К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 9 (180) июль 2010 г.



39 ЗАСЕДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ВОДНОГО СОВЕТА

Столь ускоренный созыв заседания Правления ВВС после вступительной инаугурации 6 Всемирного Водного Форума Президентом Франции г-на Николя Саркази и последовавшего обсуждения предполагаемой тематики Форума вызван тем обстоятельством, что практически ход подготовки к Форуму по сравнению с предыдущими и особенно с 3 ВВФ в Киото значительно отстает. Поэтому вопросы подготовки Форума и реализации подготовительной Кампании потребовали немедленного (всего 20 дней спустя) проведения очередного заседания Правления, которое по приглашению Министерства водного хозяйства Китая состоялось сначала в Пекине 24-25 июня, а затем завершилось в Шанхае 26-27 июня.

Открытие заседания Правления приветствовал Министр водного хозяйства Китая г-на Чен Лей. Заместитель Министра г-на Ху Сийив обрисовал основные направления в развитии водного хозяйства в стране. Он подчеркнул, что Министерство ныне выработало новую стратегию в своей деятельности, в которой отразилось своеобразие современной ситуации в управлении водой:

  • постоянное нарастание экстремальных явлений под влиянием изменения климата. Почти ежегодно страна страдает от разрушительных паводков, сменяющихся периодическими засухами. И в нынешнем году сейчас во время прохождения заседания Правления на юго-западе Китая проходят колоссальные паводки, в основном, по малым рекам, в результате которых погибли сотни человек, а тысячи поселком эвакуированы. Если главные реки страны зарегулированы (Янцзы, Хуанхэ), то множество мелких и средних рек, особо в муссонной зоне, характеризуются большими колебаниями естественного стока, в результате чего это направление привлекает большое количество инвестиций, особо в регулировании притоков и истоков и противопаводковых мероприятий вдоль русел рек;
  • увеличение внимания к гарантированному водоснабжению особо засушливых районов, выразилось в развитии переброске стока из бассейна в бассейн, что позволяет выравнивать водообеспеченность в различные по водности годы. Крупнейшим таким мероприятием является строительство первой очереди канала Юг-Север;
  • крупные вливания в инфраструктуру сопровождаются повышенным вниманием к управлению требованиями на воду, которое развивается Министерством по линии децентрализации управления, передачи ее на уровень районных организаций и Ассоциации водопользователей, которое осуществляется под строгим контролем Министерства в соответствии с утвержденными Правительством заданиями по экономному расходованию воды;
  • Правительство всячески способствует развитию строительства гидроэнергетических сооружений по линии малой гидроэнергетики, где Китай давно занял позиции мирового лидера, так и по линии строительства ГЭС в стране и за рубежом. В настоящее время китайский гидрогигант "Синогидро" осуществляет строительство 60 новых крупных ГЭС в стране и более 100 за рубежом на основе создания в стране индустрии гидроэнергетики.

Президент Правления Водного Совета г-на Луи Фашон представил основные задачи в работе Правления как подготовка в проведении Форума, которая поручена Международному Комитету Форума, и создание нацеленности всего водного сообщества и на нарастание водного кризиса. ВВС утвердил программу на ближайшие 3 года, которая должна развиваться с участием членов Совета и привлечения национальных слоев водной общественности. Она включает четыре основных направления, которые должны осуществляться как постоянная деятельность в унисон линии Всемирного Водного Форума:

  • поддержка политической линии по улучшению водоснабжения, канализации и управления водными ресурсами (политический процесс);
  • улучшение вовлечения основных водных организаций в решение глобальных водных проблем (тематический процесс);
  • усиление региональной кооперации по достижению водной безопасности и экономического развития (регламентный процесс);
  • мобилизации граждан и пользователей для преодоления водного кризиса (коммуникационный процесс).

По первому вопросу Совет организовал работу около сотни мэров городов, которые подписали Стамбульский Водный Консенсус. Предполагается охватить через членов Совета до 1000 субъектов.

