К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 5 (176) май 2010 г.



В КЫРГЫЗСТАНЕ ДЕКРЕТОМ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЗДАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И МЕЛИОРАЦИИ

В Кыргызстане декретом временного правительства создан Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации. Новая структура образована взамен теперь уже упраздненного Агентства водных ресурсов и государственного предприятия «Ирригация» при Министерстве природных ресурсов.

Исполняющим обязанности председателя Государственного комитета по водным ресурсам и мелиорации Кыргызстана назначен Баратали Кошматов.

Декрет Временного Правительства Кыргызской Республики
№ 41 от 20 мая 2010 года об образовании Государственного комитета
Кыргызской Республики по водному хозяйству и мелиорации

В целях совершенствования управления водохозяйственным комплексом и водными ресурсами Кыргызской Республики, руководствуясь Декретом Временного Правительства Кыргызской Республики от 7 апреля 2010 года № 1, Временное Правительство Кыргызской Республики принимает настоящий Декрет:

1. Образовать Государственный комитет Кыргызской Республики по водному хозяйству и мелиорации на базе Агентства водных ресурсов и государственного предприятия «Ирригация» при Министерстве природных ресурсов Кыргызской Республики, с передачей ему функций в части ведения мониторинга и обеспечения государственного контроля за процессом наполнения и сработкой объема воды из всех водохранилищ государственного значения.

2. Установить, что:

- Государственный комитет Кыргызской Республики по водному хозяйству и мелиорации (далее - Комитет):

входит в структуру Временного Правительства Кыргызской Республики, председатель Комитета - в состав Временного Правительства Кыргызской Республики;

является правопреемником Агентства водных ресурсов и государственного предприятия «Ирригация» при Министерстве природных ресурсов Кыргызской Республики;

- нормативные правовые акты Кыргызской Республики действуют в части, не противоречащей настоящему Декрету;

- Комитет размещается в здании, ранее занимаемом Департаментом водного хозяйства Министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики, расположенном по адресу: город Бишкек, улица А. Токтоналиева, 4 «А».

3. Государственному комитету Кыргызской Республики по водному хозяйству и мелиорации разработать и внести в установленном порядке на утверждение:

- в месячный срок - проекты положения, структуры, схемы управления и штатной численности Комитета в пределах утвержденной сметы и штатной численности Агентства водных ресурсов и государственного предприятия «Ирригация» при Министерстве природных ресурсов Кыргызской Республики;

- проект Национальной водной стратегии Кыргызской Республики.

4. Министерству природных ресурсов Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Декретом.

5. Контроль за выполнением настоящего Декрета возложить на Руководителя Аппарата Временного Правительства Кыргызской Республики.

6. Настоящий Декрет вступает в силу со дня подписания.

Председатель
Временного Правительства
Р. Отунбаева

ДОНОРЫ ПРЕДСТАВИЛИ СВОЕ ВИДЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ БУДЕЩИХ ПРОГРАММ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ БАССЕЙНА АРАЛЬСКОГО МОРЯ В РАМКАХ ПБАМ-3

21 мая 2010 года в г. Алматы состоялось Координационное совещание доноров по выявлению возможностей международной поддержки будущих действий по оказанию помощи и устойчивому развитию бассейна Аральского моря в рамках ПБАМ-3. На участие в работе совещания заявили правительственные организации из 25 стран, международные финансовые институты, посольства, международные организации, включая организации системы ООН, исследовательские институты.

Донорские организации, в частности Всемирный Банк и Швейцарское агентство по сотрудничеству и развитию, на основе анализа прошлого опыта деятельности в бассейне Аральского моря, представили видение разработки и реализации программ в будущем, в частности ПБАМ-3. Была выделена необходимость определения места и роли МФСА и соответственно ИК МФСА, его стратегии по поддержанию целей и задач ПБАМ-3; осуществления обратной связи через соответствующие национальные органы. Было отмечено, что все проекты, выносимые на утверждение, должны иметь гарантированные и адекватные уровни финансирования (со стороны национальных правительств и/или доноров). В своих выступлениях участники совещания выразили признание роли МФСА в качестве координирующего органа, обеспечивающего политическую площадку действий, в которую входят все пять стран и отметили, что успешное выполнение проектов должно поддерживаться непрерывным и стабильным функционированием ИК МФСА.

В выступлениях и презентациях участников была представлена как конкретная информация о включении осуществляемой и запланированной проектной деятельности в ПБАМ-3 и непосредственно самих проектах, так и о возможных включениях проектов, находящихся на разработке и в стадии поиска финансирования.

