приветствии сессии от имени Федерального офиса по окружающей среде Швейцарии Вице-директор г-н Мориц Леунбергер дал развёрнутую оценку отношения правительства к водной ситуации в стране, Европе и мире. Правительство, крайне озабоченное нарастанием водной напряжённости, прилагает все усилия, чтобы смягчить её нарастание, особо в связи с изменением климата. Одним из таких районов является Центральная Азия, где к 2080 году ожидается рост температуры на 4 градуса и где Швейцария намерена продолжать поддержку в адаптации к этой динамике путём усиления мониторинга и внедрения ИУВР. «Вода не отвечает за изменение климата, но водный кризис усиливается с изменением климата». Швейцария готовится к Министерской конференции «Окружающая среда для Европы», которая состоится в Астане в 2011 году под лозунгом «Устойчивое развитие для водных и связанных с водой экосистем».
Делегация Узбекистана приветствовала участников сессии, поблагодарила Секретариат и правительство Швейцарии за организацию этого мероприятия и большую работу по превращению Конвенции в действенный механизм совместного управления трансграничными водами. Г-н Ш.Р. Хамраев отметил, что Узбекистан присоединился к обеим Конвенциям (1992 и 1997) и призвал соседние страны стать тоже полноценным участником этих важных документов международного водного права.
Программа сессии предусматривала как подведение итогов предыдущего плана действий, так и план ряда мероприятий, которые должны осуществляться в свете предлагаемого развития деятельности на период 2010-2012 и последующие годы.
Среди обсуждаемых вопросов наибольшее значение имело принятие «Руководства по внедрению Конвенции». В преддверии сессии Узбекистан внёс целый ряд замечаний, которые были нацелены на ожесточение Международного водного права, которые могут повысить гарантию водообеспеченности всех водопользователей в бассейне. Г-н Ш.Р. Хамраев и проф. В.А. Духовный презентовали свои замечания, которые, основываясь на анализе ситуации, складывающейся в 2008-2009 годах в бассейне реки Сырдарьи, свелись к следующим:
- необходимость акцентировать внимание в Руководстве на правила, раскрывающие линию поведения не только в части качества, но и в отношении строгого следования и соблюдения природных требований рек, в первую очередь по режиму стока, имея в виду недопущения таких самовольных действий, которые будут приводить к возникновению ущербов и потерь у пограничных стран;
- чётко определить границы суверенитета по бассейну, имея в виду необходимость согласования всех действий не только по стволу рек, но и по всей площади водосборов;
- необходимость детальных рекомендаций по применению основных правил Конвенции таких, как «обоснованного и справедливого использования», «не нанесения ущерба», «ограниченного суверенитета» в их взаимной увязке.
Предложение Узбекистана было отмечено в заключительном обобщении председателя правового Совета и нашло отражение в решении, которое рекомендовало Совету по правовым вопросам продолжить работу по совершенствованию руководства с учётом поступивших замечаний и оценки критических ситуаций на наших рек.
В процессе обсуждения этого вопроса выступил представитель Афганистана, который сообщил об отсутствии политики страны в области трансграничных вод, хотя в стране создан Национальный Совет по воде, принят новый экологический закон. Он подчеркнул, что страны, расположенные ниже по течению, наращивают свой водный потенциал, что может в будущем привести к конфликтной ситуации. Афганистан намерен присоединиться к Конвенции, и начинает процедуры по дипломатическим каналам. Страна очень нуждается в обмене информацией, в тренинге и получении знаний по совремённому опыту орошаемого земледелия.
При обсуждении вопроса о мониторинге водных ресурсов, председатель Государственного комитета по окружающей среде Узбекистана г-н Н.Умаров отметил важность создания обмена данными по качеству воды между соседними странами и различными ведомствами и предложил разработать механизм, преодолевающий межведомственные и трансграничные барьеры.
Заместитель директора Департамента водных ресурсов Кыргызстана г-н Ч.Узакбаев доложил об опыте страны по организации национального диалога по отраслевой политике финансирования водоснабжения в стране, в результате которого подготовлена стратегия, позволяющая обеспечить в стране достижение целей тысячелетия.
Специальный Сегмент высокого уровня по трансграничному водному сотрудничеству в Центральной Азии обсудил с учётом работ по Конвенции состояние и перспективу развития совместных работ. Председатель ИК МФСА г-н С. Ибатулин в своей презентации представил направления работ, которые находятся на рассмотрении стран-участников и региональных органов, во исполнение Заявления Глав государств от 28 апреля 2009 года, которые в ближайшее время будут рассмотрены Правлением МФСА и представлены для утверждения руководству стран.
Министр водного хозяйства и мелиорации земель Таджикистана г-н С.Якубзод подчеркнул в начале своего выступления неравномерность распределения вод в регионе – Таджикистан и Кыргызстан формируют 80% ресурсов их, а потребляют их 85% - нижележащие страны. Водные проблемы усугубляются изменением климата и сами оказывают влияние на них и на ухудшение социально-экономических условий в регионе. Их решение возможно на основе экономии воды в орошении, где потери составляют 40%, и более интенсивного развития гидроэнергетического потенциала. Последнее должно позволить усилить не только производство электроэнергии, но и устойчивость обеспечения водой орошаемого земледелия. Он призвал перейти от слов к конкретному диалогу в этом направлении, в том числе и путём участия других стран в сооружении гидроэнергоузлов.
