МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПО ВОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
20-21 августа 2013 года в г. Душанбе состоялась Международная конференция высокого уровне по водному сотрудничеству, организованная Правительством Республики Таджикистан (РТ) совместно с институтами ООН.
В работе Конференции приняли участие более 1000 участников из около 100 стран мира, были представлены организации ООН, а также другие международные организации, занимающиеся водными вопросами (Всемирный Водный Совет, Глобальное водное партнерство, Международный институт управления водными ресурсами и другие). Главы делегаций стран Центральной Азии включали Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан, Премьер-министра Кыргызской Республики, заместителя Министра сельского и водного хозяйства Узбекистана и заместителя Министра водного хозяйства Туркменистана.
Основная цель конференции была обозначена как содействие улучшению водного сотрудничества, в особенности в трансграничном контексте, через обмен положительным опытом, распространение экологически безопасных технологий и ноу-хау, обеспечение участия всех заинтересованных сторон, стимулирование руководителей по продвижению водного сотрудничества на всех уровнях во имя достижения согласованных на международном уровне целей по воде.
Для обсуждения на Конференции были предложены четыре основных темы - (1) человеческое развитие, (2) экономические выгоды, (3) экосистемы, (4) трансграничное водное сотрудничество, и четыре перекрестных вопроса - (А) гендерные вопросы, (В) повышение потенциала, (С) взаимодействие секторов, (D) триггеры и катализаторы для осуществления водного сотрудничества. Для обсуждения этих тем и вопросов были организованы два пленарных заседания высокого уровня, восемь панелей высокого уровня и двадцать специальных тематических заседаний.
Первое пленарное заседание проводилось под председательством А.Акилова, Премьер-министра РТ. С приветственной речью выступили Эмомали Рахмон, Президент РТ; Джон Эш, Президент 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; У Хунгбо, Заместитель Генерального Секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам, от имени Генерального секретаря ООН; Йинглак Шинаварта, Премьер-министр Таиланда; Жанторо Сатыбалдыев, Премьер-министр Кыргызской Республики; Альберто Антонио Клементино Ваквина, Премьер-министр Мозамбика; Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО; Ребекка Гринспан, Заместитель Генерального Секретаря ООН, Помощник Администратора ПРООН; представитель Всемирного банка; Бенедито Брага, Президент Всемирного Водного Совета; Алис Боуман-Дентенер, Президент «Женщины за водное партнерство».
Панель 1. Водное сотрудничество для человеческого развития
Нельзя говорить о водном сотрудничестве без устойчивого человеческого развития. Выступавшие говорили о важности больших инвестиций в водный сектор и напомнили о высоком коэффициенте отдачи от вложений в сектор питьевого водоснабжения и санитарии. Особо отмечалась роль образования и наращивания потенциала, усиления диалога между секторами и общественностью, о необходимости большего социального вовлечения. Один из докладчиков отметил, что для успеха необходимо три вещи:
- Вовлечение лиц, принимающих решения вне традиционных водных секторов. Все акторы, включая общественность, должны быть вовлечены на самых ранних стадиях.
- Развитие баз знаний, баз данных, информационного обмена, мониторинга и оценки.
- Определение приоритетных направлений для продвижения водной безопасности.
Представитель Афганистана охарактеризовал критическую ситуацию в своей стране, которая, среди прочего, связана и с использованием трансграничных ресурсов. Заместитель директора НИЦ МКВК Д.Р. Зиганшина отметила, что человеческое развитие в Центральной Азии невозможно без решения вопросов управления водными ресурсами на региональном уровне; следует развивать и вкладывать средства в региональные информационные системы, программы по наращиванию потенциала и другие перспективные направления, способствующие водосбережению и внедрению ИУВР, усиливать механизмы координации и сотрудничества.
Модератор обобщила результаты панели следующим образом:
- Вода и человеческое развитие неотделимы. К примеру, в Коста-Рике хорошие индикаторы по здоровью населения были достигнуты за счет обеспечения универсального доступа к воде. Причем это было сделано, когда страна была очень бедной.
- Следует серьезно задуматься, как вовлекать людей в данный процесс. Причем рассматривать их как объект, а как активных участников.
- Необходимо связывать ИУВР на уровне сообществ с национальной политикой и стратегией.
- Отсутствие сотрудничества является исключением; как правило, превалирует сотрудничество. Использование региональных институтов и глобальных соглашений.
