К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 1 (172) январь 2010 г.



ОЧЕРЕДНОЕ 54 ЗАСЕДАНИЕ МКВК

14-15 января 2010 г. в Шымкенте, Казахстан, под председательством А.О. Ормана - Председателя Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан состоялось очередное 54 заседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии.

На повестку дня были вынесены следующие вопросы:

  1. Об итогах вегетационного периода 2009 года по бассейнам рек Амударья и Сырдарья (отв. БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья»).
  2. О лимитах водозаборов государств Центральной Азии по бассейнам рек Амударья и Сырдарья, прогнозных режимах работы каскадов водохранилищ и ходе водоподачи в межвегетационный период 2009-2010 гг. (отв. БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья»).
  3. Об улучшении экологической ситуации в дельтах рек Амударья и Сырдарья» (отв. НИЦ МКВК).
  4. О ходе подготовки нового проекта RETA 6486 «Совершенствование управления водными ресурсами Центральной Азии» Азиатского Банка Развития (отв. НИЦ МКВК).
  5. О ходе реализации ротации исполнительных органов МКВК.
  6. О повестке дня и месте проведения очередного 55-го заседания МКВК.

Члены МКВК приняли к сведению информацию БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» об итогах реализации лимитов водозаборов и исполнении режимов работы каскадов водохранилищ в бассейнах рек Амударья и Сырдарья за вегетационный период 2009 года.

НИЦ МКВК и его филиалам дано поручение проанализировать данные БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья», сделать выводы и представить на следующее заседание МКВК.

Члены МКВК по запросу БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» предпримут меры по организации проведения совместных замеров на пограничных гидропостах.

Участники заседания приняли к сведению информацию БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» о ходе водоподачи в межвегетационный период 2009-2010 гг. Отмечено, что Стороны не пришли к единому согласию относительно представленных прогнозных лимитов водозабора и режимов работы водохранилищ на межвегетационный период 2009-2010 гг. из-за существующих энергетических проблем в регионе.

Собравшиеся приняли к сведению информацию НИЦ МКВК об улучшении экологической ситуации в дельтах рек Амударьи и Сырдарьи.

В связи представлением Азиатского Банка Развития предложения о развитии работ по проекту RETA 6486 «Совершенствование управления водными ресурсами Центральной Азии», члены МКВК рассмотрят представленные материалы и подготовят предложения по составу работ и персональному составу национальных рабочих групп в соответствии с требованиями АБР.

На заседании также был рассмотрен вопрос о ротации исполнительных органов МКВК.

Секретариату МКВК дано поручение создать Организационную Комиссию из числа НИЦ МКВК и представителей его филиалов в соответствии с решением 53 заседания МКВК.

Следующее 55 заседание МКВК запланировано провести в Республике Узбекистан во второй половине апреля 2010 года.

НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

Указом Президента Республики Узбекистан Зафар Рузиев назначен министром сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

До назначения З. Рузиев был заместителем государственного советника Президента Узбекистана по кадровым вопросам и заместителем министра сельского и водного хозяйства республики.

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «Об организационных мерах по реализации положений Закона Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской Республики» при Министерстве природных ресурсов Кыргызской Республики созданы Агентство водных ресурсов и Государственное предприятие «Ирригация».

Директором Агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Кыргызской Республики назначен Узакбаев Чынгысбек Макешович, который также определен членом МКВК от Кыргызской Республики.

Руководителем ГП «Ирригация» назначен Камчыбеков Равшанбек Камчыбекович.

ОБ УЛУЧШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ДЕЛЬТАХ РЕК АМУДАРЬИ И СЫРДАРЬИ

В соответствии с Соглашением Глав Государств Центральной Азии от 6 марта 1993 статья 1 одной из общих задач стран региона определено «восстановление равновесия нарушенных экосистем региона дельты, и прежде всего на территории дельты Амударья и Сырдарья».

Концепция Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистан и Узбекистана по решению проблем Арала и Приаралья с учетом социально-экономического развития региона, утвержденная Главами государств 11.01.1994 г., еще более четко определила, что:

  • Работы по созданию искусственных экосистем в дельтах и на осушенном дне моря являются первоочередными с точки зрения природоохранных мероприятий по непосредственному Приаралью и должны включать на основе собственных ресурсов вод:
  • создание регулируемой системы водоемов для Амударьи и управление частью Малого моря для Сырдарьи;
  • польдерные системы на осушенном дне моря;
  • фитомелиоративные работы по закреплению подвижных песков;
  • подачу коллекторно-дренажных вод в акваторию моря через зоны развеивания песков.

Схемы комплексного использования водных ресурсов бассейна рек Амударьи и Сырдарьи, утвержденные Правительственными органами до независимости согласованию со всеми республиками предусматривают осуществление экологических попусков на всем протяжении рек в размере 100 м3 в сек с целью обеспечения экологической устойчивости реки, как природного объекта, а также с целью сохранения дельт.

