К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 7 (178) июнь 2010 г.



ЗАСЕДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ

(Монпелье, Франция, 5-6 июня 2010 г.)

Международная ассоциация водных ресурсов (International Association of Water Resources) является неправительственной международной организаций, объединяющей более 300 различных членов из 48 стран, представляющих, в основном, научные, образовательные и профессиональные организации и индивидуумы, которые нацелили свое внимание в соответствии с уставом на следующих вопросах:

  • выработка научно-обоснованных направлений глобальной водной политики и стратегии;
  • разработка и внедрение методологических подходов и инструментов для оценки, учета и комплексного использования воды;
  • совершенствовать планирование, управление, развитие, технологии, исследования и образование на международном, региональном и научном уровне;
  • осуществление многодисциплинарного форума, нацеленного и посвященного водным вопросам;
  • генерировать, инвентаризировать и распространять знания и информацию по принципиальным вопросам водных и сопряженных ресурсах, а также окружающей среде.

В соответствии с этими направлениями Правление МАВР организовало свою встречу немедленно после заседания вступительной конференции 6 Всемирного Водного Форума, что послужило в определенной степени специфическим аспектом выработки принципиальных направлений глобальной водной стратегии и политики. Как явствует из представленного доклада о ходе этой Конференции, практически руководство ВВС тематически оказалось не подготовленным к определенной нацеленности Форума на комплекс практических направлений, которые должны объединить мир, в своих усилиях по выживанию в условиях нынешней нестабильной ситуации (в отличие от прошлого Форума, который в основном акцентировал свое внимание на проблемах, а не решениях, ориентированных в будущее).

Исходя из этого, Правление МАВР посвятило большое внимание выработке принципиальных положений, которые могут отразить глобальные интересы водопользователей, водохозяйственных организаций, экологических центров, решающих лиц, ученых и практиков в обеспечении выживания человечества перед лицом грядущих проблем.

4 принципиальных направления должны быть признаны и развиты в качестве основополагающих в деле универсальных мер по преодолению водного кризиса.

Водное руководство (Water governance) – было признано как определяющим в создании фундамента и платформы, обеспечивающей достаточно устойчивое управление и развитие водного хозяйства. Члены Правления рассмотрели представленный проф. Духовным В.А. определяющий документ "Water Governance" и в принципе согласовали его как предмет для дальнейшего осмысливания и развития. Была детально обсуждена представленная схема влияния "WG" (Водного руководства) на ИУВР и одновременно на адаптацию к дестабилизирующим факторам. При этом Водное руководство рассматривается как комплекс долговременных стратегических взглядов (стратегии и политики), организационной основы, юридических, экономических, финансовых и этнических аспектов наряду с экологическими и социальными принципами, определяющих регулирование и правила взаимодействия всех стейкхолдеров, решающих лиц и субъектов на международном, региональном, национальном и местных уровнях, определяющих возможность стабильного удовлетворения потребностей общества и природы в воде. Очень важно при этом, что общественное участие признается равноправным как определяющий элемент и обязательное условие справедливого и равноправного управления и использования воды.

Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР) – годичное и оперативное, многолетнее и перспективное, является единым подходом к совершенствованию управления и использования водных ресурсов. Принципы этого управления известны: гидрографический метод, общественное участие, интеграция водных и земельных ресурсов, межотраслевая интеграция, интеграция всех уровней водной иерархии, учет всех видов вод, ориентация на достижение потенциальной продуктивности воды во всех видах использования. Само по себе ИУВР является достаточно универсальным инструментом, ибо оно при перспективном планировании позволяет учитывать влияние дестабилизирующих факторов таких, как изменение климата, демографический и индустриальный рост, нарастание определенного гидроэгоизма и т.д.

Практически ИУВР есть не что иное, как управление, которое постоянно балансирует, управляя ресурсами и управляя потребностями в воде. Именно поэтому оно является адаптивным, ибо, учитывая колебания – увеличения или уменьшения водных ресурсов, оно противопоставляет колебаниям ресурсов управления использованием (уменьшение в маловодные годы использование коллекторно-дренажных и подземных вод и в противовес этому привлечение излишних вод в маловодные годы; многолетнее регулирование водохранилищами; увеличение планирования посевов повторных культур в многоводные годы) и др. Кроме того, оно является адаптивным, ибо оно имеет в своем составе управление рисками, распределение воды в многоводные годы путем введения водооборота, увеличение подачи воды дельтам в маловодные годы и установление экологических минимальных попусков в маловодные годы).

Это ИУВР, в развитии которого МАВР и ГВП сыграли важную роль, к сожалению, зачастую подменяется фрагментарными проектами, которые порою дезориентируют общественное мнение в отношении признания ИУВР.

Основу ИУВР составляет мобилизация сил, умения, опыта, финансовых и человеческих ресурсов снизу вверх в сочетании с использованием определяющих инструментов Водного руководства, которое дает возможность увязать интересы всех уровней водной иерархии и всех горизонтальных пользователей на основе учета взаимных интересов и использования принципа "не нанесения ущерба". Правильное внедрение ИУВР снизу вверх показывает огромное влияние и на достижение разумного использования воды, на снижение удельных затрат и особенно на демонстрацию возможности (и необходимости) применения совершенно новых подходов.

Третьим краеугольным направлением совершенствования является развитие и наращивание потенциала водного сектора (capacity building - СВ). Оно включает широкий спектр сохранения потенциала существующих инфраструктур путем соответствующей финансовой поддержки и амортизационных отчислений, проведения реконструкции, но и внедрения инноваций и модернизации путем управления с помощью внедрения SCADA, ГИС, компьютеризации и современных технологий. Не меньшее значение в СВ имеет развитие информационной системы, обмена передовой информацией, передача "know-how" и овладение коммуникационными и информационными технологиями.

Это наращивание потенциала должно касаться не только водохозяйственных организаций, но и всех водопользователей, которые должны быть включены создание и развитие как потенциала ВХО, так и своего собственника. С этих позиций, предложено, чтобы члены Правления МАВР рассмотрели эти предложения и представили их вместе с Президентом МАВР на очередное заседание Правления в начале июля в Пекине.

Правление рассмотрело также ряд других вопросов:

  • порядок номинации на 4 премии МАВР, которые должны быть присуждены в период предыдущего Конгресса и объявление их до конца года;
  • подготовка к Конгрессу МАВР и Бразилии;
  • усиление членства в МАВР;
  • о работе основного печатного издания МАВР.

Правление рассмотрело также бюджет, подготовку к Конгрессу в Бразилии.

Директор НИЦ МКВК,
проф. В.А. Духовный