К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 10 (226) сентябрь 2013 г.



ВСЕМИРНАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СЕТИ БАССЕЙНОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

12-16 августа 2013, Форталеза-Сеара, Бразилия

Международная сеть бассейновых организаций (МСБО) была создана в 1992 году при поддержке Правительства Франции и охватывает в настоящее время более 200 организаций из 49 стран. Постоянный секретариат организации находится в Париже, бессменный исполнительный секретарь господин Жан-Франсуа Донзье. Руководящим органом является Наблюдательный Комитет (Liaison Bureau), который избирается на 3 года из трех представителей всех региональных организаций.

МСБО опирается на 8 региональных сетей: Европейская сеть – EUROPE INBO, сеть Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии – СВО ВЕКЦА, сеть водохозяйственных организаций Средиземноморья - MENBO, Североамериканская сеть таких же организаций NANBO, Южноамериканских организаций - LANBO, сеть бассейновых организаций Центральной и Восточной Европы - CEENBO, Бразильская сеть водохозяйственных организаций - REBOB.

Настоящая Ассамблея была организована совместно Секретариатом МСБО, Бразильской сети и высокой Комиссией реки Сенегал, руководитель которой г-н Мохамед Салим Оулд Мерзог является действующим Президентом МСБО.

Работе Ассамблеи предшествовало заседание Наблюдательного Комитета, на котором был заслушан отчет исполнительного секретаря о проделанной работе, финансовый отчет, а также предполагаемый план работ на период до 2015 года.

13 августа состоялось официальное открытие Ассамблеи, на котором было заслушано приветствия Президента Национального водного агентства – АНА, действующего президента, а также президентов всех региональных сетей. Проф. В.А. Духовный зачитал приветствие от имени Президента СВО ВЕКЦА академика П. Полад-Заде.

Утреннее заседание 14 августа началось докладом Президента Всемирного водного совета проф. Бен Браги «Водная безопасность в мире». В нем прозвучала обеспокоенность различной степенью готовности стран и бассейнов во всем мире к нарастанию водного кризиса. Эфиопия и Австралия, Непал и США находятся в одинаковых географических условиях, но степень их оснащения инфраструктурой и управления ресурсами критически отличаются. Еще хуже обстоит в отдельных странах положение с системою водной безопасности, которые зачастую находятся вне поля зрения правительств. Известно, что именно водная безопасность определяет и продуктовую и энергетическую и социальную безопасность, особенно в странах с высокой долей сельского населения. Для этого и правительства, и общественность должны взять в фокус своего внимания руководство водой, создание и развитие потенциала воды, что, в свою очередь в виде обратной связи будет воздействовать на устойчивость природного комплекса. Особое внимание Бен Брага уделил проблеме водохранилищ. Он категорически возразил против бытующего мнения, что «плотины создают грязный мир». Примером успешного функционирования плотинных гидроузлов является крупнейший комплекс Бхакра Нангал в Индии, который орошает 7 миллионов гектар в нескольких штатах и производит 2800 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Проблема не в плотинах, а в умении управлять ими в интересах всего бассейна, особо учитывая интересы природы и сельского хозяйства. Главное условие – наличие политической воли у руководителей соседних стран и провинций. В качестве положительного фактора во всемирном развитии водного хозяйства докладчик отметил усиление внимания МФО к важности водного фактора, что отразилось, начиная с 2004 года, на росте инвестиций в водное хозяйство, орошаемое земледелие и гидроэнергетику.

Доклад о состоянии управления и использования водных ресурсов Бразилии сделал президент - директор Национальной Администрации Бразилии - АНА - Винсент Андреас Густлио. Управление водой в стране является прерогативой Федерального правительства, которое непосредственно руководит 12 бассейнами рек, резко отличающимися своей водообеспеченностью. Наряду с очень многоводным бассейном Амазонки имеются крайне ограниченные бассейны, как например, северо-восточная Атлантика. В рамках этих бассейнов действуют 200 бассейновых комитетов рек и притоков, мелких источников, для которых главным инструментом является планирование развития и правил управления. При этом правительство дает большую свободу децентрализованному управлению, делая ставку на всемерное вовлечение всех стейкхолдеров. Органы на местах считают своей основной обязанностью социальную мобилизацию водопользователей и различных заинтересованных субъектов. В то же время слабостью этих комитетов является недостаток хорошо подготовленного штата, а также недостаточная оснащенность сооружениями и механизмами.

Ассамблея заслушала отчет исполнительного секретаря г-на Ж.-Ф. Донзье за 2010-2012 годы, доклад аудитора, презентацию директора по коммуникациям и публикациям, а также доклады всех региональных сетей.