Организации МКВК на протяжении последних 10 лет выполнили большой объем работ по уточнению объемов воды, необходимых для экологического поддержания рек и дельты, особенно озерных систем, которые несколько корректируют величины, установленные схемами КИВРа. В частности, проектом НАТО 974357 определено, что необходимые объемы воды для поддержания экологически устойчивого профиля дельты реки Амударьи и подпитки озерных систем на площади 180 тыс. га требуют для многоводных лет 8 км3 воды, для среднего года 4,6 км3, а для маловодных как минимум 3,1 км3 воды. Проект НАТО 980986 по дельте реки Сырдарьи установил, что сохранение дельтовых озер и ветландов 6 озерных систем на площади 152 тыс. га требуют гарантированной водоподачи 1,78 км3 воды, в том числе 133 млн. коллекторно-дренажных вод. При реконструкции озерных систем этот объем воды может быть уменьшен до 1,4 км3 воды. Кроме того, для поддержания акватории Малого моря необходима подача воды в 2,7 км3/год.

Правительство Казахстана провело с привлечением средств Всемирного Банка большие работы, которые позволили осуществить строительство целого ряда крупных сооружений в нижнем течении реки Сырдарьи, обустроить инфраструктуру Северного моря и в настоящее время приступить ко второй очереди этого проекта, в которой предусматривается дальнейшее совершенствование состояния озерной системы. Уже в настоящее время акваторий Северного моря достиг проектного уровня – отметки 42 и достаточно низкой минерализации в пределах - 15 гр/л, что вполне обеспечивает интенсивное развитие рыбоводства в этом районе. Объем вылова рыбы в водоеме превысил 2000 тн в 2008 году.

Правительство Узбекистана аналогичным образом осуществило работы по созданию инфраструктуры озера Судочье в западной части дельты Амударьи, а также строительство целого ряда сооружений по проекту обводнения дельты и совершенствования системы водоподачи в комплекс малых водоемов на территории дельты.

Все это позволило уже к началу 2000 года иметь озерные системы на площади 116, 7 тыс. га в дельте Амударьи и 85,8 тыс. га в дельте реки Сырдарьи.

Параллельно большие работы были организованы Узбекистаном по облесению осушенного дна Аральского моря, которые охватили площадь 248 тыс. га. Примечательно, что обследование, которое проведено 5 экспедициями, организованными НИЦ МКВК при поддержке Правительства Германии, установили, что эти работы способствовали возникновению самозарастания осушенного дна моря на площади около 200 тыс. га. Работы в настоящее время продолжаются.

К сожалению, за последние годы в обеих дельтах сложилась крайне неустойчивое обеспечение водой и самое главное ее подачи в озерные системы.

Хотя период с 2002 по 2007 год был достаточно многоводным, тем не менее, по реке Амударье в 2002 г., в 2007 г. объем воды поданной в дельту в 2 раза был меньше, чем предусмотрено для средних по водности лет. В 2008 году практически все водоемы дельты к концу года находились в сухом состоянии. В 2009 году, который был достаточно водным – с превышением средне многолетнего стока, подача воды по реке началась практически только в августе месяце. Это резко отразилось на рыбном поголовье дельты и особенно на наличии перелетных птиц, для которых ранее дельта Амударьи являлась местом промежуточной посадке при транзите.

По реке Сырдарья, хотя подача воды постоянно превышает необходимые объемы экологических попусков, даже в маловодный 2008 год, тем не менее водообеспеченность дельтовых озер крайне нестабильна, что отражается на площади водоемов, залитых водой.

Подобная ситуация складывается в основном из-за крайне неудовлетворительной организации управления дельтами обоих рек, в связи с этим необходимо принять ряд мер, как на региональном, так и на национальном уровне для выполнения задач, поставленных Главами Государств по подержанию экологической устойчивости Приаралья. В частности:

  • Разработать долгосрочную стратегию Центрально-азиатских республик по обеспечению водой окружающей среды и природных комплексов и утвердить соответствующее Соглашение;
  • Повысить роль и полномочия БВО «Сырдарья» и «Амударья» по обеспечению гарантированной подачи воды с учетом требований окружающей средой и природных комплексов.
  • БВО «Амударья» совместно с Нижнее-Амударьинским бассейновым объединением (НАБО) обеспечить жесткое лимитирование разборов воды между нижним бьефом Тюямуюнского водохранилища и устьем дельты (г.п. Саманбай) с тем, чтобы обеспечить максимальный пропуск воды в дельту – не менее 100 м3/сек в соответствии со «Схемой комплексного использования водных ресурсов бассейна реки Амударья»; Осуществлять подачу расхода дамбовому управлению НАБО на посту Саманбай;
  • Учитывая большое количество заинтересованных в равноправном и справедливом распределении воды в дельтовых водоемах и стимулирования заинтересованности в рациональном использовании воды, организовать Ассоциации водопользователей каждой из дельт на базе объединения заинтересованных субъектов водопользования (рыбаков, охотников, скотоводов, хокимияты и др).