К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 1 (217) февраль 2013 г.



ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ В ПОРТЛАНД, США ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОПЫТОМ США И КАНАДЫ ПО СОВМЕСТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ РЕКОЙ КОЛУМБИЯ

26 января – 2 февраля 2013 года делегация, состоящая из представителей внешнеполитических ведомств и водохозяйственных организаций Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, а также представителей региональных организаций посетила город Портланд (США) для ознакомления с опытом США и Канады по совместному управлению водными ресурсами на реке Колумбия. Ознакомительный визит был инициирован Исполкомом МФСА и организован неправительственной организаций Энергетическая Ассоциация США (USEA) при поддержке Государственного департамента США и USAID. Центральным вопросом программы визита стало детальное изучение Соглашения 1964 года между США и Канадой по реке Колумбия.

Соглашение по реке Колумбия: история вопроса

Река Колумбия – одна из самых больших рек в Северной Америке. Ее длина составляет около 2000 км, от ее истоков на озере Колумбия до устья вблизи Астории, Орегон, где она впадает в Тихий океан. Ее водосборный бассейн составляет 567000 км2 в семи штатах США и 102300 км2 в Британской Колумбии Канады. Река Кутней (Kootenay) является крупнейшим притоком реки Колумбия. Среднегодовой сток реки Колумбия составляет 244 млрд кубометров.

Соглашение по реке Колумбия между США и Канадой стало результатом необходимости рассмотрения двух основных проблем в бассейне: сильные паводки и острая необходимость в удовлетворении возрастающих потребностей населения и промышленности в дешевой электроэнергии на Северо-Западе континента.

Следующие основные причины стали обоснованием необходимости строительства водохранилищ в верхнем течение бассейна реки Колумбия:

  • Около 15% бассейна находится и 38% стока формируется на территории Канады.
  • 50% воды при самом разрушительном наводнении, произошедшем в Портланде в 1894 году, пришло с Канады.
  • Самый высокий и устойчивый сток в северных бассейнах (Мика и Ревелсток), а сток южных бассейнов низкий и неустойчивый.

В результате 9 лет переговоров, Канада и США подписали Соглашение по реке Колумбия в 1961 году, которое вступило в силу в 1964 году после его ратификации Конгрессом США.

Вовлеченные организации. Организациями, ответственными за реализацию Соглашения, являются Бонневильская администрация по энергетике (BPA) и Армейский инженерный корпус в США (USACE) и B.C. Hydro в Канаде. Встреча делегации из Центральной Азии была организована в Северо-западном отделении USACE в Портланде. В юрисдикцию данного отделения входит регулирование 77 плотин и резервуаров, 29 ГЭС и 1600 миль судоходных каналов, протекающих по 14 штатам и включающих 2 из самых длинных рек США - Миссури и Колумбия.

Ключевую роль в подготовке Соглашения сыграла Международная Совместная Комиссия, которая представила доклад в 1959 году, заложившая основные принципы регулирования реки Колумбия и методику расчета и распределения выгод внизу по течению. Однако, после заключения Соглашения 1964 года, существенной роли Международная Совместная Комиссия не играла. Статья 16 Соглашения 1964 года предусматривает, что если Стороны не могут решить свои разногласия, они могут представить их на рассмотрение Международной Совместной Комиссии, однако таких споров за время работы Соглашения не возникало. В процесс пересмотра Соглашения 1964 года, которая сейчас имеет место в США и Канаде, Международная Совместная Комиссия также не вовлечена, поскольку, по мнению представителей стран, у Инженерного Корпуса, Бонневильской администрации по энергетике и БС Hydro достаточно своего экспертного потенциала и нет необходимости в вовлечении дополнительного органа в процесс, в котором и так много вовлеченных сторон.

Обязательства Канады и США по Соглашению 1964 года

Соглашение обязывает Канаду:

  • построить три водохранилища (Мика, Арроу и Дункан) на реке Колумбия 19.1 kmі (или 15.5 Maf),
  • управлять этими водохранилищами с целью оптимального производства электроэнергии и регулирования паводков в интересах обеих стран. Канада должна управлять проектами, построенными по Соглашению, в соответствии с согласованным месячным планом, но у нее есть гибкость в управлении отдельными водохранилищами по своему усмотрению, при условии что общее регулирование отвечает требованиям Соглашения и обеспечивается согласованный сток на границе с США.

Соглашение обязывает США:

  • выплатить Канаде 50% предполагаемой стоимости регулирования будущих паводков за 60 лет,
  • выплачивать Канаде 50% от возросшего объема производства гидроэлектроэнергии в США в результате строительства оговоренных в Соглашении ГЭС в течение 30 лет (так называемое «Право Канады на энергетические выгоды, получаемые внизу по течению» «Canadian entitlement»).

Соглашение также позволило США построить и регулировать водохранилище Либби на реке Кутенай в Монтане.

Британская Колумбия, действующая от лица Канады, продала «Право Канады на энергетические выгоды, получаемые внизу по течению» на первые 30 лет США за 254 миллионов долларов США и на эти деньги построила три оговоренные в Соглашении водохранилища. По завершении строительства трех оговоренных водохранилищ США выплатили Канаде еще 64 миллиона долларов США за регулирование паводков в интересах США в течение 60 лет (до 2024 года). По оценкам Инженерного корпуса, водохранилища помогли избежать убытков от наводнений в размере 200 миллионов долларов США в 1972, 1974 и 1997 годах.

К апрелю 2003 года, 30-летний срок поставки 50% от возросшего в результате строительства водохранилищ объема производства гидроэнергетики в Канаду завершился, и теперь вся полагающаяся Канаде доля энергетики возвращается на границу с Британской Колумбией.

