К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 12 (210) сентябрь 2012 г.



ОЧЕРЕДНОЕ 60-Е ЗАСЕДАНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИОННОЙ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОМИССИИ

20-21 сентября 2012 г. в г. Алматы состоялось очередное 60-е заседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии.

На повестку дня были вынесены следующие вопросы:

1. Об итогах вегетационных поливов 2012 года, режимах работы каскада водохранилищ и лимитах в межвегетационный период 2012-2013 года по бассейнам рек Амударья и Сырдарья (отв. БВО «Амударьи» и БВО «Сырдарьи»);

2. О повестке дня и месте проведения очередного 61-го заседания МКВК.

По всем вопросам были приняты соответствующие решения.

Материалы заседания будут опубликованы в ближайшем Бюллетене МКВК, выход которого запланирован на ноябрь 2012 г.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ И ЗНАНИЯМИ И НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА В ВОДНОМ СЕКТОРЕ СТРАН ВЕКЦА»

Научно-практический семинар «Обмен информацией и знаниями и наращивание потенциала в водном секторе стран ВЕКЦА» состоялся в Алматы, 19 сентября 2012 г.

В семинаре приняли участие 28 человек - представителей водохозяйственных, научно-исследовательских, учебных организаций и НПО из Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Швеции.

Цель семинара - обмен опытом в сфере информационного обмена в водном секторе стран ВЕКЦА, выявление проблем, выработка рекомендаций по их решению.

Во время семинара участники были ознакомлены с опытом создания информационных систем, используемых в водном секторе, а также принципами распространения информации.

Были заслушаны следующие доклады:

Духовный В.А. (НИЦ МКВК, Узбекистан, исполнительный секретарь СВО ВЕКЦА) Сеть водохозяйственных организаций ВЕКЦА - наше настоящее и будущее

Мухамеджанов Ш.Ш. (НИЦ МКВК, Узбекистан) Доклад о деятельности Рабочей группы МКИД по ирригации и дренажу в государствах, находящихся в условиях социально-экономической трансформации

Талменейрова Д. (ГВП, Швеция) Управление знаниями в ГВП

Соколов В.И. (ГВП, НИЦ МКВК, Узбекистан) Деятельность ГВП ЦАК по наращиванию потенциала водного сектора

Сорокин Д.А. (НИЦ МКВК, Узбекистан) Модели управления водными ресурсами трансграничных рек бассейна Аральского моря: использование, развитие, интеграция

Шиварева С.П. (РГЦ ИК МФСА, Казахстан) Опыт сотрудничества гидрометслужб ЦА в сфере обмена информацией

Прохорова Н.Б. (РосНИИВХ, Россия) Развитие научно-методических основ управления трансграничными водными объектами

Омельяненко В.А. (НИА «Природа», Россия) Опыт развития информационной системы по водному хозяйству в России

Трофанчук С.И. (Северско-Донецкое БУВР, Украина) Опыт трансграничного сотрудничества и обмена Данными по водным ресурсам в бассейне р. Северский Донец

Булекбаева Л.Б. (Департамент водного хозяйства и мелиорации Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики) Опыт развития информационной системы по водному хозяйству в Кыргызстане

Кобулиев З.В. (Институт водных проблем, гидроэнергетики и экологии Академии наук, Республика Таджикистан) Опыт развития информационной системы по водному хозяйству в Таджикистане

Нурмухаммедова Г. (Аналитическое агентство Ynanch-Vepa, Туркменистан) Состояние информационных систем в Туркменистане

Абдураимов М.Ф. (ННО «Защита бассейна р. Зеравшан», Узбекистан) Опыт развития информационной системы по водному хозяйству в Узбекистане

Чхобадзе Н. (Национальное водное партнерство, Грузия) Опыт развития информационной системы в Грузии

Мовсисян Г. (Научно-образовательный центр экологического права ЕГУ, Армения) Опыт развития информационной системы по водному хозяйству в Республике Армения

В Кыргызстане национальная информационно-аналитическая система опирается на требования гл. 17 Водного Кодекса КР «Единая информационная система о воде». Руководство водохозяйственной отрасли Кыргызской Республики одним из первых в регионе признало выгоды и преимущества создания НИС и использования ее в повседневной работе. При водохозяйственном ведомстве в различные годы при поддержке доноров был выполнен ряд проектов, итогом которых явилось создание баз данных различного направления. Создаваемая информационно-аналитическая система должна стать мощным инструментом поддержки управления и развития всего водного сектора республики.

