К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 17 (233) ноябрь 2013 г.



КОНФЕРЕНЦИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАН ВЕКЦА «СОДРУЖЕСТВО ВОДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ — ПЛАТФОРМА ДЛЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ»

Конференция Сети состоялась 8 ноября 2013 г. во ВНИИГиМ им. им. А.Н. Костякова (Москва).

Основными целями конференции явились:

  • Политическая воля к совершенствованию и реальное ее осуществление
  • Внедрение ИУВР
  • Водосбережение - что достигнуто за 5 лет
  • Вовлечение общественности в управление водными ресурсами
  • Улучшение водоснабжения
  • Решение проблем продовольственной, водной и энергетической безопасности в их взаимосвязи
  • Обсуждение проблем водного хозяйства стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (с участием представителей Центральной Европы (Румынии, Франции)

Конференция была организована ОАО «Водстрой», Российским Союзом водников и мелиораторов, ВНИИГиМ им. А.Н. Костякова (все – Москва) и Научно-информационным центром МКВК (Секретариат СВО ВЕКЦА, Ташкент). Содействие в финансировании мероприятия оказали ГВП ЦАК, ЕЭК ООН (за счет гранта РФ).

Конференцию приветствовали:

  • Президент Сети ВО ВЕКЦА П.А. Полад-заде
  • Председатель Оргкомитета по проведению конференции, президент Российского Союза водников и мелиораторов Н.А. Сухой
  • Руководитель Федерального агентства Росводресурсы М.В. Селиверстова
  • от имени Исполнительного секретаря МСБО Ж.-Ф. Донзье – Ф. Пинтус.

Были заслушаны следующие доклады:

Проблемы мелиорации и водного хозяйства в странах ВЕКЦА и задачи водохозяйственной общественности - П.А. Полад-заде, Президент СВО ВЕКЦА, академик

О научном обеспечении программ по мелиорации и по развитию водохозяйственного комплекса Российской Федерации - Б.М. Кизяев, директор ВНИИГиМ, д.т.н., проф.

Современное состояние и перспективы управления водными ресурсами Украины - В.А. Сташук, председатель Государственного агентства водных ресурсов Украины, Член-корреспондент НААН, д.т.н.

ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 гг.» - Д.П. Путятин, врио директора Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства РФ

Проблемы развития трансграничного водного сотрудничества в регионе ЕЭК - Б. Либерт, Региональный советник ЕЭК ООН

Укрепление трансграничного сотрудничества: о работе ИК МФСА в период 2009-2012 гг. - С.Р. Ибатуллин, заместитель Председателя Комитета по соблюдению Конвенции ООН по охране трансграничных вод, д.т.н., проф.

О программе развития базы знаний водохозяйственных организаций зоны ВЕКЦА - Д.В. Козлов, ректор Московского государственного университета природообустройства, д.т.н., проф.

О программе Глобального водного партнерства Центральной Азии и Кавказа на 2014-2016 гг. - В.И. Соколов, региональный координатор ГВП ЦАК, Заместитель директора научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии, к.г.н.

Современное состояние водных ресурсов и перспективы ИУВР в Туркменистане - Г. Нурмухаммедова, эксперт, Аналитическое агентство Ynanch-Vepa, Туркменистан

О научном сотрудничестве России и стран ВЕКЦА в сфере водных ресурсов - Н.Б. Прохорова, директор ФГУП "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов", д.э.н., проф.

Водное хозяйство Республики Узбекистан: современные состояние и будущие планы - Б.К. Рузибаев, заместитель Начальника Главного управления водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан

О водном хозяйстве Республики Казахстан - Б.К. Бекнияз, ио Председателя Комитета по водным ресурсам Министерства окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан

Водное хозяйство Румынии – Э. Червид, Национальный институт гидрологии и водного хозяйства, Румыния

БВО «Амударья» о вопросах водной безопасности в бассейне реки Амударья - А.М. Назарий, гл. инженер БВО «Амударья», Узбекистан

Содействие трансграничному сотрудничеству по малым водоразделам Центральной Азии - Л. Киктенко, эксперт, РЭЦ ЦА, Казахстан

Ирригация и дренаж в изменяющемся мире – П.И. Коваленко, Институт водных проблем и мелиорации НААН Украины, д.т.н., проф., академик

Итоги работы Генеральной Ассамблеи МСБО и задачи сети ВЕКЦА - В.А. Духовный, Исполнительный секретарь СВО ВЕКЦА, директор научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии, д.т.н., профессор (зачитал В.И. Соколов)