Рыбы и экосистемы

Соглашение 1964 года не регулирует вопросы поддержания водных экосистем и стока для рыб, но Стороны изыскивают пути для обеспечения этих потребностей. Так, Соглашение требует ежегодной разработки «Обязательного плана эксплуатации» канадских водохранилищ с целью достижения оптимальных энергетических выгод и определенной защиты от паводков в Канаде и США. Соглашение 1964 года также позволяет уполномоченным органам стран разрабатывать и внедрять «Детальные планы эксплуатации», которые предоставляют странам более выгодные (“more advantageous”) результаты. Уполномоченные органы стран истолковывают “more advantageous” расширенно, что включает помимо производства электроэнергии и защиты от паводков, так же охрану рыб, рекреационные нужды и другие блага. Таким образом, если обе страны согласны, в «Детальных планах эксплуатации» могут учитывать нужды экосистем и рыб.

Кроме того следует отметить, что на основе соглашения между Бонневильской администрацией по энергетике (BPA) и B.C. Hydro страны используют дополнительные водохранилища, не предусмотренные в Соглашение 1964 года. Это предоставляет им дополнительную гибкость в обеспечении гидроэнергетических и других выгод. Так в последние годы неоговоренные в Соглашение 1964 года водохранилища предоставляют BPA возможность осуществлять попуски для рыб.

Однако, этих мер недостаточно, поскольку обеспечение канадских прав по Соглашению не затрагивается или не корректируется с учетом фактически выработанной электроэнергии. То есть если США решает использовать воду для рыб, то она все равно должна выплатить Канаде, как будто она выработала электроэнергию.

По информации Инженерного корпуса, около 750 миллионов долларов США тратится ежегодно на поддержание воспроизводство лосося и других видов анадромных рыб. На всех плотинах построены рыбопропускные сооружения. В результате только через плотину Бонневиль, на который был организован ознакомительный тур, ежегодно проходит на нерест 2-4 миллионов взрослой рыбы и около 150 миллионов мальков идет обратно в океан. Интересно, что взрослая рыба подсчитывается вручную, чтобы определить ее вид и происхождение.

2014-2024 Пересмотр Соглашения 1964 года

В Соглашении 1964 года не обозначена дата его окончания, но предусматривается, что любое из государств может прекратить действие соглашения по истечении 60 лет со дня его вступления в силу, уведомив об этом другую сторону за 10 лет. Если Соглашение будет прекращено:

  • Мика, Аррроу, Дункан и Либби могут продолжать работу в рамках Соглашения о пограничных водах 1909 года.
  • Канада обязана обеспечить реагирование на запрос о сдерживании паводков от США до тех пор пока водохранилища будут существовать, а США обязана покрывать эксплуатационные затраты Канады на эти цели и потери от неполученной энергии. Однако в соответствии с этим положением регулирование паводков после 2024 года не может быть больше, чем до 2024 года.
  • Канада также может производить водоотводы с реки Кутней (хотя до сих пор это не осуществлялось).

Вне зависимости от того будет ли Соглашение 1964 года продолжать действовать после 2024 года, процедуры по ежегодному регулированию паводков заканчиваются в 2024 году.

Существует три варианта развития событий после 2024 года:

  1. продолжение Соглашения,
  2. прекращение Соглашения,
  3. пересмотр положений Соглашения.

Продолжение Соглашение 1964 года будет наиболее выгодным вариантом для Канады, но еще нет окончательной ясности о позиции и выгодах США. В США превалирует мнение, что выплаты Канаде за предоставляемые услуги по регулированию паводков и гидроэнергетические льготы должны быть пересмотрены и существенно снижены, либо эти услуги также должны включать в себя попуски для рыб и поддержание экосистем в низовьях, которые в настоящее время обеспечиваются только за счет США. Изменение климата также вносит дополнительные сложности, что среди прочего требует более гибких механизмов регулирования бассейном реки Колумбия (по мнению одного из докладчиков, возможно в этой связи будет заключено лишь краткосрочное соглашение).

В настоящее время ведутся детальные исследования, включая моделирование различных сценариев развития событий, на предмет целесообразности продолжения действия Соглашения для США. В частности, совместное исследование проводится Инженерным корпусом и BPA в качестве Уполномоченного органа со стороны США при тесном сотрудничестве с 20 суверенными образованиями, чьи интересы затрагиваются этим вопросам. К таким суверенным образованиям относятся Федеральное правительство США (11 федеральных агентств), 4 штата (Орегон, Монтана, Айдахо и Вашингтон) и 15 племен коренных народов Америки. Эти исследование рассматривают в качестве основных четыре вида использования вод реки Колумбия: для поддержания функций экосистем, управление рисками наводнений, гидроэнергетика и водоснабжение. По результатам проведенного исследования Инженерный корпус и BPA должны представить свои рекомендации Госдепу США, который будет принимать окончательное решение о судьбе Соглашения 1964 года и в случае необходимости вступать в переговоры с Канадой.

Заключение

Обе Стороны считают, что Соглашение 1964 года является модельным документом, по которому выгоды получили как Канада, так и США. Но в настоящий момент все еще нет ясности, будет ли обеим странам выгоднее продолжить действие Соглашения (возможно с учетом изменившихся потребностей, включая поддержание функций экосистем и изменение климата) или отменить его и полагаться на свои внутренние резервы для достижения тех же целей. При пересмотре Соглашения особое внимание уделяется активному вовлечению коренных народов и широкой общественности, интересы которых не были учтены при подготовке Соглашения 1964 года. Опыт совместной работы США и Канады представляет интерес для стран Центральной Азии, особенно в части рассмотрения благ для всех стран от использования водных ресурсов бассейна, включая вопросы поддержания экосистем, и организации процесса переговоров, основанного на научных проработках и активном участии всех заинтересованных сторон.

Д.Р. Зиганшина