К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 15 (231) ноябрь 2013 г.



ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИЮ ЭСКАТО

29-31 октября 2013 года в Бангкоке, Таиланд, состоялось третье заседание Комитета по окружающей среде и развитию Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). По приглашению ЭСКАТО, ГВП ЦАК делегировал Д. Зиганшину принять участие в данном мероприятии.

Повестка дня включала обсуждение следующих ключевых вопросов:

  • На пути к достижению целей устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе: составление в регионе повестки дня в области устойчивого развития.
  • Итоги основных региональных диалогов, посвященных устойчивому развитию:
    1. Азиатско-тихоокеанский энергетический форум;
    2. Азиатско-тихоокеанское региональное совещание по осуществлению применительно к итогам Рио+20;
    3. второй Азиатско-тихоокеанский саммит по водным ресурсам;
    4. Азиатско-тихоокеанский диалог на уровне министров: переход от Целей Развития Тысячелетия к Повестке дня Организации Объединенных Наций в области развития на период после 2015 года;
    5. Совещание заинтересованных сторон в рамках Программы партнерства «Зеленый мост».
  • Подготовка в регионе к седьмой Конференции министров по окружающей среде и развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и третьей Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат III).
  • Рассмотрение проектов резолюций, рекомендаций и решений для представления их на рассмотрение Комиссии на ее семидесятой сессии.
  • Рассмотрение будущей направленности подпрограммы.

На совещании был представлен обзор деятельности Секретариата ЭСКАТО и стран по вышеуказанным вопросам. В частности, Секретариат ЭСКАТО представил информацию о работах, проводимых для оказания странам содействия в переходе к устойчивому развитию. Наиболее всеобъемлющим на данный момент документом в этой связи является опубликованная в апреле 2012 года «Дорожная карта низкоуглеродного зеленого роста для Азиатско-Тихоокеанского региона», которая является детальным руководством по переходу к зеленому росту с целью обеспечения ресурсоэффективной экономики и содержит практически осуществимые варианты политики.

Секретариат также реализовывал мероприятия по наращиванию потенциала в области устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, в сотрудничестве с Корейским агентством по международному сотрудничеству, правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Экономической и социальной комиссией для Западной Азии была учреждена программа интернет-обучения (www.greengrowthelearning.org/lms). Интернет-курс «Основы зеленого роста», рассчитанный на шесть недель обучения, проводился уже 14 раз, и по нему прошли обучение 900 специалистов по разработке политики из 59 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для внедрения этого курса на национальном уровне были созданы национальные центры обучения во Вьетнаме, в Бруней-Даруссаламе, Индии, Казахстане, Лаосской Народно-Демократической Республике, Малайзии, Монголии, Мьянме, Пакистане, Таиланде и на Филиппинах. В конце 2013 года будет внедрен новый курс интернет-обучения на основе «Дорожной карты низкоуглеродного зеленого роста для Азиатско-Тихоокеанского региона». Этот курс будет посвящен основным элементам разработки программ низкоуглеродного зеленого роста.

Секретариат оказывает государствам-членам поддержку в укреплении потенциала, используя для этого созданную семь лет назад сеть Сеульской инициативы по зеленому росту (Seoul Initiative Network on Green Growth). В партнерстве с секретариатом Сеульской инициативы, работающим при поддержке министерства охраны окружающей среды Республики Корея, секретариат организовывал ежегодные консультативные форумы по вопросам политики по следующим темам: «Двойной дивиденд зеленой экономики» (2012 год) и «Биологическое разнообразие в интересах устойчивого развития» (2013 год).

В контексте этой информации и заслушав сообщения стран по внедрению подходов устойчивого развития, представитель НИЦ МКВК Центральной Азии ознакомила участников о мероприятиях, проводимых в регионе в области управления водными ресурсами и зеленому росту. В частности, НИЦ МКВК совместно с ГВП ЦАК при поддержке Глобального института зеленого роста (Корея) была проведена подготовительная работа по изучению роли зеленого развития для укрепления водного сотрудничества и достижения водной безопасности в бассейне Аральского моря. В качестве первоочередных мер намечено разработать региональную и национальные стратегии зеленого развития в водохозяйственном секторе, активно внедрять ИУВР и меры по водосбережению, принимать меры по улучшению состояния водных и горных (верхней части водосборов) экосистем, а также по управлению рисками, развитие системы раннего оповещения и смягчения последствий стихийных явлений, связанных с водой.

Представитель НИЦ МКВК также отметила о необходимости большего вовлечения ЭСКАТО и партнеров в мероприятия по наращиванию потенциала в области зеленого роста в водохозяйственном секторе в Центральной Азии, например, через сеть Сеульской инициативы по зеленому росту. Региональный тренинг-центр при НИЦ МКВК проводит тренинги для различных целевых групп, начиная от руководящего состава министерств до конечных водопользователей (фермеров) и может служить региональным партнером в этом вопросе. Эти пожелания были отражены в итоговых документах 3-го заседания Комитета.