Кроме того, предлагается создать рабочую группу из представителей Парламентов различных стран всех континентов. Уже подготовлена встреча парламентариев стран Ближнего Востока в Бейруте.

По второму вопросу в Шанхае состоялось подписание соглашения о совместной деятельности между ВВС и Международной водной ассоциацией (IWA), представляющей интересы водохозяйственного бизнеса, в которой отражены перспективы совместной работы. Создана рабочая группа по адаптации к изменениям климата, руководитель которой Марк Смит (IUCN) сделал краткий доклад по поводу результатов Копенгагенской встречи, которая практически привела к разочарованию мировой общественностью политиками - мировыми лидерами. Игнорирование данного явления четко отразилось на катастрофических событиях паводков этого года в Польше, Китае, на Филиппинах и США.

По третьему вопросу проф. Духовный В.А., которому поручены эти проблемы, подготовил записку с изложением концепции и плана работ, которая была 2 месяца тому назад направлена руководству и членам Бюро ВВС. Президент Фашон подчеркнул необходимость ускорения реакции на данное предложение.

В рамках четвертого направления ВВС подготовил Всемирный Водный павильон на ЭКСПО 2010, который был открыт торжественно в Шанхае в присутствии членов Правления; будет участвовать целой делегацией в Сингапурском Водном Форуме, Стокгольмской неделе воды с пропагандой стратегии ВВС и ее передаче средствам массовой информации.

Председатель Международного Комитета Форума, организованного совместно ВВС с Правительством Франции, проф. Бен Брага, вице-президент ВВС, доложил о компоновке Комитета, составленного из 11 представителей ВВС и 11 представителей Правительства. Комитет создал Бюро из 4 человек: Б. Брага, О. Готье (Министерство экологии Франции), Мартин Вассал (заместитель мэра г. Марсель) и А. Салоши-Наги (ЮНЕСКО, член Правления ВВС). Комитет назначил четырех руководителей и заместителей руководителей консультативных органов:

  • политический процесс – руководитель П. Лакосте, Министерство иностранных дел Франции, заместитель А. Салоши-Наги (ВВС);
  • тематический процесс – руководитель Д. Алтинбек (ВВС), заместитель П. Лаварде (Французское национальное общество воды);
  • регламентный процесс – руководитель Е. Парк (ВВС), заместитель М. Бернард (Французское Агентство развития);
  • коммуникационный процесс – руководитель М. Вассал (г. Марсель), заместитель Х. Кенноу (ВВС).

Исполнительным директором Комитета назначена Вивиан Рофорт.

В соответствии с порядком предыдущих Форумов весь процесс подготовки и последующего проведения Форума формируется в виде политического, тематического, регионального и информационного процессов, которые должны развиваться на единой основе и в определенном направлении.

Все предыдущие Форумы были направлены на создание определенного понимания во всех слоях общества о водных проблемах, о нарастании водного кризиса и соответствующей необходимости принятия мировым сообществом мер в преодолении тех вызовов, которые готовит нам будущее. Эти цели можно считать достигнутыми, ибо понимание остроты водной ситуации имеется во всем мире снизу доверху и сверху донизу. Основные проблемы и вызовы изучены достаточно четко. Это:

  • изменение климата, которое отражается в первую очередь на воде в двух направлениях: увеличении водопотребления в связи с ростом температур и в усилении частоты повторяемости экстремальных явлений;
  • демографическое давление, которое проявляется как в росте требований на воду, так и в необходимости особого внимания к водному хозяйству городов в связи с ростом урбанизации, как в части водоснабжения, так и канализации и влиянии на качество;
  • внимании экономического кризиса на усиление дефицита средств на развитие и поддержание водного хозяйства;
  • усиление глобализации и коммерциализации водного хозяйства;
  • ослабление водной безопасности водных регионов в результате несогласованных действий на трансграничных водах, порою носящих характер политического давления.

Нынешний Форум должен стать Форумом действий, Форумом решений, Форумом выработки совместной платформы, которая должна быть выработана и преподнесена будущему сообществу.