Панель 2. Водное сотрудничество для экономических выгод
Выступавшими были приведены примеры получения экономических выгод от сотрудничества в Бангладеш и Замбези. Отмечена важность обмена информацией. Среди основных проблемных вопросов назывались отсутствие доверия для реализации потенциальных выгод, которые усиливают наличие географических и иных барьеров. Среди возможных вариантов решений было отмечено:
- более широкое использование современных технологий для обмена данными, которые вызывают доверие у всех участников
- укрепление институтов (региональные институты, речные комиссии)
- включение местных сообществ в процесс принятия решений
Укрепление доверия играет ключевую роль в создании долговременного сотрудничества.
Панель 3. Водное сотрудничество для экосистем
- Необходимы системы для надлежащей оценки услуг экосистем.
- Важно обеспечить участие сообществ
- Образование играет ключевую роль
- Межсекторальное взаимодействие и партнерство
- Баланс и взаимосвязь между традиционной и природной инфраструктурой
Решения включают применение целостных и партнерских подходов, налаживание диалога, невозможность сохранения экосистем без ИУВР.
Ключевые послания панели:
- Образование и информация о ценности услуг экосистем
- Необходимы данные для информирования процесса принятия решений
- Важно привлекать инвестиции в сохранении природной среды
Панель 4. Трансграничное водное сотрудничество
Три ключевых послания были обобщены докладчиком панели Бу Либертом следующим образом:
- Правовое послание – Важность Конвенции ООН 1997 года и Конвенции ЕЭК ООН 1992 года в налаживании сотрудничества. Бассейновые организации являются важной платформой сотрудничества.
- Начальный пункт сотрудничества – это совместное понимание имеющихся выгод и благ от сотрудничества.
- Проблемы, как правило, базируются в более широком контексте социальных, экономических и политических вопросов.
Также отмечалась особая необходимость в наращивании потенциала, нахождении новых подходов и налаживании «обновленных» отношений. Для укрепления сотрудничества участники посчитали важным обмениваться надежными и вызывающими доверие данными, искать всяческие пути для усиления доверия, начать научный диалог, учитывать долговременные выгоды и рассматривать возможности для вовлечения третьих сторон с целью содействия сотрудничеству.
Панель 5. Водное сотрудничество и гендер
На данной панели обсуждались вопросы обеспечения справедливого доступа к водным ресурсам, образованию и управленческим процессам мужчин и женщин. Отмечалась необходимость большего вовлечения женщин в процессы разработки политик и стратегий, так как они могут привнести новый ракурс при рассмотрении проблемы и меньше подвержены коррупции. Полное и значимое участие женщин может быть обеспечено, когда будет достигнута необходимая для этого критическая масса (больше 30%). Гендерные аспекты не должны рассматриваться в изоляции, гендерные индикаторы должны стать одними из ключевых показателей хорошего руководства.
Особо отмечалась роль образования женщин, начиная от школьного до получения степени доктора наук. Участники посчитали, что инвестиции должны вкладываться именно в образование женщин. Участниками Женского форума, проведенного в преддверии конференции, было предложено создать специальный фонд, средства которого будут расходоваться на реализацию специальных программ для женщин.
Панель 6. Водное сотрудничество и наращивание потенциала
Наращивание потенциала является центральной составляющей водного сотрудничества. Оно помогает создавать платформы для межсекторального общения и укрепления доверия. Недостаточно уделять внимание только наращиванию потенциала специалистов, важно больше работать над повышением институционального потенциала. Важно обеспечивать политическую и финансовую поддержку правительств в этом вопросе.
Итоговые документы Конференции
По результатам Конференции была принята Душанбинская декларация и Душанбинский план действий по водному сотрудничеству. Их текст был выслан в страны через национальные представительства при ООН для комментариев и предложений и на самой Конференции не обсуждался. В течение двух недель можно внести замечания и предложения на проект Душанбинского плана действий, который будет доступен на веб-сайте Конференции.
Участие НИЦ МКВК
Представители НИЦ МКВК (Зиганшина Д.Р. и Мухамеджанов Ш.Ш.) помимо пленарных заседаний и панелей высокого уровня принимали участие также в специальных тематических мероприятиях (СТМ).
Зиганшина Д.Р. выступила в прениях на панели высокого уровня «Водное сотрудничество и человеческое развитие» о тесной взаимосвязи обеспечения устойчивого человеческого развития в каждой стране региона с вопросами эффективного и устойчивого использования трансграничных водных ресурсов. Это наглядно видно в Центральной Азии, где нерациональное использование трансграничных вод приводит в отдельные годы к отсутствию воды для населения и экосистем в низовьях. Поэтому важно укреплять региональное сотрудничество и ориентироваться на развитие перспективных программ по водосбережению, внедрению ИУВР, наращиванию потенциала и информационному обмену.