В Таджикистане национальная водохозяйственная информационная система в основном интегрирована с региональной ИС CAREWIB. В настоящее время национальная команда участвует в тестировании модели управления бассейном Аральского моря (ASBmm), создаваемой НИЦ МКВК при поддержке UNESCO IHE.

В Туркменистане высокое руководство страны уже поднимает вопросы необходимости регулярного информационного обмена между ведомствами страны (эта работа уже идет полным ходом у ряда ведомств, включая комитет по статистике, министерство экономики и институт стратегического планирования). Активно начинают прорабатываться вопросы регулярного информационного обмена между этими тремя ведомствами, так же как и начинает приходить понимание создания системы хранения и комплексного анализа получаемой гидрохимической информации с применением современных технологий. Совершенствование систем хранения и обработки информации, ее комплексного анализа – является предметом первостепенной важности на ближайшую перспективу.

В Армении информационное обеспечение водного сектора осуществляется Центром мониторинга воздействия на окружающую среду Министерства охраны природы. Информация предоставляется через официальный веб-сайт www.armmonitoring.am, а также в виде ежемесячных и годовых бюллетеней. Центр ежегодно осуществляет режимный гидрохимический мониторинг на 131 станциях, находящихся на 39 реках, 6 водохранилищах и озере Севан.

В Грузии государственные структуры – Агентство по охране окружающей среды (бывший «гидромет») при Министерстве охраны окружающей среды и Агентство по чрезвычайным ситуациям при Министерстве внутренних дел – в основном работают на предупреждение и ликвидацию последствий катастроф (наводнения, засухи). Существует также сеть неправительственных организаций по катастрофам.

Прекрасным примером бассейнового управления является деятельность Северско-Донецкого бассейнового управления водными ресурсами (Украина). Информационно-советующая основа управления водными ресурсами – Система поддержки принятия решений (СППР), созданная Северо-Кавказским филиалом НИИ водного хозяйства используется в Северско-Донецком БУВР и Донском БВУ, имеет подсистемы «Гидрохимия» (база данных по качеству воды) и «Водохозяйственные балансы» (база данных по гидрологии). Между Россией и Украиной для поддержки принятия решений по управлению водными ресурсами на территории обоих государств в различные периоды года с 2006 года используется межгосударственная система обмена данными. Система позволяет гибко регулировать набор представляемых данных:

  • о режимах работы водохранилищ, в том числе малых приграничных;
  • о качественном состоянии водных ресурсов в пограничных створах;
  • о прогнозах развития половодья и ожидаемой водности в меженный период;
  • о ходе выполнения водохозяйственных мероприятий, затрагивающих интересы сопредельной стороны;

Отмечено, что использование системы обмена данными на уровне внутригосударственной сети позволило повысить оперативность и качество представляемой информации по трансграничным водным объектам на территории Украины в пределах Харьковской, Донецкой и Луганской областей с использованием современных методов передачи данных. Развитие информационной системы в Украине идет в соответствии с положениями Европейской водной директивы.