Для этого все 4 вида процесса – политический, тематический, региональный и информационный должны быть проникнуты единой направленностью и базироваться на единой перспективной платформе.

Отсюда острая дискуссия разыгралась по выбору тематической направленности Форума. Традиционный подход на основе вступительной Конференции, где участвовали представители различных организаций (более 380 участников), были выработаны тематики, которые соответствовали бы желаниям участников. Однако, учитывая различные интересы участников, зачастую составленных из водных и около водных НПО, слабо представляющих водопользователей и профессионалов, набор тем, привлеченных по результатам опросов, получился очень громоздким и непоследовательным. Они включили как конкретные решения, так опять проблемы, отраслевые интересы, которые будут мешать выработке общей направленности.

Международная Ассоциация водных ресурсов (IWRA), представленная в Правлении директором НИЦ МКВК проф. В.А. Духовным и Президентом Джун Кси, рассмотрела после первого обсуждения в Марселе эту тематику и поддержала предложения, выработанные мною, о выборе 4 основных направлений будущего водного развития, которые были представлены в виде записки членам Правления Всемирного Водного Совета.

Вместо 17 тем, из которых 5 представляют секторные интересы, а 6 опять имеющиеся проблемы, предложено было сконцентрировать внимание Форума на построение 4 принципиальных платформ, из которых 3 совпадают с представленными на прошедшей в Марселе дискуссии. Это следующие направления, по сути, позволяют организовать серьезное противодействие вызовам будущего водного кризиса и создать в каждом "дерево целей", на котором отразить и секторные интересы и противодействие дестабилизирующим факторам, также как сгруппировать меры, содержание деятельности и т.д. Эти 4 направления следующие:

  • Руководство водой – как набор правил, регулирований, стратегии и основных положений, которые формируют политические, юридические, организационные, финансовые и экономические основы для государственной и межгосударственной системы взаимоотношений в комбинации с социальными отношениями и этническими нормами. Относительно управления и развития роль руководства водой следует понимать как основу инициатив и ограничений, внутри которых "управление" отвечает за реализацию принципов устойчивости, выраженными составляющими руководства водой являются общественное участие, правила использования трансграничных вод;
  • ИУВР – как сочетание управления подачи воды и требованиями на воду. ИУВР также сосредоточено на Трансграничных водных ресурсах и их использовании, которые играют большую роль для бассейновых государств. В этой связи, желательно сотрудничество между этими государствами в соответствии с существующими соглашениями и/или прочими релевантными договоренностями, с учетом интересов всех затронутых бассейновых государств и комплекса мер, которые будут подготовлены в рамках Руководства водой.

Следующие программные области для сектора пресной воды в объеме ИУВР могут быть предложены Совету:

  1. внедрение интегрированного развития и управления водными ресурсами;
  2. охрана водных ресурсов, качества воды и водных экосистем;
  3. питьевое водоснабжение и санитария;
  4. вода и устойчивое развитие городов;
  5. вода для устойчивого производства продовольствия и развития сельской местности;
  6. влияние изменения климата на водные ресурсы.

Подобное представление требований на воду для продовольствия, промышленности, водоснабжения, природы позволит избежать фрагментации водохозяйственных организаций и объединит их в едином подходе ИУВР, где требования в управлении спросом на воду (УСВ) всех этих отраслей будут интегрированы надлежащим образом, справедливо оценены и учтены в рамках общей оценки всех видов водных ресурсов (трансграничные поверхностные, подземные и возвратные, местные, национальные и прочие).

Наращивание потенциала (НП) является очень важным предметом, который поможет поддержать стабильность инфраструктуры на основе созданного порядка восстановления, внедрения инноваций, модернизации и вовлечения реальных игроков, которые могут внедрять передовые технологии на гидротехнических узлах и оросительных системах, распространения системы СКАДА, компьютеризации, разработки СПР и других аспектов передовых технологий.

