К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 20 (236) ноябрь 2013 г.



КОНФЕРЕНЦИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ «ВОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МИР»

14-15 ноября 2013 года в Гааге Консорциум по водной дипломатии при поддержке Министерства иностранных дел Голландии организовал международную конференцию высокого уровня «Водная безопасность и мир».

Консорциум по водной дипломатии, в который входят Гаагский институт глобального правосудия, Институт международных отношений Клингельдаль, Институт водного образования ЮНЕСКО, Центр мира в Гааге и Центр водного руководства, был создан Нидерландами с целью объединения потенциала в области водной дипломатии, включая вопросы предотвращения конфликтов, водное руководство и управление, международное водное право и водохозяйственные системы. Консорциум намеревается стать глобальным центром, который будет

  • оказывать содействие правительствам и государственным органам на всех уровнях совершенствовать управление водными ресурсами;
  • проводить тренинги и другие мероприятия по наращиванию потенциала по широкому спектру вопросов, относящихся к водной дипломатии;
  • обмениваться знаниями и развивать партнерские отношения между заинтересованными лицами;
  • консультировать по метолам разрешения конфликтных ситуаций;
  • выступать в роли посредника для разрешения тех или иных спорных ситуаций;
  • оказывать содействие в построение мира в пост-конфликтных регионах, в том числе через решение водных вопросов;
  • проводить и публиковать исследования;
  • проводить конференции и другие мероприятия по вопросам водной дипломатии.

Целью конференции, проведенной 14-15 ноября 2013 года, стало обсуждение роли водной дипломатии на основе конкретных примеров из практики с приглашением экспертов и практиков, работающих на международном, национальном и суб-национальном уровнях. Конференция была организована в форме двух пленарных сессий и параллельной работы трех рабочих групп.

В своем докладе на вступительном пленарном заседании Дэвид Грей (Оксфордский Университет) сделал акцент на трех ключевых понятиях – суверенитет (водные вопросы затрагивают вопросы суверенитета), секретность (проблема обмена данными) и стационарность (изменение климата подорвало фундаментальное в гидрологии понятие «стационарности», которое предусматривает, что природные системы изменяются в пределах неизменяемой огибающей вероятностей). В качестве ответного действия он предложил инвестировать в информацию, институты и инфраструктуру.

Павел Кабат, директор Международного института системного анализа, сделал доклад на тему «Вызовы водной безопасности сегодня и в 2050 году». Помимо часто цитируемых проблем, связанных с вопросами воды, энергетики, экосистем и здоровья, он особо отметил о двух «скрытых» проблемах, не получающих пока должного внимания - это масштабы засоления и проблемы использования подземных вод. В качестве решения он предложил рассматривать водные вопросы как глобальные вопросы, усилить меж-секторальное и многодисциплинарное системное мышление в водном управлении, а также поощрять позитивное видение ситуации, демонстрируя как водные проблемы могут представлять возможности для развития.

В докладе Аарона Вулфа (Орегонский Университет) было два ключевых сообщения. Люди имеют значение – имея в виду, что решения принимаются небольшой группой людей, и что действия каждого из них может сыграть ключевую роль в изменении динамики водных отношений. Второй тезис докладчика был о важности образования («университеты – центры вселенной»).

Доклад Марка Смита (IUCN) призывал уделить внимание системному подходу к решению водных проблем и к тому, как понятие “системы” работает в аспекте водной дипломатии. Он отметил, что ИУВР срабатывает тогда, когда он рассматривается как процесс системного изменения (“IWRM as a systems change process”).

Первая рабочая группа, организованная при координации Гаагского института глобального правосудия, рассматривала правовые и институциональные вопросы. Участники сессии в рамках данной рабочей группы обсуждали существующие инструменты и методы институциональных, правовых и дипломатических процессов для предотвращения и разрешения конфликтов, с особым акцентом на международный/трансграничный уровень. Среди итогов сессии, озвученных на заключенном пленарном заседании, значилось:

  • построение доверия насущно необходимо для успеха всех проектов;
  • политика без науки – шулерство;
  • роль политики понимается по-разному: политика как препятствие, политика как решение, политика как основа;
  • конвенции предоставляют основу, но в политически сложной ситуации, двусторонние договоренности могут срабатывать;
  • сложно наладить процедуру совместного сбора данных и фактов;
  • трансграничные вопросы не должны рассматриваться отстранено от социально-экономических и политических вопросов;
  • универсальных решений не бывает;
  • дипломатия на низовом уровне может сдвинуть процессы;
  • важно проводить встречи – если не проводить встречи, то сотрудничества потеряет многое.

Действиями на будущее обозначены следующие положения:

  • Необходимо продолжать подчеркивать выгоду от трансграничного сотрудничества для национального уровня.
  • Водная дипломатия и региональное сотрудничество функционируют в качестве поддержки для обмена знаниями и информацией, а также проведения открытых дискуссий.
  • Акцент на новые инструменты как платформы сотрудничества (например, стратегическая оценка воздействия).