Сопутствующее мероприятие «Партнерство для устойчивого развития»

В ходе работы 3-го совещания Комитета было озвучено приглашение правительства Казахстана к государствам-членам ЭСКАТО, особенно к странам Центральной Азии, и региональным организациям присоединиться к Хартии программы партнерства «Зеленый мост».

В рамках совещания Казахстан организовал специальную сессию «Партнерство для устойчивого развития» с целью информирования участников о мероприятиях, проведенных после конференции Рио+20 по Программе партнерства «Зеленый мост». Программа партнерства «Зеленый мост» была разработана правительством Казахстана, поддержана седьмой Конференцией министров под названием «Окружающая среда для Европы» в качестве механизма осуществления принятой в Астане Инициативы «Зеленый мост» и поддержана в итоговом документе Конференцией Рио+20.

Посол Казахстана в Таиланде Марат Эссенбаев представил общий обзор программы Партнерство «Зеленый Мост». Вице-министр охраны окружающей среды Казахстана Бектаз Мухамеджанов ознакомил с некоторыми результатами и перспективами развития программы. Казахстан первым на постсоветском пространстве принял на правительственном уровне концепцию перехода экономики страны на зеленое развитие. Президент страны заявил, что до 2% ВВП будет направляться для реализации этой концепции. Казахстан хочет развивать зеленые подходы не только это у себя, но и помогать другим странам региона в этом. Докладчик также проинформировал, что Правительство Казахстана взяло на себя обязательство создания Института «Зеленый мост», который призван аккумулировать всю информацию, знания и практику в этом вопросе. Казахстан планирует проведение ежегодных встреч для мониторинга реализации программы.

Директор инвестиционной группы ACME Co LTD LLP Жанар Султанбекова представила концепцию «зеленый коридор» в качестве механизма реализации финансовой структуры Программы партнерства зеленый мост.

Представитель НИЦ МКВК поблагодарила Казахстан за лидирующую роль в развитии и внедрении «зеленых» подход в регионе и выразила надежду на более активное вовлечение в работу по зеленому росту в водохозяйственном секторе как на национальном, так и трансграничном уровне.

Сопутствующее мероприятие «Диалог о вовлечении гражданского общества на региональном уровне»

На сопутствующем совещанию мероприятии «Диалог о вовлечении гражданского общества на региональном уровне» обсуждались проблемы обеспечения более эффективного и значимого вовлечения гражданского общества в процессы устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Представители гражданского общества и агентств ООН делились опытом по участию представителей гражданского общества в деятельности ООН по устойчивому развитию. В процессе обсуждения представитель НИЦ МКВК рассказала об опыте вовлечения представителей ННО в работу Европейской Экономической Комиссии ООН, особенно в рамках Водной конвенции 1992 года, которая теперь является глобальной конвенцией. Представители ННО приглашаются и активно участвуют на всех встречах рабочих органов Водной конвенции 1992 года, таких как Совещание сторон Конвенции, рабочие и тематические группы. На встречах ЕЭК ООН любой присутствующий может высказать свое мнение в любое время, подняв табличку; тогда как процедура Комитета по окружающей среде и развитию ЭСКАТО предоставляет возможность выступить сначала представителям государств, затем агентствам ООН и межправительственным организациям, и только в заключении представителям гражданского общества. Представители ННО наравне с представителями государственных органов могут участвовать в процессе принятия решений в рамках Водной конвенции, поскольку все решения на этих встречах принимаются на основе консенсуса, а не голосования. Представитель ННО также может быть выдвинут Стороной Конвенции в качестве эксперта в Комитет по соблюдению.

На совещании упоминался доклад «Усиление участия общественности в работе ООН для устойчивого развития: Диалог, дебаты, расхождение во мнениях, дискуссии», подготовленный в июне 2013 года Барбарой Адамс и Лу Пингеот (Barbara Adams & Lou Pingeot) для программы по основным группам населения Отдела Устойчивого развития Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам. Доклад суммирует проблемы, имевшие место в процессе вовлечения общественности в работу ООН и представляет некоторые рекомендации по их устранению в будущем. Среди основных проблемных вопросов, обсужденных в докладе, следующие: недостаточное и неполное участие основных групп населения; представительство против фасилитации - недостаток ясности и открытости; ограниченное вовлечение народных движений; количество против качества – как перейти от доступа к воздействию; снижение интереса к принципу многосторонних отношений – недостаточное доверие к системе ООН; недостаточная интеграция трех столпов; недостаточная динамика между национальным, региональным и глобальным уровнями (слишком много акцента на глобальный уровень); переизбыток английского, недостаток диверсификации; недостаток ресурсов; недостаточное внимание к процессу консультаций (короткие дедлайны); недостаточное уважение к экспертизе; трения между государственным и корпоративным секторами, неравная поддержка со стороны ООН.

Заместитель директора НИЦ МКВК
д-р Д.Р. Зиганшина