Развитие информационного обеспечения в России предусмотрено в Федеральной целевой программе «Развитие ВХК России до 2020 года», основные задачи сводятся к следующему:

  • внедрение единых юридических механизмов природоохранной деятельности, соответствующих международному праву
  • согласование стандартов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
  • разработка единой системы информационного взаимодействия
  • создание и обновление на постоянной основе баз данных по наилучшим природоохранным, ресурсосберегающим технологиям и системам очистки

Долгосрочной задачей регионального водного сотрудничества в Центральной Азии должно стать обеспечение экологической, продовольственной и энергетической безопасности путем сбалансированного развития, прежде всего, водного и энергетического секторов. Основной целью в переговорном процессе должна стать сбалансированность интересов в водной, энергетической и экологической сферах, увязанных с векторами социально-экономического развития стран. Низкая предсказуемость прогнозов, отсутствие достоверной информации о стоке рек, водозаборах, возвратных водах на отдельных участках являются теми основными факторами, которые создают сложную ситуацию в бассейне Аральского моря и приводят к необоснованным потерям, дефицитам, неравномерности и нестабильности подачи воды в водохозяйственные районы и водные экосистемы бассейна. Проблема заключается в отсутствии у лиц, принимающих решения, единых инструментов расчета и контроля, основанных на согласованных между государствами подходах к оценке располагаемых водных ресурсов и управлению крупными водохранилищными гидроузлами и каскадами ГЭС. Для решения этих задач разработаны:

  • экономическая модель бассейна Аральского моря (BEAM), разработанной совместными усилиями DHI, COWI и экспертов ГВП ЦАК по заказу ИК МФСА при финансовой поддержке ЮСАИД
  • интегрированная модель бассейна Аральского моря (ASBmm), созданная специалистами UNESCO IHE и НИЦ МКВК.

По мнению многих экспертов именно эти модели (при их соответствующей доработке, адаптации и тестировании) в состоянии решать важные задачи управления стоком бассейнов рек на трансграничном (межгосударственном) уровне. Основное назначение тандема BEAM & ASBmm в будущем – профессиональное использование данного инструмента для исследований альтернативных сценариев и построения эффективных стратегий развития стран региона. В тоже время, данный комплекс ориентирован и на широкого пользователя. BEAM & ASBmm должны стать элементом подсистемы поддержки принятия решений , входящей в региональную информационную систему.

Общие проблемы стран региона ВЕКЦА:

1) озвученные на заседании рабочей группы МКИД «Ирригация и дренаж в государствах с переходной экономикой» (63 заседание Международного Исполнительного Совета МКИД, Аделаида, Австралия, 24-29 июня 2012 г.).

  • Идет рост населения, вместе с ним идет резкий рост цен на продукты питания, связанных с водой (т.е. с орошением).
  • К 2025 г. вся южная территория Земли практически будет ощущать нехватку воды.

Исходя из этого, приоритеты и цели МКИД на ближайшее будущее:

  • Цель I. Повышение продуктивности богарных земель.
  • Цель II. Повышение продуктивности воды в орошаемом сельском хозяйстве.
  • Цель III. Повышение устойчивости продуктивности и снижение затрат на управление водой так, чтобы к 2025 г. продовольственная безопасность была по доступным ценам для всех.
  • Цель IV. Безопасное использование нетрадиционных видов вод в сельском хозяйстве и аквакультуре.
  • Цель V. Водохранилища в поддержку орошаемого сельского хозяйства.
  • Цель VI. Личное видение.
  • Цель VII. Грунтовые воды.
  • Цель VIII. Эффективность системы поставок продуктов питания.
  • Цель IX. Поддержка фермеров с малыми площадями.

2) изложенные в докладе исполнительного секретаря СВО ВЕКЦА проф. В.А. Духовного:

    - Изменения в ситуации с водой на глобальном уровне, произошедшие с 1997 по 2012 гг.:
  • Общее водопотребление увеличилось на 550 млрд.м3;
  • Дефицит воды (менее 1000 м3/чел) затронул 1,4 млрд. чел по сравнению с 0,5 млрд. в 1990 г.;
  • Площади орошения сократились на 12 млн. га - 5 % от общего орошения;
  • Число голодающих выросло с 850 млн. до 1020 млн. человек;
  • 2 млрд. человек не имеют доступа к средствам санитарии;
  • Резко выросли негативные последствия наводнений.