Дальнейшее обсуждение проходило в виде круглых столов по следующим вопросам:

  • адаптация к изменению климата и предотвращение экстремальных значений паводков и засух;
  • участие местных органов водопользователей и роль бассейновых комитетов;
  • управление трансграничными реками, озерами и грунтовыми водами;
  • финансирование водохозяйственных организаций.

Результаты обсуждения легли в основу декларации Ассамблеи.

В панели по трансграничным водам д-р Вадим Соколов очень четко подчеркнул роль соблюдения водных Конвенций 1992 и 1997 годов всеми соседними странами. Он привел примеры, когда несоблюдение Конвенций приносит большой ущерб соседним странам на примере реки Сырдарьи. При этом он подчеркнул пагубность тенденции к созданию новых региональных конвенций и острую необходимость всеобщего присоединения к Конвенциям 1992 и 1997 годов, создав общественную поддержку и контроль соблюдения положений этих документов. Он осудил стремление некоторых стран верхних водосборов не присоединяться к этим Конвенциям, а создавать специальную региональную конвенцию. В то же время представляет интерес пример, приведенный министром Ботсваны, когда все страны одного бассейна присоединившись к Конвенции ООН, оговорили привязку ее принципов к своим бассейновым условиям, подписав специальный протокол применения Конвенции.

Дискуссия панели по финансовым вопросам показала сложность их решения во всемирной практике и достаточно разнообразные подходы. В Бразилии, например, наибольший вклад в финансирование бассейновых организаций дают ГЭС, которые получают наибольший доход от использования воды. Водоснабжение и орошение используют перекрестное субсидирование, размеры которого утверждает Парламент. В Лесото гидроэнергетические компании отчисляют 50% своих прибылей на управление водой. Во Франции все пользователи водой оплачивают по единой ставке плату за воду как ресурс, независимо от отраслей потребления. Наибольшую сложность во Франции, как и во всей Европе, представляет плата за загрязнение из-за трудности определения того, кто и в какой мере загрязняет водоток. Выход во введении платы за загрязнение, возлагаемой на муниципалитет, в зоне которого оно произошло с тем, чтобы источник и виновника загрязнения определял муниципалитет в рамках своих полномочий. Итальянские правила ориентированы на предупредительное сооружение очистных, противоэрозионных и водоотводящих сооружений за счет общественных взносов, пропорционально объему водопотребления. Сюда входят и средства на защитные полосы и лесопосадки. В Аргентине финансирование водохозяйственных затрат регулируется по потребности как первоочередные нужды Парламентом, четко регламентирующим распределение взносов между различными отраслевыми министерствами, муниципалитетами и самими водопользователями, и одновременно контролирующим осуществление этой системы. Большими проблемами с финансированием водохозяйственных затрат характеризуется Центральная и Южная Африка, что отражается на состоянии водохозяйственных объектов и водопользовании. Бремя водоснабжения здесь ложится в основном на плечи доноров.

15 августа состоялось заключительное заседание, на котором произошла передача председательства Сети от Сенегала к Бразилии. Президентом МСБО на последующие три года избран Люпердио Жирольдо Антонио. Ассамблея также приняла Декларацию Форталезы.

Основные положения Декларации Форталезы

1. Паводки, засухи, водные эпидемии, загрязнения, сбросы и разрушения водных экосистем имеет место во многих странах мира. Серьезность специфики требует осуществления всестороннего, постоянного и интегрированного управления водами, сфокусированного на солидарность верхних и нижних стран и зон, включая всех пользователей.

2. ИУВР на бассейновом уровне важно для всех. Вода не имеет административных и национальных границ. Хотя опыт ИУВР существует уже более 50 лет и создал много положительных примеров, проблемы все еще сохраняются и не могут быть решены одним махом.

3. В первую очередь ИУВР на бассейновом уровне должен базироваться на интегрированной информационной сети, знании ресурсов, потребностей, загрязнителей, управления рисками, определения краткосрочных и долгосрочных прогнозов. Они должны быть объективно доступны всем пользователям, равно как и управленцам водой и решающим лицам.

4. Бассейновые планы и схемы КИОВР, мер по развитию, созданные в процессе диалога всех управленцев и пользователей водой, должны определять рубежи и сроки внедрения различных мер по развитию, включая требуемые объемы капвложений. Как показывает опыт европейских стран, эти планы должны включать все виды вод, учитывать изменения климата, потребность восстановления гидроморфологии рек, включая систему ветландов, восстановления рыбных путей, также будущих лесных и луговых зон.

5. Условия финансирования управления и развития водохозяйственных организаций должно быть гарантировано сочетанием государственных и частных инвестиций, системы тарифов и «платы за загрязнение» с учетом перекрестного субсидирования между категориями пользователей.

6. Широкое общественное участие в процессе принятия решений, включая муниципальные, экологические организации и ассоциации водопользователей, следует совмещать с решениями на государственном, региональном и местных уровнях.