К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 16 (232) ноябрь 2013 г.



ВТОРАЯ ВСТРЕЧА ИНИЦИАТИВЫ ОЭСР ПО ВОДНОМУ РУКОВОДСТВУ

7-8 ноября 2013 года в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже состоялась вторая рабочая встреча инициативы ОЭСР по водному руководству.

Инициатива ОЭСР по водному руководству представляет собой международную сеть, включающую в себя делегатов из государственного, частного и некоммерческого секторов, которые собираются дважды в год для обмена опытом и мнениями по поводу проводимых реформ, проектов, уроков и наилучшей практики в поддержку налаживания более эффективного руководства в водохозяйственном секторе.

Инициатива, зародилась в процессе подготовки тематического направления «Водное руководство» для 6-ого Всемирного водного форума в Марселе и была окончательно сформирована в марте 2013 года.

Цель инициативы:

  • консультировать правительства стран для принятия мер по совершенствованию водного руководства посредством политических диалогов на различных уровнях;
  • предоставлять техническую платформу для обсуждения аналитической работу по водному руководству посредством обмена опытом и знаниями;
  • поддерживать выполнение 6 целей в области руководства, разработанных для 6-го Всемирного водного форума к следующему форуму в Корее;
  • внести вклад в разработку Принципов ОЭСР по водному руководству и Индикаторам ОЭСР по водному руководству для вовлечения лиц, принимающих решения на всех уровнях, как в водохозяйственном секторе, так и более широком масштабе, в процесс их реализации.

Перед вторым заседанием Инициативы ОЭСР по водному руководству были поставлены следующие задачи:

  1. Стартовать работу четырех тематических рабочих групп Инициативы по следующим вопросам:
    1. Вовлечение заинтересованных лиц для эффективного управления водой (координаторы - ОЭСР и Suez Environment)
    2. Результативность и руководство водоснабжением и санитарией (координатор - ASTEE)
    3. Руководство на уровне бассейна (координаторы - INBO/OIEau and UNESCO-IHP)
    4. Благонадежность и открытость (координаторы - WIN, TI, SIWI-UNDP Water Governance Facility).
  2. Представить региональных партнеров и тематических соисполнителей программы работ инициативы для распределения круга задач.
  3. Обсудить мероприятия, недавно проведенные на глобальном уровне по вопросам водных ресурсов, особенно итоги форума по благонадежности в водном секторе (Дельфт, 5-7 июня 2013), Будапештского водного саммита (8-10 октября 2013) и подготовительный процесс к 7-му Всемирному водному форуму (Дэгу, Корея, 12-17 апреля 2025).
  4. Обсудить аналитическую работу в области водного руководства, в частности проект доклада ОЭСР «Водное руководство в Нидерландах: отвечает ли требованиям будущего?»
  5. Обменяться опытом работы и текущими инициативами в области водного руководства.
  6. Определить стратегию информационного обмена и распространения сети.

В ходе двух дней интенсивных обсуждений данные задачи были выполнены. Участники инициативы определили работу какой из четырех тематических групп они готовы поддерживать. Для каждой из групп был разработан дискуссионный документ, на базе которого определялась задачи и дальнейшая ее деятельность. НИЦ МКВК вошел в состав рабочей группы 3 «Руководство на уровне бассейна». При обсуждении дискуссионного документа представитель НИЦ МКВК предложил сузить перечень задач, поставленных перед группой, и свести их к выполнению работ, которые могут внести конкретный вклад в обеспечение практического выполнения водного руководства на местах. Это особенно актуально в свете того, что 7-й Всемирный водный форум будет акцентировать внимание именно на реализации многочисленных решений водных проблем, представленных на форуме в Марселе. К примеру, нужны конкретные индикаторы отслеживания выполнения мер по более эффективному водному руководству, которые помогут исполнителям на местах в их каждодневной работе. В этой связи было интересно предложение Стефано Бурки (AIDA) о разработке индикаторов реализации водного законодательства. Детальные замечания к документу и предложения по работе группы должны быть представлены координаторам до 29 ноября 2013 года.

ОЭСР подготовило детальный доклад по вопросам водного руководства в Нидерландах. На более чем 200 страницах документа изложены как достижения страны в этом направлении, так и имеющиеся трудности. Так, к примеру, отмечалось, что Нидерланды находятся в своеобразной ловушке, которая может помещать ей и далее развивать эффективное водное руководство. Первая составляющая этой ловушки – излишнее доверие к государству со стороны граждан в вопросах водного управления. Такой казалось бы положительный фактор зачастую ведет к беспечности граждан и их неосведомленности о водных вопросах. Вторая составляющая ловушки представляет собой «чувство безопасности», которое на самом деле не соответствует действительности и усыпляет бдительность. Наконец, третий элемент – техническое превосходство голландских подходов – также вызывает обеспокоенность, препятствуя развитию нового образа мышлений и инновационных подходов. Представляется, что резюмированная версия этого доклада, после его издания в начале 2014 года, была бы интересна для ознакомления центрально-азиатской аудитории с многовековым опытом Нидерландов по управлению водой, ветландами и дельтами, которые сегодня ставят перед собой задачу стать «улучшенной версией себя самих».

Представитель SIWI/UNDP ознакомил участников с новой публикацией «Пользовательское руководство для оценки водного руководства», которое можно загрузить с сайта (watergovernance.org). В данной публикации представлен обзор различных методологических подходов к проведению оценок успешности водного руководства, а также предложена собственная основа для проведения таких оценок.

Секретариат ОЭСР обещал в скором времени распространить среди членов инициативы проект инвентаризации проектов и инициатив в области водного руководства для его дальнейшего дополнения.

Представитель НИЦ МКВК проинформировала участников о деятельности центра и работах, проводимых в рамках МКВК по вопросам водного руководства (информационный обмен, тренинги, проекты по внедрению ИУВР и тд).

В настоящий момент НИЦ МКВК является единственной организацией, представленной в данной инициативе из Центральной Азии и всего пост-советского пространства. Участие в инициативе позволяет делиться опытом региона в области управления водой, а также участвовать региону в формировании глобальной повестки дня по вопросам водного руководства. Поэтому было бы желательным большее вовлечение организаций из Центральной Азии в работу данной инициативы.

Следующая встреча членов инициативы намечена на середину апреля 2015 года.

Заместитель директора НИЦ МКВК
д-р Д.Р. Зиганшина