Вторая рабочая группа, организованная Институтом водного образования (Питер ван де Зааг и Юп де Шутер) совместно с НИЦ МКВК Центральной Азии и Технический региональный офис по Восточному Нилу (ENTRO), была посвящена системному анализу. Перед участниками рабочей группы был поставлен вопрос: «Как подходы системного анализа могут помочь улучшить диалог между политиками, дипломатами и аналитиками в трансграничном контексте и привести к справедливому разделению международных водотоков?». Для ответа на него была организована вступительная сессия, на которой докладчики представили экономический (Эрик Арсеник, VU Amsterdam), дипломатический (Александр Вербеек, МИД Нидерландов) и комбинированный (Евгений Стахив, USACE, UNESCO-ICIWaRM) взгляды на проблему. Затем были представлены примеры использования аналитические подходов в бассейне Аральского моря и бассейне Нила.

С докладом «Бассейн Аральского моря: развитие и использование интегрированного модельно-аналитического комплекса ASBmm» выступили представитель Института ЮНЕСКО-IHE Юп де Шутер и представитель НИЦ МКВК Центральной Азии Зиганшина Д.Р. В докладе отмечалось о работе по развитию инструментов сотрудничества в рамках МКВК, включая деятельность по информационному обмену, наращиванию потенциала, проведение исследований, реализация региональных пилотных проектов и создание модельного комплекса для анализа сценариев будущего развития. Члены панели от Казахстана (Ибатулин С.Р.), Кыргызстана (Джайлообаев А.Ш.) и Узбекистана (Нуримбетов Р.) представили свои комментарии и поделились опытом в данном вопросе. Докладчики отмечали о необходимости продолжения работ по развитию имеющихся и созданию новых моделей, повышению достоверности и точности имеющихся данных, особенно в контексте изменения климата. Поскольку не может быть идеальных универсальных моделей, дополнительно к представленной модели ASBmm, выступавшие отмечали о достоинствах модели экономической модели водораспределения BEAM, разработанной группой, состоящей из экспертов DHI, COWI и Глобального Водного Партнерства Кавказа и Центральной Азии. Полезным может быть также сценарный подход к оценке водохозяйственной ситуации. В процессе дискуссии поднимался вопрос о необходимости повышения эффективности деятельности МКВК и об активизации выполнения работ в рамках ПБАМ-3. Отмечалось, что реальность сложнее возможностей любых моделей, особенно учитывая геополитические аспекты в водном секторе региона. Дипломаты стали только недавно принимать участие в переговорах и дискуссиях по водным вопросам в Центральной Азии, поэтому проведение тренинга для более глубокого ознакомления с водными вопросами для дипломатов было бы желательным.

В сессии принимал участие посол Афганистана в Голландии. В своих комментариях он отметил, что важным является построение доверия во взаимоотношении между странами. Афганистан не намерен принимать действия, которые могу причинить вред, но надеется на справедливость в использовании воды в бассейне.

Вторая сессия в рамках данной рабочей группы рассматривала развитие модельной базы в бассейне реки Нил. Доклады освещали роль моделей в ведении переговоров по Восточному Нилу, приводили пример моделирования в бассейна Нила с точки зрения интеграции, а также познакомили слушателей с перспективой политической науки и НПО. Судя по представленным докладам, развитие модельной базы в бассейне Нила находится в начальной стадии, особенно в части наполнения баз данных.

В заключительной части заседания рабочей группы по системному анализу был организован интерактивный обмен мнениями, в которой каждый участник ответил на два вопроса: 1) Какие имеются пробелы в знаниях? 2) Каковы основные направления и возможности для действий?

Самые распространенные ответы на первый вопрос можно обобщить следующим образом:

  • Риски и неопределенность: определение, оценка и коммуникация;
  • Разработка новых показателей для политиков: мир, безопасность, благосостояние;
  • Переход от и субъективных знаний к «коллективному» или «разделяемому» знанию

Ответы на второй вопрос включали:

  • открытость: открытый доступ к данным и моделям;
  • взаимодействие между наукой и политикой для усиления диалога между аналитиками и политиками;
  • больше внимания уделять роли гражданского общества и средств массовой информации;
  • необходимость наращивания потенциала и улучшения образования;
  • использование и укрепление институциональных основ, в том числе международных конвенций, в которых технические специалисты, дипломаты и лица, принимающие решения, могут работать совместно.

Третья рабочая группа обсуждала возможности создание взаимосвязей для развития водной дипломатии на различных уровнях, в том числе с вовлечением гражданского общества. Рабочая группа обсуждала следующие вопросы:

  • Могут ли успешные примеры децентрализованного водного руководства распространяться на различные физические, социально-экономические и политические условия? (сессия 1).
  • Как международные НПО могут служить связующим звеном между низовым уровнем и лицами, принимающими решение на национальном уровне? (сессия 2).
  • Доноры могут поддерживать программы развития, основываясь на своих приоритетах, которые позволяют им учитывать интересы социальных групп, иногда не замечаемых правительствами. Может ли такая деятельность помочь связать локальные действия с действиями органов власти и управления на местах и как? (сессия 3)
  • Какие уроки могут быть извлечены из успешных примеров работы на местах по созданию взаимосвязей и доверия между всеми участниками для улучшения сотрудничества? (сессия 4а)

Эти вопросы были обсуждены на основе примеров работы в Южной Африке, Эфиопии, Мали, Бангладеш, Индии, Мьянма и Центральной Америке.

На заключительной пленарной панели с докладом выступил министр иностранных дел Голландии, а координаторы трех рабочих групп представили обобщенные выводы проведенных сессий и обсуждений.

Заместитель директора НИЦ МКВК
д-р Д.Р. Зиганшина