Заместитель Министра сельского и водного хозяйства Узбекистана Ш.Р. Хамраев в своём выступлении обозначил, что в регионе создана определённая система взаимодействия органов национальных и региональных, которая требует особого внимания с позиции установления режимов попусков. Нынешняя практика самовольного навязывания режимов владельцами гидростанций представляет собой большую угрозу и орошаемому земледелию и природе. Нужны более жёсткие обязательные правила регулирования стока водохранилищами, нужно создать такие рамки, чтобы никто не мог чувствовать себя хозяином реки. Для этого следует идти по пути поиска консенсуса, ибо наращивание разногласий порождает конфликты. Узбекистан, присоединившись в конвенцию, выполняет все обязательства по поддержанию сотрудничества и региональных органов, и мы считаем, что наступило время приступить к разработке стратегического плана по развитию трансграничных бассейнов.
Заместитель директора Департамента водных ресурсов Кыргызстана выступил с заявлением, что после распада СССР ряд двух и многосторонних соглашений были заключены, чтобы сохранить прежние органы в лице БВО и ныне ни МКВК, ни БВО никакой существенной роли не играют. Напрашивается вывод о необходимости реорганизации этих органов, ибо они не имеют достаточных полномочий от государств, чтобы решать какие-то разногласия и конфликты. (Проф. Духовный в своих комментариях отразил, что выступающий видно забыл, что на предшествующем последнему заседании МКВК под председательством бывшего директора Департамента Кыргызстана г-на Кошматова был принято откорректированное Положение о МКВК, над которым рабочая группа работала более 2 лет). В качестве примера успешного двухстороннего сотрудничества он привёл Комиссию Чу-Талас.
Представитель Афганистана поднял вопрос об участии его страны в переговорном процессе по реке Амударье и предложил учитывать их во всех мероприятиях в регионе.
Представитель вновь созданного Центра ООН по превентивной дипломатии г-н Климчук рассказал о плане работ Центра по усилению сотрудничества в регионе.
Г-н Н.Умаров сконцентрировал внимание на изменении климата и его влиянии на ситуацию в Приаралье. В его выступлении прозвучало серьёзное предупреждение соседям на перспективу, что несогласованные действия на трансграничных водах усугубляют сложившуюся ситуацию, особо в бассейне Амударьи и призвал не только ратифицировать Конвенции, но и реализовывать их положения. Пользуясь своим положением председателя МКУРа, он проинформировал участников о намерении дать новый импульс региональному экологическому сотрудничеству, создав единую систему экологического мониторинга и пересмотрев индикаторы состояния природы.
Представитель Казахстана, повторив беспокойство по поводу таяния ледников, вдруг сделал заявление о возможности сэкономить в орошении 70 миллиардов кубометров воды.
Г-жа Т.Неронова обрисовала состояние ледников на территории Кыргызстана и тревожный прогноз о возможном их исчезновении к 2050 году В республике создан специальный Национальный Комитет по адаптации к изменению климата.
Проф. Духовный продемонстрировал меры МКВК по усилению сотрудничества между странами: диалог между национальными и региональными командами, развитие региональной информационной системы, создание единой системы регионального тренинга, организация работ по региональным проектам, направленным на совершенствование водопользования.
В совместной работе стран надо ориентироваться на открыто представляемую МКВК информацию об использовании стока рек, а не пользоваться газетными или дилетантскими слухами, которые прозвучали в высказываниях казахского представителя. Если бы он посмотрел реальные данные, то он мог убедиться, что страны региона в 2007 году использовали на орошение 7,8 миллиона гектаров земель 88 миллиардов кубометров воды или немногим более 11 тысяч кубометров воды на га. А в маловодном 2008 году, усугублённом деятельностью киргизских энергетиков, когда при естественной водности 75% орошаемые поля 4 стран получали 60% плановой воды, на орошение в бассейне было подано 70 миллиардов. Всё это количество можно было сэкономить, только полностью засушив орошаемые поля!!!
От имени неправительственных организаций председатель Союза по защите Арала и Приаралья Юсуп Камалов обрисовал положение в его зоне действий, где миллионы тонн аэрозолей с осушенного дна моря создают дополнительную нагрузку на климат. Эти явления оказались вне внимания, ибо не имеется ни одного проекта, направленного на спасение моря и сокращение последствий от его усыхания. Он пламенно возразил против использования рек, как сточных канав вышерасположенных стран и предложил начать внедрение экономических механизмов по принципу «загрязнитель платит».
В заключительной части Встречи сторон были обсуждены и приняты решения по результатам работы Секретариата за прошедшие три года, по плану работ на последующий период и план финансирования.
Состоялись рабочие встречи. В частности, Министерство окружающей среды Франции предложило свои услуги по совершенствованию информационной системы МКВК по реке Сырдарья.
|