* * * *

Основными общесистемными проблемами развития водохозяйственного комплекса РОССИИ являются:

  • неудовлетворительное состояние хозяйственно-питьевого водоснабжения
  • сокращение площадей и неудовлетворительное состояние орошаемых и осушаемых земель
  • расточительное водопользование
  • снижение качества воды в водных объектах
  • неудовлетворительное техническое состояние гидротехнических сооружений
  • возрастание материального ущерба от вредного воздействия вод природного и техногенного характера
  • низкая эффективность управления водохозяйственным комплексом АПК
  • дефицит квалифицированных кадров

В качестве стратегических задач развития водохозяйственного комплекса предлагаются:

  • гарантированное обеспечение сельского населения питьевой водой нормативного качества
  • развитие сельскохозяйственного водоснабжения
  • восстановление и развитие орошения и осушения земель
  • запрещение сброса загрязненных сточных вод в водные объекты
  • создание и внедрение инновационных технологий и технических средств
  • обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
  • обеспечение трудовыми ресурсами

Механизмами реализации водной стратегии АПК должны служить:

  • совершенствование нормативно-правовой, нормативно-методической базы и методов государственного регулирования
  • создание эффективной системы управления
  • развитие кадрового потенциала
  • развитие научно-технического и информационного обеспечения
  • федеральные и региональные целевые программы инновационного развития

Принятая в стране Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» (ФЦП «Развитие мелиорации»), на которую из федерального бюджета выделено 75,3 млрд. рублей, предусматривает следующие цели:

  • Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий.
  • Повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.

Для достижения этих целей, наиболее эффективного выполнения мероприятий Программы и обеспечения взаимосвязи между ними предусмотрен комплексный подход к реализации программных мероприятий. Все мероприятия Программы объединены в три комплексных проекта:

  1. «Восстановление и повышение эффективности использования мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений государственной собственности Российской Федерации»;
  2. «Развитие мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  3. «Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения за счет проведения агролесомелиоративных, фитомелиоративных и культуртехнических мероприятий».

Ожидаемые результаты реализации мероприятий ФЦП «Развитие мелиорации»:

  • Ежегодный объем производства сельскохозяйственной продукции – 5 160,7 тыс. тонн кормовых единиц
  • Гарантированное обеспечение урожайности сельскохозяйственных культур вне зависимости от природных условий за счет ввода в эксплуатацию 840,96 тыс. га мелиорированных земель
  • Сохранение существующих и создание новых 92,89 тыс. рабочих мест
  • Повышение защищенности населения и земель от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 66,1 млрд. рублей)
  • Сокращение доли государственной собственности Российской Федерации в общем объеме мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с 58,4 % до 40 %
  • Сокращение количества бесхозяйных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с 34,7 % до 0.

Основными задачами Государственного агентства УКРАИНЫ по водным ресурсам являются:

  • обеспечение потребностей населения и отраслей экономики Украины в водных ресурсах, осуществление их межбассейнового перераспределения и рационального использования;
  • внедрение системы интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу и адаптация законодательства Украины по вопросам водного хозяйства к законодательству Европейского Союза;
  • обеспечение развития мелиорации земель и улучшение экологического состояния орошаемых и осушенных угодий;
  • первоочередное обеспечение централизованным водоснабжением сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой;
  • защита сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от вредного воздействия вод и комплексная противопаводковая защита в бассейнах рек Днестра, Прута и Сирета, а также в бассейне реки Тиса в Закарпатской области;
  • экологическое оздоровление бассейна реки Днепр;
  • международное сотрудничество в сфере использования, охраны и возобновления водных ресурсов на трансграничных водных объектах.

В стране принята Государственная целевая программа развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна р. Днепр на период до 2021 года. В бассейнах основных рек наряду с бассейновыми советами созданы межведомственные комиссии по установлению режимов работы водохранилищ и водохозяйственных систем.

Государство придает большое значение водной отрасли. Так, Указом Президента Украины от 27 июня 2013 года № 351/2013 внесены изменения в Положение о Государственном агентстве водных ресурсов Украины. Последующим Распоряжением Кабинета Министров Украины от 28 августа 2013 года № 662-р созданы территориальные органы Госводагентства.

Отмечено, что с 2002 года площади земель, охваченных капельным орошением, выросли от 5,5 тыс. га до 76 тыс. га.