На СТМ 4 «Пути к укреплению сотрудничества на трансграничных водах», организованным РЦПДЦА (UNRCCA) и Министерством мелиорации и водных ресурсов Таджикистана в ответ на вопрос об участии общественности в водных организациях Центральной Азии, Зиганшина Д.Р. рассказала об опыте проекта «ИУВР-Фергана», о создании ассоциаций водопользователей и общественных советов на уровне каналов. Она также отметила разработку проектов региональных соглашений, в которых предусматривалось создание Бассейновых советов при БВО «Амударья» и «Сырдарья» и в бассейне Чу-Талас.
На СТМ 14 «Триггеры и катализаторы трансграничного водного сотрудничества» Зиганшина Д.Р. подвергла критике недостаточное и неправильное понимание роли международного права среди лиц, принимающих решения и широкой общественности. Зачастую под правом понимается только отдельное соглашение, которое повсеместно цитируется, но зачастую даже не делается попыток проникнуть в его суть. Упускается из виду, что эффективные правовые механизмы формируются в результате практики государств и повышения правосознания. Поэтому важно создавать и укреплять платформу для совместного обучения и общения, где политики и специалисты с разных стран могут совместно работать для выработки общего для региона понимания принципа «справедливого и разумного использования», а не отдельного его трактования каждой страной. Также было подчеркнуто, что сотрудничество является не «пустым звоном», а правовым обязательством. Страны должны сотрудничать добросовестно, что предполагает принятие конкретных мер на национальном и региональном уровнях для его обеспечения.
На СТМ 7 «Водное сотрудничество является ключевым двигателем развития» Мухамеджанов Ш.Ш. выступил с предложением о рассмотрении механизмов сотрудничества через призму согласованных действий на основе детального изучения и рассмотрения существующей ситуации в управлении водными ресурсами на уровне трансграничных вод. В виде примера была освещена ситуация на гидроузле Учкурган, где за последние 20 лет резко изменилось распределение расхода воды в разрезе года. Были приведены примеры: расходы воды в 1993 году в зимний и летний периоды и то же самое в последние годы. Разница состоит в том что в зимний период расходы воды с 450 м3/с выросли до 1000м3/с, а в летний период - с 300 м3/с понизились до 50-100 м3/с. На данной сессии говорили о важности повышения потенциала и главное - о важности учета поддержания экологического равновесия, и о том, что управление водой должно учитывать этого потребителя в первую очередь.
На СТМ 19 «Подходы к усилению водного сотрудничества в бассейне Аральского моря на базе сценариев» ФАО представила свою модель, которую стараются использовать для разработки стратегии, основанной на определенных и неопределенных индикаторах. Была также представлена презентация регионального офиса ФАО по новому проекту в Центральной Азии.
На СТМ 1 «ИУВР как практический подход по адаптации к изменению климата в странах Центральной Азии и Кавказа» ГВП проводило сессию по рассмотрению программ стран по адаптации к изменению климата. На данной сессии от НИЦ МКВК На данной сессии от НИЦ МКВК Мухамеджанов Ш.Ш. представил программу ГВП по адаптации к изменению климата на примере демонстрационного участка в Ферганской области. Основными вопросами при организации работ являются определение поливных и агротехнических проблем в различных климатических условиях, и нахождение путей для их решения. На основе комплекса технологических решений в различные климатические годы строится стратегия адаптации технологий к изменению климата.
Общие выводы
Вопросы водного сотрудничества обсуждались на Конференции в широком аспекте, включая вопросы человеческого развития и гендера. Проблемы использования водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии в ходе заседаний также поднимались, но не обострялись. В отдельных интервью участников из Центральной Азии были высказаны интересы стран. Участники говорили об имеющихся проблемах и коренных различиях в интересах в использовании водных ресурсов, но также отмечали о необходимости сотрудничества, укреплении доверия и нахождении путей снижения излишней политизации данных вопросов для нахождения практических решений.
Практически на всех панелях отмечалась ключевая роль обмена данными и повышения их надежности, что может способствовать укреплению доверия между странами. Вопросы повышения потенциала были другим часто цитируемым механизмом сотрудничества. Наконец, неоднократно отмечалось, что сотрудничество является обязательством стран по международному праву, поэтому страны должны находить конкретные механизмы для его обеспечения.
|