- Основные вызовы в регионе ВЕКЦА:

  • Воздействие изменения климата: уменьшение стока, таяние ледников, преобладание и усиление экстремальных явлений;
  • Демографическое давление – рост населения: 1.2-1.8% в год;
  • Слабость экономической базы;
  • Слабое управление водой;
  • Гидроэгоизм;
  • Текущая реструктуризация экономики и особенно орошаемого земледелия;
  • Нестабильность рынка и цен;
  • Недостаток политического внимания.

Отмечается, что регион подготовил собственный взгляд на ИУВР:

  • Многоуровневая система управления водой, поддерживаемая надлежащей системой руководства;
  • Комплекс институциональных, правовых и технических мер;
  • Сочетание государственной линии действий с сильными общественными инициативами;
  • Интеграция земли и воды.

Основные принципы ИУВР:

  • Управление водными ресурсами осуществляется в пределах гидрографических границ;
  • Управление учитывает использование всех источников воды (поверхностные воды, подземные воды, возвратные воды);
  • Тесная координация всех видов водопользователей и организаций;
  • Общественное участие не только в процессе управления водой, но и в финансировании, планировании и развитии водохозяйственной инфраструктуры;
  • Установление приоритетов водных требований экосистем;
  • Экономия воды и контроль непродуктивных потерь;
  • Обмен информацией, открытость и прозрачность системы управления водой;
  • Экономическая и финансовая устойчивость водохозяйственных организаций.

Участники семинара, обсудив доклады и обменявшись мнениями, приняли следующее РЕШЕНИЕ:

1. Участники семинара сети ВЕКЦА совместно с ГВП Кавказа и Центральной Азии из 10 стран региона обменялись информацией о ходе сотрудничества между партнерами по совершенствованию водного хозяйства наших регионов.

2. В водном секторе всех стран имеются положительные сдвиги в части улучшения водоснабжения и санитарии, особо в городском секторе, в основном на основе займов МФИ. Наметилось не только понимание значения ИУВР, но разработаны принципы ИУВР применительно к условиям региона с ведущим орошаемым земледелием, которые успешно осуществляются на значительных территориях в Центральной Азии, на Украине и в Азербайджане.

3. В то же время в целом положение в руководстве и управлении водными ресурсами не соответствует современным требованиям и требует принципиального совершенствования, а также очень больших усилий как государственных, так и общественных организаций. В этом направлении деятельность ГВП Центральной Азии и Кавказа и сети ВЕКЦА требует интенсивного развития и поддержки в части:

  • Распространения соответствующих принципов руководства и управления ИУВР;
  • Усиления обмена информацией с большим акцентом на распространение знаний и передового опыта, достигнутого в регионе;
  • Организации тренинга по основным направлениям необходимого совершенствования водного хозяйства (ИУВР, технологии водопользования, внедрения ИС, международное водное право) как в виде тренинговых мероприятий, так и дистанционного обучения (“e-learning”);
  • Развития центров знаний (региональных и национальных), нацеленных на оказание помощи водопользователям разных уровней водной иерархии;
  • Вовлечения организаций водохозяйственного профиля, особо научно-исследовательских институтов, и регулярного освещения результатов НИР, направленных на практическое использование результатов по рациональному использованию и охране водных ресурсов.

4. Необходимо усилить вовлечение в сеть ВЕКЦА конкретных бассейновых организаций, а также развитие обмена информацией о непосредственной деятельности низовых организаций.

5. Участники поблагодарили РФФИ, ЕЭК ООН и ГВП ЦАК за оказанную финансовую помощь, которая позволила опубликовать 4 сборника научных трудов, поддерживать постоянную работу веб-сайта сети www.eecca-water.net и организовать ежегодные встречи, в том числе и семинар в Алматы. В то же время отмечено, что размеры этой помощи явно недостаточны для широкого вовлечения участников сети к постоянной деятельности, так же как и внимания МСБО к работе сети ВЕКЦА.