Являясь самой густонаселенной страной региона с самой большой орошаемой площадью, УЗБЕКИСТАН является наиболее уязвимой страной с точки зрения водообеспеченности. По этой причине в Узбекистане принимаются все необходимые меры по рациональному использованию ограниченных водных ресурсов. Введено жесткое лимитирование водопользования, стимулируется применение водосберегающих технологий, постоянно совершенствуется правовая база водопользования. За последние годы было внедрено капельное орошение на площади более 10,0 тыс. га с ежегодным увеличением на 5 тыс.га. В целом, водосберегающие технологии внедрены на площади около 100 тыс. га. В результате диверсификации сельхозпроизводства площади влагоемких культур, таких как хлопчатник сокращены с 2,0 млн.га до 1 млн. 200 тыс.га, а риса с 180 тыс.га до 40 тыс.га.

На восстановление и модернизацию ирригационной и дренажной инфраструктуры за последние 10 лет привлечено более 500 млн. долларов государственных средств и 1,2 млрд. долл. инвестиционных средств международных финансовых институтов.

В результате принимаемых мер, несмотря на рост населения и развития экономики, уменьшился водозабор с 64 до 51 млрд. м3 в год или на 21%. Начиная с 1992 года, 328 млрд. м3 сэкономленной воды направлено в сторону Аральского моря, часть из которого позволила обводнить 380 тыс. га дельты реки Амударья и создать локальные водоемы, способствуя тем самым восстановлению флоры и фауны.

На период 2013-2017 гг. государство намерено направить около 1 млрд. долл. США на повышение эффективности использования водных ресурсов и улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель.

В ТУРКМЕНИСТАНЕ ежегодно утверждается и реализуется несколько проектов комплексной реконструкции оросительных систем и повышения их технического уровня. Комплексные проекты предусматривают различные варианты сочетания следующих мер:

  • оптимизацию планового положения оросительной и коллекторно-дренажной сети;
  • увеличение удельной протяжённости дренажа;
  • устройство противофильтрационных покрытий;
  • строительство систем микроирригации (капельного и спринклерного орошения, дождевание);
  • строительство или восстановление регулирующих сооружений;
  • планировку и капитальную промывку земель;
  • изменение организационной структуры

С целью перехвата и аккумуляции стока малых рек и селевых русел осуществляется строительство малых водохранилищ в горных и предгорных зонах (уже осуществлены три проекта и реализуется четвёртый).

В Туркменистане в ближайшее время ожидается принятие нового Водного Кодекса.

Правительство КАЗАХСТАНА уделяет большое значение водохозяйственной отрасли. Свидетельством тому является создание Указом Президента Республики Казахстан от 29 октября 2013 года N 677 Министерства окружающей среды и водных ресурсов и завершение работ над подготовкой Государственной программы по управлению водными ресурсами Республики Казахстан на 2014-2040 годы. Программу планируется принять в ближайшее время.

Общими проблемами всех стран ВЕКЦА и стран Центральной Европы являются резкое уменьшение площади орошаемых земель:

Страна

до 1990 г.

2008-2010 гг.

разница

Армения

316

270

- 46

Азербайджан

1243

1215

- 28

Грузия

414

150

- 264

Казахстан

2253

1300

- 953

Узбекистан

4280

4270

- 10

Россия

6160

4500

- 1660

Украина

2600

700

- 1900

Молдова

316

30

- 286

Туркменистан

1185

1842

+ 657

Киргизстан

1080

1030

-50

Таджикистан

715

755

+40

Венгрия

300

200

-100

Болгария

1250

40

-1210

Македония

128

22

-106

Польша

343

79

-264

Чехия

153

30

-123

Румыния

3077

405

- 2672

Источник: Коваленко П.И. Ирригация и дренаж в изменяющемся мире

Кроме того, в Декларации Форталезы, принятой на последней Генеральной ассамблее МСБО, указаны:

  1. Паводки, засухи, водные эпидемии, загрязнения, сбросы и разрушения водных экосистем имеют место во многих странах мира.
  2. ИУВР на бассейновом уровне важен для всех.
  3. ИУВР на бассейновом уровне должен базироваться на интегрированной информационной сети, краткосрочных и долгосрочных прогнозах.
  4. Бассейновые планы и схемы КИВР определяют требуемые объёмы капвложений и включают все виды вод.
  5. Финансирование водохозяйственных организаций должно быть гарантировано сочетанием государственных и частных инвестиций, системы тарифов и «платы за загрязнение».
  6. Широкое общественное участие в процессе принятия решений и ассоциаций водопользователей.

В заключение Конференция приняла резолюцию.