Региональным Центром по превентивной дипломатии ООН (РЦПДЦА) была представлена разработанная Дорожная карта сотрудничества с ИК МФСА на период 2010-2011, которая подразумевает обмен информацией, совместное проведение мероприятий. В июле текущего года РЦПДЦА вместе с ИК МФСА и международными партнерами планирует провести встречу министров энергетики, водных ресурсов, а также представителей министерств иностранных дел ЦА государств в целях оказания поддержки ИК МФСА на завершающем этапе подготовки ПБАМ-3.

ЮСАИД совместно с другими ключевыми донорами, такими как Европейский Союз, Всемирный Банк, GTZ, структуры ООН окажет поддержку ИК МФСА по двум направлениям: оценка уязвимости Региона к изменению климата и развитие взаимовыгодного диалога и сотрудничество по многоцелевому использованию водных ресурсов с учетом связи – «вода – энергия – сельское хозяйство – водная и продовольственная безопасность – региональная стабильность» и процессов изменения климата.

Стратегическое партнерство с Центральной Азией имеет приоритетное значение для германского правительства. В июне 2007 Германией была инициирована стратегия нового партнерства Европейского Союза с Центральной Азией. Широкий спектр проектов через Германское общество по техническому сотрудничеству (GTZ) оказывает поддержку развитию государств Центральной Азии в области образования, устойчивого экономического развития, правовых и юридических реформ, экологических и экономических изменений.

В настоящее время существуют две основные региональные программы в бассейне Аральского моря: «Трансграничное управление водными ресурсами в Центральной Азии» и «Улучшение экономического и экологического благосостояния в регионе Аральского моря» (EEWA). В 2010 данная программа стала партнером ИК МФСА по Программе бассейна Аральского моря – 3. Программа EEWA выполняется в сотрудничестве с Инициативой Центрально-Азиатских стран по управлению земельными ресурсами (CACILM) и Региональным экологическим центром Центральной Азии (РЭЦ ЦА).

Представители ЕЭК ООН отметили 4 направления проектной деятельности для включения в ПБАМ-3: институционально-правовое укрепление, осуществляемое в данный момент в рамках проекта «Региональный диалог и сотрудничество по управлению трансграничными водными ресурсами», качество воды, безопасность гидротехнической инфраструктуры, ИУВР, в рамках Инициативы Европейского Союза.

Всемирным Банком была представлена Региональная программа по улучшению гидрометеорологического и климатического обслуживания, которая также войдет составной частью в ПБАМ-3. В качестве компонента для реализации мероприятий по оценке изменения климата можно рассматривать планируемый ЮНЕСКО в рамках научно-технического сотрудничества Региональный Центр гляциологии в Алматы.

Также представители Всемирного Банка сообщили, что в данный момент существует концепция региональной программы по водно-энергетическим ресурсам, планируется к реализации направление «энергия – изменение климата» в сотрудничестве с ЮСАИД. Было выделено 4 направления деятельности, которые могут войти в ПБАМ-3: выработка энергии, передача энергии, водная продуктивность, улучшение диалога между водохозяйственными организациями.

Международное бюро по водным ресурсам разработало проект «Повышение потенциала в принятии решений для оценки водных ресурсов в странах ВЕКЦА», одним из пилотных бассейнов был выбран Аральский бассейн. Данный проект утвержден к финансированию Министерством экологии Франции.

ПРООН был представлен Проект по повышению потенциала в управлении рисками стихийных бедствий на 2010-2014 годы. Совместно с ЕЭК ООН Программа развития ООН намерена продолжить реализацию проектов в области ИУВР, гидроэнергетики.

РЭЦ ЦА выделены следующие направления проектной деятельности: управление качеством воды; обеспечение питьевой водой системами водоснабжения малых населенных пунктов; придание статуса международного значения одному-двум водно-болотным угодиям в дельте Сырдарьи и в восточной части Малого Арала, представляющих ключевые орнитологические места обитания, одобренным Рамсарской Конвенцией; оценка стоимости экосистем и их услуг.

Международный институт управления водными ресурсами, Министерство Норвегии, Японское международное агентство сотрудничества (JICA), ЮНЕП высказали пожелание поддерживать контакты с Исполкомом и рассмотреть возможность участия и внесения вклада в развитие ПБАМ-3.

В ходе встречи Исполкомом был представлен краткий обзор о поступающих в ИК МФСА проектных предложениях из стран ЦА. Количество проектных предложений, которые соответствуют требованиям Рамочного документа, составило: 13 проектных предложений от Республики Казахстана; 27 – от Кыргызской Республики; от Республики Таджикистан – 14; от Туркменистана – 21 и 25 – от Республики Узбекистан. Процесс поступления проектов продолжается, Исполком МФСА рассматривает и распределяет проекты по направлениям программы.

В заключение была отмечена продуктивность Координационного совещания, результаты которого, наряду с результатами будущих координационных встреч войдут в Конференцию доноров конца 2010 года, на которой будет представлена разработанная ПБАМ-3.

Источник: ИК МФСА