Создание Информационных систем с комплексом моделей и тренингом будет прекрасным вкладом в НП в любом регионе, где существуют подобные потребности. Эти меры должны быть подготовлены для разных уровней водохозяйственной иерархии, но это должно быть выполнено таким образом, чтобы инструменты для всех уровней иерархии были связаны единой методологией и объединяли и дополняли интересы каждого уровня.

Развитие человеческих ресурсов - наиболее важная часть будущей деятельности, которая должна наладить устойчивые связи не только между специалистами, но и во всем обществе в отношении воды и сможет развить способности, которые позволят миру справиться с водным кризисом. Эта часть водной платформы делится на две принципиальные составляющие – человеческие ресурсы общества в целом и человеческие ресурсы специалистов.

Развитие человеческих ресурсов общества должно быть направлено на всех людей, особенно на молодое поколение, которому придется решать и адаптироваться ко всем водным проблемам и от которого требуется сила, чтобы встретиться и бороться с этой ситуацией. Это подразумевает, что образование, начиная с детского сада, затем в школе и других учебных заведениях, должно включать развитие понимания воды, подхода к воде как к святому дару, а не товару, знаний о дефиците воды, экстремальных явлениях, связанных с водой, которые ожидают их в будущем, и чтобы они были готовы преодолеть их. Здесь исключительную важность представляют три программы – «Вода и общее образование», «Мир, подготовленный к водному кризису» и «Каждый несет ответственность за воду – вода и этика» - для формирования обновленного общественного сознания и развития способности адаптироваться к этому риску.

Развитие человеческих ресурсов водного сектора должно быть направлено на специалистов-водников в водохозяйственных государственных, негосударственных организациях и местных общественных организациях, таких как Водные советы, Ассоциации водопользователей, и аналогичных организациях водо- и землепользователей. Здесь профессиональные мероприятия должны включать:

  • программу будущих водных лидеров;
  • систему постоянного тренинга для ВХО и стейкхолдеров;
  • обеспечение устойчивого финансового положения персонала организаций.

Политическая комиссия намерена в своей работе:

  • продолжить политический диалог, начатый в Стамбуле, но в более широком плане;
  • включить различные уровни водного руководства;
  • увязать тесно свою работу с тематическими и региональными комиссиями;
  • включить в работу представителей правительств на нынешней стадии, на прямой основе, ибо вовлечение в стамбульский процесс представителей посольств стран, резко снизило его эффективность и обмен мнениями;
  • базироваться, в основном, в развитие ООНовского прогресса по линии механизма "UN-Вода", развивая диалоговый обмен с участниками;
  • не пытаться достигать консенсуса в министерской декларации – это мало реальная попытка, как показал опыт Стамбула, но застолбить рекомендации мирового сообщества министерскому уровню управления водой.

При обсуждении было четко подчеркнуто, что политический процесс должен исходить из развития принципов RIO + 20, Целей тысячелетия и общности водных проблем. Желательно выработать основные положения мирового Кода Воды и дать его на обсуждение политическим слоям.

Правление наметило дальнейший план действий по подготовке Форума:

  • Международный Комитет Форума ежемесячно будет информировать членов Правления о достигнутых результатах, и обмениваться мнениями с нами в виде электронных конференций;
  • штат МКФ будет заслушан в августе в Стокгольме, а затем в октябре – на очередном заседании Правления в Сан-Франциско;
  • 18-19 ноября в Париже состоится конференция с "заинтересованными субъектами";
  • 18 – 22 марта 2011 г. – консультация с политическими лидерами.

Правление открыло Конкурс на проведение Седьмого Всемирного Форума, создана тендерная комиссия, поступили первые предложения от Южной Кореи.

В заключение Л. Фашон отметил следующее:

  • начать широкую пропаганду идей Форума;
  • вовлечение в нее всех членов Правление, для чего создать систему коммуникационного обеспечения членов Правления;
  • срочно организовать план регионального процесса по принципу "контингент – субрегион";
  • вовлечь все крупные международные водные ассоциации;
  • просить МИД Франции начать консультации с правительствами стран через посольства.

Директор НИЦ МКВК,
проф. В.А. Духовный